Разрешение, защита, сила: обзор трех «П». Разрешение

В транзактном анализе концепция трех «П» - разрешения, защиты и силы описана Штайнером, который вспоминал свой разговор с Берном о роли разрешения в лечении алкоголизма. Берн настаивал на важности этой интервенции в лечении алкозависимых клиентов. Вместе три «П» в профессиональном арсенале терапевта представляют собой специфическую форму транзакций, которую Штайнер назвал «философией лечения» ТА. Хотя разрешение, защита и сила концептуально рассматриваются в одном терапевтическом поле, ведутся споры о сходствах и различиях между ними. 

Разрешение – транзакция между терапевтом и клиентом, происходящая в определенный момент терапии, по средствам которой терапевт влияет на поведения клиента или его отношение к самому себе и окружающим людям, которые до настоящего времени казались невозможными или несостоятельными.

Клиент нуждается в силе разрешения терапевта, чтобы изменить свой жизненный сценарий или выйти из него. Терапевт может дать своему клиенту необходимое разрешение, но только после того, как для него станет понятным сценарий клиента.  В противном случае клиент может вовлечь терапевта в свою игру.

Советы терапевту, как использовать силу разрешения:

терапевт должен войти в контакт с «Маленьким Профессором» клиента (эго-состояние Ребенка, формирующееся в довербальном периоде развития), предоставив ему достаточно необходимой информации;терапевт должен быть более сильным, чем интернализованный Родитель пациента;терапевт дает разрешение эго-состоянию Ребенку клиента не подчиняться указаниям его внутреннего Родителя;

Штайнер определяет разрешение как транзакцию, в которой Родитель терапевта ведет клиента в определенном направлении. Позднее он охарактеризовал эту интервенцию как транзакцию, по средствам которой терапевт активизирует силу Естественного Ребенка клиента, за счет чего последний способен выйти из своего ограничивающего сценария. Он описал эту транзакцию как «комбинацию команд» или транзакций:

- Родитель (терапевта) к Ребенку (клиента): - «хватит пить!»

- Взрослый (терапевта) ко Взрослому (клиента): - «ты не вернешь свою работу до тех пор, пока не бросишь пить».

Условия использования терапевтом транзакций разрешения:

  • эта транзакция становится необходимой в тот момент, когда клиент попадает в тупик, из-за чего он теряет способность продвигаться в терапии;
  • терапевтическая ситуация, в которой клиент в какой-то момент стал оказывать сопротивление терапии. В этом случае разрешение должно способствовать восстановлению контракта на лечение;
  • ситуация, в которой разрешение терапевта, способствует вовлечению Взрослого эго-состояния клиента. В противном случае разрешение, даваемое терапевтом клиенту может восприниматься как родительская директива, из-за чего клиент может оказывать сопротивление в эго-состоянии Бунтующего Ребенка.
  • в случае угрозы эго-состоянию Ребенка клиента, терапевт способен предоставить ему надежную защиту из своего эго-состояния Заботливого Родителя.

Четыре группы терапевтических разрешений

Вера клиента в то, что терапевт может способствовать решению его затруднительного положения, может активизировать силу эго-состояния Естественного Ребенка клиента, который до настоящего момента был сдерживаем сценарными запретами и предписаниями его родительских интроектов. В конечном счете клиент должен обучится давать такое разрешение самому себе. У клиентов, где соматические нарушения являются следствием психологического состояния, разрешения, даваемые терапевтом, могут быть направлены на развитие навыков саморегуляции. В этом случае терапевт помогает клиенту давать разрешение самому себе, в следствие чего клиент становится способным справляться с жизненными трудностями самостоятельно.

В терапевтической работе разрешения могут иметь характер вербальных и невербальных, которые могут даваться терапевтом и, соответственно, принимаются клиентом. Я полагаю, что эти различия весьма полезны, так как разрешение, которое дается терапевтом предполагает более активное вовлечение клиента в работу. В случае, когда даются невербальные разрешения важно осознать значимость терапевтических или фасилитирующих отношений. Важными терапевтическими инструментами, способствующими исцелению клиента, к примеру¸ могут стать: сила, разрешение, защита, поддержка и вызов, которые должны поддерживаться двумя сторонами – терапевтом и клиентом. И это существенно отличается от транзакции, в которой только терапевт дает разрешение клиенту. Здесь важно различать разрешение, как терапевтическую транзакцию от вседозволенности.

Исходя из исследуемой мною литературы на эту тему, я предлагаю другую категорию клиентов - дающие самим себе вербальные разрешения. В этой связи я предлагаю четыре группы разрешений:

  • вербальные (прямые);
  • вербальные (непрямые);
  • вербальные (которые даются самому себе);
  • невербальные (которые принимаются).

     Основные различия между разрешениями, которые даются и которые принимаются, являются более, чем техническими. По сути, они философские, так как они формируют разные отношения к ответственности. Эти взгляды касаются роли терапевта и ответственности клиента.

 

Критика

Одна из проблем заключатся в том, что принцип построения отношений терапевта с клиентом, где используется интервенция разрешения ставит терапевта на место «родителя» клиента. В этом случае клиент может интерпретировать прямое разрешение терапевта «ты можешь…» как «отцовское». Тогда Родитель терапевта будет направлять клиента к осуществлению определенного поведения, которое Ребенок клиента уже воспринимает как необходимое. Несостоятельность вышесказанного аргумента заключается в том, что Взрослый клиента уже может быть способен осознавать о понимать проблему, тогда как терапевт будет вести его по той самой дороге, которую клиент самостоятельно начал проходить. В лучшем случае это будет выглядеть как повторение пройденного пути, в худшем как покровительство. Наиболее эффективное терапевтическое решение будет касаться расширения способностей Взрослого эго-состояния, а не «воспитание» Ребенка или Родителя клиента.

Другая проблема касается понятия «моделирование», которое характеризует отношения между терапевтом и клиентом. В этом смысле терапевт позиционирует себя как компетентного родителя. В отношениях между терапевтом с клиентом это выглядит как навязчивая демонстрация терапевтом «удобного и необходимого» поведения (терапевт в роли родителя, учителя, преподавателя), которое клиент с готовностью воспринимает и сохраняет как новый родительский интроект.  Однако, здесь моделированное поведение терапевта может восприниматься клиентом критически. В случае, если клиент найдет для себя это поведение полезным, он сможет интегрировать его (Взрослое эго-состояния клиента).

Еще одна претензия в адрес интервенции «разрешения» касается ограниченности достижений. Существует разница между контрактом «социального контроля» и контрактом «на автономию».  Первый предполагает, что благодаря использованию терапевтом транзакции разрешения, клиент больше не будет следовать родительским предписаниям, ограничивающим его потребности в отношениях. Второй предполагает, что клиент может выйти из своего сценария, и развивать такие экзистенциональные потенции как спонтанность, интимность и автономность, что будет способствовать личностному росту. Автономия клиента не нарушается, если транзакция разрешения предоставляется в рамках оговоренного заранее контракта.



Просмотров: 364
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как поддержать клиента и выявить его ресурсы?
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Симптом, как главный помощник клиента в его развитии.
  • Стоит ли все, что происходит между терапевтом и клиентом называть психотерапией?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь