Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху

Ориентация на действие и ориентация на состояние – понятия, которые ввел в психологию Ю. Куль. В 1970 годах при изучении мотивации по методике Х. Хекхаузена он обнаружил различия между двумя этими понятиями. Он обнаружил, что результат деятельности, а именно, достижение или недостижение человеком результата, зависит именно от его ориентации либо на действие, либо на состояние, даже если люди при этом имеют сходные цели, возможности и способности. Ориентация на действие и состояние являются центральными понятиями теории контроля за действием.
В основе теории Ю. Куля лежит функциональный подход, и именно с его точки зрения объясняется вопрос самоуправления человека. Теория утверждает, что успешность или неуспешность деятельности происходит от содержания сознания личности, но содержание сознания есть производная от успешности и неуспешности деятельности человека, то есть, чтобы человек смог достичь выбранной им цели, недостаточно одной лишь уверенности в возможности ее достижения и собственной компетентности, человеку следует развивать эту компетентность.
Исследования доказывают, что отсутствие мотивации и неуверенность в своих силах характерны для людей, которые в прошлом переживали неудачи. Другие исследования экспериментально доказывают, что пессимистическая направленность не является причиной депрессии, а наоборот появляется после того, как появились симптомы депрессии.


Волевая сфера личности – это сложная система с совокупностью подсистем, которые должны эффективно и безошибочно взаимодействовать, чтобы стала возможна реализация механизма контроля за действием. Это связано с тем, что для осуществления контроля за действием нужно, чтобы намерения человека постоянно находились в активном состоянии, когда условия для деятельности благоприятны, а при неблагоприятных условиях человеку следует отказаться от данной деятельности на время или навсегда.
Автор пишет, что такие понятия, как воля и волевые процессы являются совокупностью взаимодействующих функций. При этом, если возникают препятствия на пути к достижению цели, эти функции должны опосредовать координацию отдельных частей по содержанию, времени, пространству.


Ю. Куль разделяет контроль за действием на несколько видов. Эти виды контроля отвечают за реализацию цели, выбранной человеком, причем происходит это, по большей части, на неосознаваемом уровне.
1. Мотивационный.
Этот вид контроля усиливает мотивацию, которая лежит в основе выбранной цели (намерения). Мотивационный контроль удерживает внимание на внешних стимулах и внутренних ожиданиях человека, которые способствуют реализации цели.
2. Контроль внимания.
Этот вид контроля направляет внимание носителя деятельности на те внешние и внутренние стимулы, которые благоприятствуют выполнению цели.
3. Перцептивный.
Этот вид контроля блокирует те стимулы, которые тормозят выполнение цели.
4. Эмоциональный.
Данный вид контроля регулирует эмоциональное состояние человека, если оно препятствует выполнению цели.
5. Контроль неудач.
Этот вид контроля направлен на то, чтобы регулировать деятельность человека в случае неудачи. Происходит либо активация усилий, либо наоборот их снижение, в особенно неблагоприятных условиях может быть выбрать временный отказ от цели.
6. Контроль кодирования.
Этот вид контроля осуществляет сохранение в памяти информации о цели в неосознаваемом виде. Когда возникают благоприятные для выполнения условия, контроль кодирования активирует данные о цели.
7. Поведенческий.
Данный вид контроля отвечает за предусмотрительность — удаление из области внимания человека всего, что может отвлекать от реализации задачи.


Итак, Ю. Куль вводит понятие «контроля за действием», совокупности из нескольких видов контроля, действующих чаще всего на неосознаваемом уровне, в противовес понятию «воли» в традиционном смысле.
Еще одно важное понятие теории контроля за действием – самоуправление. Под ним автор понимает совокупность всех функций, которая обеспечивает оптимизацию осуществление намерений и целей человека. Механизм самоуправления, согласно теории Куля, не зависит от конкретной деятельности человека, универсален. При этом могут наблюдаться нарушения в механизме самоуправления, например, беспомощность. Чаще всего они связаны с нарушениями в области эмоционального контроля, контроля внимания и неспособностью удерживать мотивацию длительное время, необходимое, чтобы достичь цели. Факторами, оказывающими подкрепляющее действие на нарушение самоуправления, автор называет зацикленность человека на прошлых неудачах и внешнее давление.
Автор выделяет несколько составляющих намерения как цели, ключевыми из них считаются когнитивные репрезентации настоящего (процессы инициирования деятельности), будущего (процессы репрезентации цели и того, как ее можно достигнуть) и текущего (контроль всех событий, произошедших в прошлом или имеющих возможность в будущем, которые могут повлиять на достижение цели) состояний. Намерение человека полноценно, а действие эффективно, если в равной доле активированы все три репрезентации. В связи с этим Куль в соавторстве с Хекхаузеном вводит понятие «рубикона», которое описывает шаги, предпринимаемые человеком для достижения какой-либо цели. Когда человек принимает определенное решение (выбирает цель), все его усилия должны быть напрвлены на ее достижение, альтернативные же цели должны либо восприниматься менее значимыми, либо не восприниматься вообще. Тем не менее, люди отличаются по тому, насколько эта модель характерна для них, и насколько эффективно им удается достигать целей.
Если какая-то часть этого механизма (мотив, цель, средства достижения цели) отсутствует или представлена недостаточно, человек дополнительно прорабатывает ее, осознанно или неосознанно концентрируется именно на этой части. Вследствие этого появляется вероятность возникновения «неполноценного намерения» (термин, выдвинутый Ю. Кулем), которое зацикливает внимание человека на себе и мешает его полноценной деятельности.
Кулем было выдвинуто предположение, что если человек подвержен этому явлению, то он испытывает проблемы с постановкой, достижением целей, нерешительностью и сомнениями. Причем степень проявления этих симптомов возрастает в связи с возрастающей сложностью ситуации. Людей, которые подвержены этому явлению, называют «ориентированными на состояние». Причину этого Ю. Куль видит именно в невозможности «пересечения рубикона».
Ю. Куль связывает это с понятием первичных и вторичных реакций.
Первичные реакции – это те личностные черты, которые обусловлены его генетической предрасположенностью. Они влияют на то, как человек реагирует на ситуацию, какие действия предпринимает. Но эти реакции далеко не всегда опосредуют деятельность человека. Наибольшее влияние на личность оказывают вторичные реакции, навыки самоуправления.

Самоуправление, о котором говорилось выше, - есть вторичные реакции человека, они поддаются корректировке и развитию. Именно они имеют решающее значение для реализации целей человека, способности разрешать сложные ситуации в свою пользу, достигать целей, причем особенно эффективными они становятся, когда подвергаются постоянной тренировке.
В числе этих способностей выделяются:
– Самоконтроль — навык планирования, отсутствие страха при начале деятельности. Направлен на активное подавление факторов, которые способны воспрепятствовать достижению цели (мысли о неуспехе, появление побочной цели). Навык осознаваем и предполагает большое количество затрачиваемой на него энергии («самоприказы»).
– Саморегуляция — самомотивация и саморелаксация, рефлексия и определение индивидом самого себя. Эффект регуляции не зависит от контролирующих усилий «Я», факторы, препятствующие цели, устраняются на локальном уровне.
– Самоорганизация — автоматическая реализация всех психических процессов.
Именно саморегуляцию автор теории называет альтернативой классическому определению воли как самоконтроля, аскетизма, причем альтернатива эта не требует таких грандиозных усилий, так как человек не является объектом контроля, но есть субъект регуляции, оказывающий поддержку своим целям на эмоциональном и когнитивном уровнях.
Способность использования механизма самоуправления у людей различна. У одних людей чаще возникает проблема невозможности к деятельности, так как они ориентированы на состояние и постоянно подвергаются воздействию процессов торможения деятельности (воспринимают негативное состояние), они неспособны концентрироваться на действии. Другие, кто способен действовать и под воздействием стресса, - ориентированы на действие.

Ориентацию на действие характеризуют активность, энергичность в достижении целей, волевая активность, способность достигать целей независимо от благоприятности или неблагоприятности внешних условий, спокойное отношение к неудачам и желание конструктивного их преодоление. Люди, ориентированные на действие, достигают целей как бы «автоматически», а на осознаваемом уровне они не испытывают эмоций, способных помешать достижению целей. Тогда как ориентированные на состояние люди имеют трудности с началом деятельности, имеют негативные мысли относительно тех целей, которые не могут быть достигнуты в данный момент, или по поводу прошлых неудач.

Ориентация на действие и состояние не являются неизменными характеристиками и зависят от событий, происходивших с человеком. Человек, для которого в прошлом была характерна ориентация на действие, может изменить свою ориентацию на состояние вследствие больших неудач. А человек с ориентацией на состояние при должной поддержке и тренировке может изменить ориентацию на действие.

Ориентация на действие как вектор развития личности на пути к успеху



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Действие цвета на психику и общее состояние человека
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Чем отличается реализация цели по мужскому типу от женского достижения цели?
  • Правило 7 из 64. Энергия цели, или как заставить цели работать на вас?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Внутренние факторы, которые блокируют достижение цели
  • Уверенность человека: на пути к цели
  • Как нужно формулировать «денежные» цели, чтобы они сбывались
  • Как ставить цели, чтобы они достигались?
  • Достижение цели: секрет одной цели
  • Как найти ресурс в прошлом для достижения цели в настоящем?
  • Не ставьте цели - жениться или выйти замуж. Ставьте цель - встретить любимого человека
  • Цели в жизни человека.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как достичь заветной цели: 4 этапа, которые изменят вашу жизнь
  • Декомпозиция цели/Как достчь цели
  • Внутренне состояние и наши цели
  • Как влияет самооценка на цели, которые мы себе ставим?
  • Цели и желания. Для чего они нужны?
  • Цели. Правила написания Целей.
  • Как ставить цели, которые будут выполняться?
  • Как ставить цели, которые будут достигаться?
  • Как осуществить свою мечту или Достижение цели
  • 5 ошибок постановки целей (VAPID-цели)
  • Нетворкинг - сфера деятельности или компетенция современного человека?
  • Как ставить цели, чтобы их достигать
  • Как гарантировать достижение цели: инструкция для умных
  • Искусство достижения цели: как сделать так, чтобы жизнь удавалась?
  • Что нужно, чтобы достичь цели?
  • Зачем нужны цели? Цели, ради которых стоит жить!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь