Как измерить одаренность Вашего ребенка.

Для начала давайте выясним, что такое одаренность. Ведь чтобы что-то мерить, надо хотя бы знать если не единицы измерения, то хотя бы определение.

А одаренность психологи понимают двояким образом. В одних  определениях подчеркивается, что одаренность оценивается по имеющимся природным задаткам. В других определениях акцент ставится на уже развитых способностях.   

Ясно, что если ребенок имеет одаренность, то нужно постараться обнаружить ее как можно раньше.   И как можно раньше приступить к развитию имеющихся у ребенка задатков.

Вопрос лишь в том, как проводить диагностику задатков детей?

В свое время этот вопрос пытались решать в рамках комплексной науки под названием педология. Идею создания такой науки предложил в конце 19 века американский ученый С. Холл. По его мнению,  комплексная наука о детях должна была объединить в себе разные знания, относящиеся к детям из разных наук. Медицина, генетика и прочие.

Одна из главных задач в их практическом применении стала исследование и психодиагностика  одаренности детей. Это происходило в то время, когда в психологии появились первые тесты интеллекта. Их сразу стали использовать для психодиагностики одаренных детей.

Затем возникла разносторонняя критика методов тестов, которая доказывала, что с их помощью невозможно адекватно оценивать одаренность детей. Эта критика звучала со стороны разных психологов и сводилась к следующим замечаниям.

1. Любые тесты интеллекта способны выявить наличные знания умения и навыки человека.  Но одаренность к ним никак не сводится. Даже сами способности нельзя оценить по такому тесту. То есть, с помощью тестов интеллекта. На это в свое время указал советский психолог Борис Михайлович Теплов. Он определил способности как такие психологические свойства, от которых зависит скорость и качество приобретаемых человеком  знаний умений и навыков. И специально подчеркнул, что способности к знаниям умениям и навыкам не сводятся. Тем более это касается одаренности человека.

2. В психологии не существует точного и однозначного определения одаренности.  Поэтому не известно, не достаточно ясно,  что конкретно надо подвергать психодиагностике. Все существующие тесты интеллекта разные по своему содержанию и они оценивают разные стороны интеллекта человека. Отсюда следует, что одно и то же свойство – одаренность - оценивается разными тестами интеллекта по-разному. 

3. Еще одно замечание в адрес тестов высказал  Лев Семенович Выготский. Он говорил и писал о том, что одаренность ребенка надо оценивать не по тому,  что он уже знает и умеет делать, а по тому насколько он быстро психологически развивается. С целью реализации этой идеи Л.С. Выготский ввел в научный оборот понятие зоны ближайшего развития ребенка. Понимается следующее: это те знания, умения и навыки или способности, который ребенок может самостоятельно приобрести и реализовать при оказании ему минимальной поддержки со стороны окружающих его людей.

К сожалению,  идея зоны ближайшего развития не была реализована ни в одном из психологических тестов. Поэтому до сих пор вопрос о природе и диагностике одаренности остается открытым. Не решенным. 

Когда Вас приглашают измерить одаренность Вашего ребенка, поинтересуйтесь, что именно  имеют ввиду авторы исследования под одаренностью.

Если понимать под одаренностью процесс развития вашего ребенка (медленный или быстрый), согласно зоне ближайшего развития  Л.С. Выготского, то никто кроме родителей, ежедневно общающихся  с ним,  не сможет оценить вернее его одаренность.  Одарите его своим вниманием, может, в этом и проявляется Одаренность Вашего ребенка.  Вашим же вниманием и Любовью! 



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Одаренность детей: проблема или радость для родителей?
  • Одаренность - это счатье или наказание?
  • Мы любим наших детей. Одаренность.
  • "Одаренность, талант, гениальность наших детей».
  • Одаренность как степень риска
  • Внимание! Творческая одаренность.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Вашего ребенка обижают! Что делать?
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Что может быть важнее интеллекта?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, если у вашего близкого человека депрессия?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Вы уверены, что у вашего ребенка нет психосоматики?
  • Что делать, если у вашего близкого человека паническое расстройство
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Как люди приходят к тому, что надо в себе что-то менять



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь