"Thanks God It's Crisis!" или время быть собой

Как ни парадоксально, но именно кризисная ситуация, в которой мы в очередной раз «неожиданно» оказались, дает возможность лучше узнать себя и своих близких, различить за грудой мишуры человеческие лица, по-настоящему разобраться в себе. Ведь в увлекательной погоне за соответствием идеалам общества потребления, мы не только участвуем в соревновании, в большой степени навязанном, но и часто лишаемся главного, и, казалось бы, самого доступного нам, людям - радости человеческих отношений.

Конечно, глупо было бы начать отказываться от достижений прогресса, которыми нас буквально захлестнуло: от всевозможных придумок, гаджетов, девайсов, технически облегчающих жизнь, от возможности путешествовать по всему миру, общаться с людьми со всех концов света благодаря Интернету и социальным сетям. Мы вряд ли сможем перечислить все преимущества , которые появились у нас только за последние несколько лет и которые невероятно облегчают нам жизнь.

Ценностные ориентиры, потребности и проблемы, связанные с невозможностью их удовлетворить, тоже меняются, но эти изменения затрагивают все же очень поверхностный слой жизни. А вот непреходящие ценности, потребности и проблемы, по существу, всегда остаются неизменными. И именно кризисные ситуации, будь то экономический или социальный кризис, когда речь идет об обществе или его части, или же мировоззренческие, возрастные, экзистенциальные личностные кризисы, обнажают ядро, несущее на себе печать какой-то «настоящности», чего-то действительного значимого и ценного, пусть не всегда приглядного, а, порой, даже пугающего и отталкивающего.

В данном обзоре, не пытаясь давать советы, я попробую разобраться, каковы психологические аспекты кризиса, как и почему так по-разному нами переживаются кризисные состояния, что можно сделать в период кризиса, чтобы поддержать себя.

Кризис – это не просто время перемен, но и вне всяких сомнений время лишений, потерь, утрат, разочарований. Если речь идет о массовых процессах, таких как глобальный экономический кризис, или же локальный в рамках государства, то можно говорить о формировании общего психического поля, несущего огромный заряд энергии отчаяния, тревоги, страхов.

Тревожиться – это вполне естественно для человека, но тревога может быть как нормальной ответной реакцией на угрозу, так и иррациональной. Тревогу, возникающую во время кризиса, сложно назвать совсем уж немотивированной или иррациональной, ведь мы не просто подвергаемся проверке на прочность, оказываясь в ситуации пугающей неопределенности. Мы сталкиваемся с символической опасностью «не выжить», выраженной в утрате определенных благ, к которым мы привыкли. Утрачивая возможности, средства, блага мы словно теряем себя, на символическом уровне, как будто умирает часть нас. Когда приходиться расставаться с теми или иными, казалось бы, необходимыми вещами, настолько прочно вошедшими в нашу жизнь, можно ощутить не только психическую, но и физическую боль, это действительно происходит.

Мы живем в абсолютно вещном пространстве, именно поэтому опасность лишиться вещей может нас очень пугать. Вещи - это не только то, что у нас фактически есть, это еще и возможности, которых мы лишаемся в кризисной ситуации. Окруженные каким-то неимоверным количеством вещей мы уже с трудом отдаем себе отчет в том, что действительно необходимо нам, а что второстепенно, без чего можно легко обойтись.

Как говорил Оскар Уайлд: «Я обойдусь без необходимого, но не смогу обойтись без лишнего». В качестве небольшой иллюстрации приведу пример из психотерапевтической практики. На прием приходит дама и говорит, что все пропало, у нее совершенно нет денег, ни на что. Начинаешь прояснять, оказывается, что денег не то чтобы нет, их не хватает на телефон новой модели одной хорошо известной марки. Телефон то есть, но предыдущей модели. И, слушая эту даму, понимаешь, что для нее это действительно трагедия, настоящая трагедия переживание краха и лишения. Это почти обреченность, конец всему, личная катастрофа - ходить с устаревшим телефоном, как будто сама она становиться какой-то устаревшей, ненужной. Это действительно вызывает сочувствие.

Возможно, приведенный пример покажется гротескным, но именно на таких примерах проще всего продемонстрировать, насколько уязвимо наше нарциссическое «Я», которое накачивается исключительно за счет внешних ресурсов.

Нарциссическое «Я» - это довольно хрупкая, уязвимая конструкция, прожорливая и неразборчивая. Конечно, не стоит путать «здоровый» нарциссизм - компонент, необходимый нашей психике для того, чтобы мы могли поддерживать должный уровень самоуважения и самооценки, и болезненный, патологический нарциссизм – коварный и недружественный нам, лопающийся как мыльный пузырь в кризисной ситуации.

И, вполне возможно, если «хороший» нарциссизм может замещаться «плохим», так же и излишества могут приниматься за необходимости, без которых не прожить. Не знаю, согласился бы с моим мнением Оскар Уйалд, но в наше время излишеством и даже роскошью можно считать осознание себя как ценности, не подвергающейся никакой инфляции. К сожалению, это происходит потому, что в процессе становления нам об этом никак не сообщают, а если сообщают, то как-то очень робко или агрессивно, в результате чего вырастают целые поколения нереализованных "униженных и оскорбленных" или законченных «нарциссюг».

Как говорил психотерапевт Френк Фарелли, «ваше личное есть самое универсальное». И, как следствие, возможность быть в живом и эмоционально наполненном контакте с другими людьми, дефицит которого остро ощущается именно в кризисных ситуациях, тоже можно причислить к непозволительному излишеству. Наверное, поэтому, время кризиса – самый подходящий момент, чтобы избавляться от наших внутренних «потемкинских деревень», освободиться от ненужного груза ничем не подкрепленных притязаний, стать более реалистичными и честными по отношению к себе. Это не значит, что нужно сделаться унылым и скучным. В трудные времена в людях, наоборот, просыпаются творчески способности, смекалка, расчетливость, самоирония, которые атрофируются под грузом нарциссического скафандра. Почему бы не воспользоваться подходящим моментом?

Выше я писала про то, что кризисная ситуация может обнажать неприглядные стороны жизни и нас самих. Да, это бывает неприятно очутиться в сыром подземелье своей личности, ощутить себя героем Достоевского, человеком из подполья. Сама жизнь становиться эдаким безжалостным гештальт - терапевтом, ставящим нас в некомфортные ситуации, чтобы мы проявили себя в полной мере и узнали, на что мы действительно способны.

Милтон Эриксон говорил, что «чем менее предсказуемо поведение терапевта, тем вероятнее перемены у клиента». И да, жизнь, руками каких-то совершенно далеких от нас людей, как заправский терапевт пытается вывести нас из равновесия, выманивает нас из зоны комфорта, обливает нас помоями и, тем самым, вынуждает нас быть более честными с собой, гибкими, интуитивными, творческими, по-житейски мудрыми. Обычно за такие уроки, преподаваемые на тренингах личностного роста, люди платят огромные деньги. Можно сказать, что все мы, хотим того или нет, в данный момент времени являемся участниками бесплатного тренинга личностного роста.

Возвращаясь к специфике массовых процессов, нужно сказать, что если мы еще живы и способны чувствовать, то обязательно ощутим на себе воздействие энергии общего психического поля, не смотря на то, коснулся ли нас напрямую кризис или нет, есть ли у нас такое количество рублей или долларов/евро, чтобы драматически ощутить на себе разницу курсов валют или нет.

Именно поэтому мы склонны совершать необдуманные поступки, импульсивно действовать, не взвешивая решения, поддаваться всеобщей истерии и панике, подчиняться тенденциям, присущим психике толпы - огромной недифференцированной массы людей.

Сложно бывает не поддаться всеобщим настроениям, когда вокруг нагнетается ужас и паника. Для большинства людей самое сложное, наверное, продолжать жить в привычном ритме, не впадая в какую-то невероятную активность, часто неоправданную. Так, например, за короткий период времени многие люди закрыли свои вклады в банках, купили валюту на пике ее дороговизны, а через несколько дней продали купленную валюту с потерей для себя и положили вырученные деньги обратно в банк. Такое поведение сложно назвать рациональным.

Это состояние общества можно назвать массовым психозом, для которого характерно нарастание хаоса, немотивированной активности, вплоть до возникновение бредовых идей и компульсивного желания их реализовать. Да, очень сложно бывает противостоять психотическому полю, когда оказываешься внутри него или соприкасаешься с ним. Что с этим делать, как удержаться от такого знакомого нам «все побежали и я побежал» в лучших традициях конформизма? Иногда просто достаточно задать себе несложные вопросы: «Зачем мне это?», «Мне это нужно?», «Если мне это нужно, то зачем?» Докапываясь до сути, во-первых, можно притормозить, удержаться от необдуманных действий, во-вторых, сэкономить время и силы, и, в-третьих, понять, чего вы на самом деле хотите или не хотите.

Кризис – это, безусловно, этап, который всегда содержит в себе элементы неопределенности, хаоса, из которого в результате рождается новое. В такие моменты бывает сложно смириться с тем, что рушиться привычный жизненный уклад, окружающая среда может восприниматься как враждебная и атакующая.

В зависимости от личного опыта человека кризисная ситуация может восприниматься и переживаться по-разному. Крайние варианты – это депрессивное переживание по типу «все пропало», как правило, сочетающиеся с самобичеванием и унынием или диаметральное противоположное «ничего не происходит», полное отрицание происходящего, порой, на фоне приподнятого настроения. Оба варианта не слишком продуктивны для прохождения кризисного этапа, но депрессивная крайность, с точки зрения адекватности реагирования, более нормальна, чем вторая, маниакально-отрицающая. Почему люди так по-разному реагируют на изменение привычной ситуации?

Наши способы реагирования хоть и продиктованы личным опытом, важно еще то, что этот опыт, как поведенческий, так и эмоциональный, не всегда осознанный, а, точнее сказать, почти всегда неосознанный.

Как мы уже писали выше, в кризисной ситуации человек может переживать довольно сильную тревогу, погружаться в непродуктивные и нередко деструктивные состояния, демонстрировать поведение, неадекватное сложившейся ситуации «здесь и сейчас». Личный опыт переживания и совладания с тревогой, начинающий складываться на самых ранних стадиях развития, когда ребенок полностью зависим от взрослых (мать, воспитатель, бабушка), может быть как позитивным, дающим человеку опору, необходимую для преодоления кризисного этапа, так и болезненным, противоречивым, вынуждающим неэффективно реагировать, порой, даже на самые безобидные жизненные трудности. Очень важен опыт ранних отношений матери и ребенка, адекватность отклика матери или других значимых взрослых на потребности малыша, его чувства. Если младенца регулярно фрустрируют, неадекватно удовлетворяя его потребности в пище, тепле, заботе, создавая атмосферу неопределенности и напряжения, или же наоборот, сверхстимулируют, это может привести к формированию у него искаженного опыта, что есть для него хорошо, а что – нет.

Если мы вспомним свое уже более-менее осознанное детство, у каждого из нас найдется парочка - другая душераздирающих историй о том, как с нами не считались родители. У каждого из нас имеется ворох претензий, который мы можем им адресовать.

Общаясь с клиентами, раз за разом обнаруживаешь, что родители, за редкими исключениями, никогда не советуются с детьми, когда принимают важнейшие для семьи решения. А ведь ребенок - это тоже член семьи. Родители, как правило, не советуются с детьми, когда решают переехать, отдать их в ясли, детский сад, новую школу, покупают одежду, кормят чем-нибудь невкусным и дико полезным. Да много чего еще.

В этих ситуациях ребенок ничего не может сделать, он ничего не контролирует. Мы все равно переезжали вместе с родителями, шли в сад и ели противную кашу. Но мы могли как-то реагировать, что-то чувствовать. И каждый из нас реагировал на эти события по-своему.

Ребенок может заплакать, начать злиться, кричать, а может молчаливо стерпеть и не подать виду. Не менее важно, как поведет себя взрослый в этой ситуации, как он будет откликаться на чувства ребенка, одобрит или нет, поддержит или наоборот, проигнорирует. И вот из всего этого клубка взаимоотношений ребенка и взрослого формируется личный опыт, который транслируется на дальнейшую жизнь, определяя, насколько успешно мы будем справляться с трудностями. Будем мы ли воспринимать трудности как необходимый этап для нашего продвижения и развития, или же будем ретравматизироваться вновь и вновь, наступая на одни и те же грабли.

Мы ведь не принимаем решение, что, вот, сейчас я буду реагировать так, а потом буду переживать так. Это происходит бессознательно, в соответствии с ранее усвоенным нами опытом, очень ранним и потому таким значимым.

На способы нашего реагирования и совладания с кризисной ситуацией могут влиять такие довольно устойчивые личностные структуры как характер и темперамент, и если они сформировались как ригидные и негибкие в процессе развития, то и способы реагирования на совершенно разные по значимости и накалу ситуации могут быть одинаковыми и в большой степени неадекватными. Что с этим делать?

Преимущество взрослого перед ребенком заключается в том, что взрослый, через осознание собственного опыта, может что-то изменить. Не все, конечно, потому что есть вещи, которые мы просто не можем контролировать, и принять этот факт не менее важно. Состояние неопределенности невыносимо для многих людей именно потому, что они утрачивают контроль над ситуацией. Потеря контроля может стать причиной очень болезненных и травмирующих переживаний, тотальной уязвимости. А что делать, не понятно. Можно честно сказать себе: «Да, я лично не могу повлиять на состояние мировой экономики. Зато я могу влиять на себя, заниматься собой, учиться, читать книги, смотреть кино, гулять в парке, общаться с приятными мне людьми или не общаться ни с кем, стать на время мизантропом, «не выходить из комнаты», как рекомендовал в своем стихотворении И. Бродский, и так далее.

Возвращаясь к вопросу непосредственно экономического кризиса, хочется сказать несколько слов о деньгах их значении.

Именно сейчас актуальна как никогда старая еврейская пословица «не так хорошо с деньгами, как без них плохо». Конечно, деньги – это не просто универсальный товар. Это еще и эквивалент нашего труда, а на символическом уровне деньги, их количество, может восприниматься и как родительское поощрение, одобрение, и как признание нашей состоятельности и автономии.

Финансовые трудности, когда мы лишаемся части денег, или в самой неблагоприятной ситуации, источника дохода, это может иметь значение не столько в ситуации «здесь и сейчас», сколько возвращать нас к раннему опыту детско-родительских отношений, воскрешая не пережитые обиды, вину, страхи. Можно ощутить, словно, нас символически наказывают.

Из этого можно предположить, что люди, независимо от возраста, бессознательно конкурирующие со своими родителями, остро нуждающиеся в родительском одобрении и подтверждении того, что они имеют какую-то ценность, переживают сильнейшее потрясение, когда сталкиваются с ситуациями неуспеха, в особенности, с финансовыми трудностями или потерей работы. Это может восприниматься как наказание за мифическую провинность, а государство, работодатель, начальник выступают в этой ситуации как фигура родителя, жестокого и карающего.

Все мы, так или иначе, существуем в конкурирующем поле, но конкуренция с нашими родителями, живыми или ушедшими, непродуктивна, также, как и ожидание их одобрения каждый раз, когда мы чего-то добиваемся, или осуждения и порицания, когда терпим неудачу. Наверное, самая продуктивная конкуренция - это конкуренция с самим собой в каждый момент времени, исходящая из наших собственных ожиданий и стремлений.

Завершая обзор, хочется сказать, что кризис – это этап, возможно, самый подходящий для того, чтобы отбросить ложные представления о себе, наметить и следовать своим целям, жить свою жизнь, ощущая и осознавая течение времени, искренне радоваться своим достижениям и также искренне горевать о своих потерях.

Кстати, в предпринимательской среде кризисное время считается самым благоприятным для новых проектов. Так что у нас всех есть возможность спроектировать свою новую реальность в предлагаемых обстоятельствах!



Просмотров: 867
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Что нам мешает сказать «нет» и как это изменить
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Почему это происходит именно со мной…?» хоть раз в своей жизни спрашивал каждый из нас.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Когда родители нас обесценивают? Как это отражается на нашей жизни
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что не так с браком, или почему у нас столько разводов?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь