Адаптация к детскому саду.

Адаптация к детскому саду

 Что такое адаптация?

 Адаптация (лат. – приспособление) – для педагогики полифункциональное понятие. Оно обозначает способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности.

С ребенком что-то происходит, словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может быть, он просто заболел? Подхватил какую-то инфекцию, повлиявшую так сильно на него? У него и в самом деле насморк. А вчера была температура... Почему ему так не мил детский сад? Он же сам твердил, что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только притворялся. Ведь, в конце концов, не подменили же малыша! "Подменили"...

"Подменили" жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ваш ребенок просто адаптируется (приспосабливается) к саду. У него период адаптации к нему.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только вам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит вас в смятение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. Вам надо знать, и вы уже, по-видимому, знаете, что в это время ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, этого не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных обстоятельств окружающей среды

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Пока вы просто видите и наблюдаете у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном напряжении, которое испытывает он. Причем это напряжение в разгаре, и вы видите, как проявляется оно, главным образом, на психоэмоциональном уровне у вашего ребенка.

Фазы адаптации.

Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.

Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.

 При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1 — 16 дней — легкая;

16—32 — адаптация средней тяжести;

от 32 до 64 дней — тяжелая.

 Легкая адаптация.

  1. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель.
  2. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели,
  3. Сон налаживается через 1 —2 недели.
  4. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние;
  5. Он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами,
  6. Быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
  7. Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого.
  8. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация.

  1. Эмоциональное состояние нестабильно, наблюдается плаксивость в течение всего дня.
  2. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).
  3. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным.
  4. Речевая активность замедляется.
  5. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.
  6. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
  7. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) — в течение двух недель.
  8. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжелая адаптация.

  1. Ребенок плохо засыпает, сон короткий.
  2. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.
  3. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул.
  4. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест),
  5. Либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
  6. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию.
  7. Отказывается от участия в деятельности.
  8. Имеет место задержка речевого развития.
  9. Заболевания — более трех раз, длительностью более десяти дней.
  10. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям.
  11. Могут замедляться рост и прибавка в весе.

 

Способы и возможности подготовки малыша к походу в детский сад.

  •  Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Оформить в детский сад по месту жительства.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

  • "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

 

 



Просмотров: 906
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?
  • Детский сад. Как правильно адаптировать ребенка к саду?
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Детский сад: за (3) и против: в детском саду дети больше играют
  • Адаптация ребенка в детском саду
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Детский сад за и против (1): в детском саду дети начинаю болеть
  • Детский сад: за (2) и против: в детском саду дети учатся дисциплине
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • «В детский сад с улыбкой, или как пережить адаптацию ребенка»
  • Первый раз в детский сад. Как отпустить ребенка.
  • Трудная адаптация в детском саду, что делать? Вопрос - ответ
  • Когда отдать ребенка в детский сад?
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Поход ребенка в детский сад и "аварийное" отсоединение от мамы
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Детский сад: за (1) и против: детский сад – это школа общения, необходимый опыт социализации.
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь