Роль бессознательных фантазий родителей в формировании будущей судьбы ребенка

Поговорим немного о предыстории и посмотрим ретроспективно, как менялось эпохально отношение к детям на протяжении последних двух тысячелетий.

Ллойд Демоз, известный современный американский исследователь истории психологии, создатель концепции психоистории,на обширнейшем историческом материале показывает как развиваются различные стили воспитания детей начиная с античности и до наших дней .Автор делает акцент на том, что эмоциональные потребности ребенка на протяжении многих тысячелетий в истории цивилизации не признавались и отрицались воспитывающим его взрослым, и ребенок (его психика, его тело, его жизнь) «использовался» для разрешения внутренний эмоциональных трудностей самого взрослого.

Взрослый в истории, по мнению Л. Демоза, может реагировать на просьбу ребенка тремя психологическими способами, которые сводятся к проективной реакции, возвратной реакции и эмоциональному сопереживанию потребностям ребенка. Две первые реакции  (проективная и возвратная) существовали в истории на протяжении нескольких столетий. Последняя реакция появляется в конце XIX - начале XX столетия в Европе и России. Суть этих бессознательных реакций взрослых по отношению к ребенку сводятся к следующему:

1)    Проективная реакция представляет собой использование  ребенка как сосуда своего собственного содержания бессознательного. Проективная реакция представляет собой навязчивую форму эмоционального опорожнения на других, в данном случае на собственного ребенка. Психоаналитикам, например, хорошо знаком тип, используемый пациентами в качестве «сливной ямы» для своих обильных проекций. Такое положение - существа, используемого как сосуд для проекций, обычно для детей в прошлом.

2)    Возвратная реакция сводится к тому, что родитель использует ребенка как заместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве.Ребенок существует лишь для того, чтобы удовлетворять родительские потребности. Неспособность ребенка в качестве родительской фигуры дать ожидаемую от него любовь всегда вызывает наказание. Как рассказывала одна такая мать: «Меня никогда в жизни не любили. Когда ребенок родился, я думала, что он будет любить меня. Если он плачет, то, значит, не любит меня. Поэтому я бью его».

3)    Третий тип реакции определяет эмпатию родителя к ребенку – способность взрослого регрессировать к уровню потребностей ребенка и правильно распознать их без примеси своих собственных проекций. Кроме того, взрослый должен в определенной степени дистанцироваться от потребности ребенка, чтобы быть способным удовлетворять ее

Проективная и возвратная реакции у родителей прошлого часто смешивались, производя эффект, который Ллойд Демоз называет двойным образом. В этом случае ребенок одновременно рассматривается как полный проективных желаний, подозрений и сексуальных мыслей взрослого и в то же время как отцовская или материнская фигура. То есть одновременно плохим и любимым

1.Инфантицидный стиль- Над античным детством витает образ Медеи, поскольку миф в данном случае только отражает действительность. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они могли убить его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции, а возвратные реакции находили выражение в гомосексуальных половых актах с детьми. 

2. Оставляющий стиль - (IV-XIII века н. э.). Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь ,отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Проекции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают, что видно из уменьшения числа гомосексуальных связей с детьми. 

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII века). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему был вместилищем опасных проекций взрослых. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Начало этапа можно приблизительно датировать четырнадцатым веком, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса.а в искусстве стал популярным «образ заботливой матери». 

4. Навязывающий стиль (XVIII век). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций, и родители не столько старались исследовать его изнутри с помощью клизмы, сколько сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю. Угрозы пускались в ход гораздо реже, так что стала вполне возможной истинная эмпатия.Отмечается снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века. 

5. Социализирующий стиль (XIX век - середина XX). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. 

6. Помогающий стиль (с середины XX века). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвую оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях.

 Вот такую трансформацию претерпели детско- родительские отношения на протяжении нескольких тысячелетий и родители начали проявлять интерес  к тому, отчего зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Хочу поделиться своими наблюдениями относительно влияния родительского фантазирования на судьбу ребенка  и физическое здоровье, которые я могла видеть работая в Перинатальном центре в отделении реанимации недоношенных детей, консультируя в центре для детей с нарушениями развития, и обычной школе, консультируя семьи детей с нарушениями поведения.

 Приходя в этот мир ребенок не имеет выбора  в том, как бы ему хотелось, чтобы к нему относилисьи не имеет выбора своей судьбы, которую строят для него родители когда  задумались о нем. На недавнем семинаре в Москве, который был организован  РПО французский психоаналитик Бернар Пено говорил , что  Диспозитив ожидания и предчувствия родителей определяет каким ребенок станет. Родительское предположение ребенка, как субъекта и каким он будет схоже с психаналитическим действием,  в котором мы предполагаем исход анализа с тем или иным пациентом

Мечтая и фантазируя о будущем ребенке, родители предвкушают те удовольствия, которые они получат от общения и прикосновения с ребенком и каково бывает их разочарование, когда они получают нечто другое, не имеющее ничего общего с их фантазией. Тогда они чувствуют себя обманутыми и направляют свое раздражение на объект обмана- ребенка, затем их настигает чувство вины за свои агрессивные импульсы по отношению к своему ребенку ( вплоть до непреднамеренного убийства) и тогда, чтобы «загладить вину» и аннулировать агрессию, родитель (реактивное образование), обычно мама начинает гипперопекать ребенка, боясь, что с ним что то случится. Другими словами, что я что-то с ним сделаю, чем и объясняются многочисленные несчастные случаи с маленькими детьми. Есть другая крайность, эйфоричное восприятие своего ребенка, когда родитель совершенно не воспринимает реальные обстоятельства, а живет только своей фантазией несмотря ни на что. В этом случае мама может совершенно не тестировать реальность и объяснять высокую температуру  у болеющего ребенка,  тем, что ему жарко,  она просто его очень тепло одела и.т.д.

В первом случае нарцисичная мама тестирует реальность и не может получить от нее удовольствия. Это реальность ее ранит, она не может с ней справиться и направляет свою агрессию на ребенка, а потом и на себя в виде  вины и аутоагрессии, замкнутый круг. Во втором случае, нарцисичная  мама не тестирует реальность, ею движет только принцип удовольствия, в который она была погружена в своих фантазиях и никакие обстоятельства не могут ее разлучить с получением этого удовольствия. С ребенком разлучиться можно, с удовольствием нет. Крайний случай такого проявления- это реальная смерть ребенка, когда мама говорит «как он прекрасно уснул», это уже становится клиническим проявлением заболевания. Другой вариант такого эйфоричного  восприятия своего ребенка, это мамы недоношенных  детей, которые находятся в реанимационном отделении с весом от 500 грамм и сроком рождения 23-25 недель. Они могут рассказывать о том, что «сын обязательно будет президентом, потому- что папа президент», на вопрос «а если не будет?» было большое недоумение, которое не предполагало другого исхода судьбы малыша с весом 750 грамми глубокой недоношенностью.(Пример из реального разговора)

Маленькие дети, даже лежащие в кювезах моментально реагируют на мамино психическое пространство и женщины сами  отслеживают взаимосвязь между своим настроением, «мечтанием» о ребенке и его показателями на мониторах и сообщением врачей о его состоянии.

Находясь в отделении реанимации для недоношенных детей и ведя беседы с мамами, а так же проводя консультационную и диагностическую работу в центре для детей с ограниченными возможностями здоровья и развития,  удалось выяснить, что практически все  мамы, в период беременности, в той или  иной степени имели неудовлетворительные взаимоотношения со своими партнерами, домочадцами,  или находились в состоянии страха и паники. По данным диагностики онтогенеза беременности, некоторые  из мам имели тяжелый опыт собственного рождения,   и в настоящее время находятся во враждебных  взаимоотношениях со своими матерями,  но на уровне бытового общения сохраняют ложно- позитивные, любящие но скрыто фальшивые взаимоотношения. (Женщина имеющая ребенка с тяжелой инвалидностью, интеллектуальные нарушения, рассказывала о взаимоотношениях с мамой, как очень теплые, мама всегда заботилась и любила ее. На вопрос о самом ярком воспоминании, она сказала, что мама идет впереди, а я смотрю на ее спину в пальто и стараюсь добежать до нее, но у меня не получается), другой пример   ( Ребенок мальчик ДЦП сохранный интеллект, Это была попытка рождение третьего ребенка, первые двое ранний выкидыш, эту беременность  лежала все время на сохранении, но не смотря на это, начались преждевременные роды на 25 неделе. Сама она  воспитывалась в семье, где открыто проявлялась агрессия, ее мать унижала подавляла отца,  это был единственный теплый человек в доме.Отца было опасно любить и она любила его тайно, сейчас она любит открыто и  ее мальчик навсегда с ней  - ее слова.)

Формируется внутрисемейная пуповина инвалидности, если в первом поколении это на уровне взаимоотношений (нарушенные инвалидные взаимоотношения), то уже следующее поколение на уровне нарушения тела и интеллекта. Предположение- семьи с высоким интеллектом и завуалированной агрессией чаще всего страдает интеллект, семьи, где агрессия открытая и адресной направленности, страдает тело

 Где начало этим процессам? С четвертого, пятого месяца беременности ребенок ощущает на себе агрессивные влечения матери, которые направлены на него, а так же проявляет свои, которые могут возникнуть при взаимодействии с материнским организмом и формируются токсикозы беременности, которые наиболее опасны во второй половине.

Существуют механизмы дородовой памяти и младенец ничего не забывает из того, что с ним происходит, помнит в телесной памяти в организмических процессах И если он был непринимаемым, покинутым, лишенным материнского фантазирования о нем, то можно объяснить замирания, остановки в развитии, поздние выкидыши, развивается внутриутробный госпитализм.(Пример- Ребенок, рожденный на 32 неделе с гидроцефалией мозга, на пятом месяце беременности замерло развитие тела при том, что голова продолжала развиваться, родителей об этом предупредили, из разговора ее первоначальные фантазии о ребенке сводились к тому, что это будет ласковый котенок, вторая половина беременности - скорее бы от этого избавиться )

 Во внутриутробной жизни у ребенка формируется примитивные, телесные ощущения, у плода появляется примитивная схема образа тела, когда он трогает себя Плод сосет палец, получая удовольствие , поэтому репрезентация пальца и ощущение пальца, как интегральная часть, формируется намного раньше, по сравнению с другими органами. Плод дотрагивается до своих половых органов и имеет о себе представление, как о мальчике или девочке и  когда рождается , имеет вербальное и эмоциональное обозначение своей половой принадлежности. « Родился  мальчик, или родилась девочка».  Это развитие влечений, начало психосексуального развития. Очень рано начинается формирования  ядерного ощущения себя, кто я есть. Рождается телесное чувство себя.

Развитие-это непрерывный процесс с момента зачатия и в то же время прерывающийся. После рождения ребенок повторяет то, что с ним было в утробе. Внутреннее ощущение, это ощущения Я, которое идет по линиям развития, их описывала А. Фрейд в профилях развития младенца, но не одна фаза развития не является определяющей с точки зрения конечного результата, но на протяжении всех этапов развития ребенок нуждается в сопровождении материнского объекта и выделении ребенка из себя, как субъекта.

Бернар Пено об этом  « В крике младенца есть смысл для матери и значение крика предопределяет ее ответ и именно это будет воспринято ребенком и обладать значением и через несколько дней устанавливается субъективация смысла.  Если ребенок субъект в глазах матери, она находит то решение, которое будет правильным. Мать молчит, мыслит своего ребенка, позволяя возникнуть субъективности(отдельности). Отталкиваясь от чувств и значений,  которыми наделяет их младенец устанавливается сивмолизация значений и символ любви. Спустя несколько дней младенец отталкиваясь от качества любви  интерпретирует и устанавливается матрица, которая ляжет  в основу любого процесса субъективации которая дает переход от  оральности к  любови» Ребенок, который не может получить своего места в мамином психическом пространстве, в ее фантазийном мире, не имеет возможности обрести в будущем свое место. Младенец , вглядываясь в глаза матери и познавая ее глубину, как в зеркале видит себя и только так может познать свою глубину.( во время кормления ребенок неотрывно смотрит на мать)

Следующим сложным этапом в диаде мать- дитя, это взаимодействие в семье, кода ребенок получает свое реальное место и «раздвигает» границы семейной структуры. И опять спасает ситуацию- фантазийный мир в котором теперь уже должна находиться вся семья. Ребенок кричит, требует к себе колоссального количества внимания, заставляет перестроить весь  привычный уклад жизни, вызывает неконтролируемую агрессию и только фантазия о будущем с ним помогает всем членам семьи справиться со своим стрессом и дать малышу«место», что конечно не всегда получается на деле. Родители находятся в перманентном фантазировании о своем ребенке. Это помогает на протяжении всей жизни выдержать несовершенство себя, как родителя и несовершенство своего ребенка. Чтобы развиться, как личность и функционировать на невротическом уровне, ребенку достаточно определенной доли реальности в фантазиях родителей и тогда фантазия родителей и реальность ребенка начинают двигаться в одном направлении.

Намного тяжелей детям, которые так и не могут вырваться из родительских фантазий и продолжают функционировать на уровне монады. В силу своих профессиональных обязанностей я часто встречаю на приеме детей, которые  никак  себя не могут обозначить, говорят о себе в третьем лице, рисуют человека с заштрихованным или пустым лицом. Особенно меня впечатлил рисунок,  мальчика 11 лет. Он нарисовал рисунок человека, а на майке этого человека изображено  лицо, выглядело это, как лицо в животе. Он ничего не мог рассказать о нарисованном человеке, а глядя на лицо на майке (в животе).поведал историю своих желаний.

Это глубоко страдающие люди, которые разочарованы сами, но больше всего они боятся разочаровать окружающих, в первую очередь своих родителей. Чаще всего, это дети из «благополучных» семей с высокими притязаниями в социуме.

 Из своих наблюдений могу сказать, что дети из «неблагополучных» семей, родители которых не имеют высоких фантазий о своем ребенке, имеют больше шансов сформировать свое психическое и физическое пространство. В этом случае конечно страдает качество структуры личности, потому- что ранняя сепарация и недостаток положительного фантазирования и мечтаний  о ребенке не позволяет сформироваться  базовому доверию и чувству безопасности. Довольно часто такие дети страдают от фобических страхов, аддиктивного и  девиантного  поведения, но все же имеют образ Я, пусть и отрицательный         .

Имея возможность проследить путь от начала формирования мечтаний о ребенке и до практического завершения построения структуры личности, могу сказать о  важнейшей роли психоаналитически ориентированной профилактики отношений мать- дитя, ребенок- родители, а так же психоаналитического понимания и  работы с нарушенными детско- родительскими отношениями и поведением детей и подростков. Когда специалист  ведет  разговор понимая скрытые мотивы того или иного поведения, тем самым он, как бы  создает «здоровое поле безусловного принятия и фантазирования о исходе терапии», попадая в которое ребенок уже чувствует изменения своего мировосприятия, поведения, а в будущем и судьбы. Дети наиболее благодарные и при поддержке родителей интенсивно  продвигающиеся вперед пациенты. Они  быстрее и без долгого сопротивления и сожаления расстаются с мучающими их симптомами, искренни в проявлении своих чувств и эмоций, что позволяет напрямую работать с психическим материалом. Профилактика должна начинаться на начальных этапах формирования родительства, это так же актуальнро в отделениях патологии, куда попадают женщины с нарушениями развития беременности или плода. Очень важно показать родителям важность фантазий  мечтаний о своем ребенке и как родительская поддержка строит судьбу еще на этапе мысли о нем, а так же формировании тела и психики.

Ребенок должен накупаться в ванне слов и получить свой конверт безопасности, чтобы сформировать в будущем желание мечтать и фантазировать о своем ребенке, тогда это репродуктивно здоровое потомство, способное любить и быть любимым

 

 



Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь