Если ребенок не говорит

Задержка речи всегда вызывает тревогу родителей. В ожиданиях большинства имеется связь  - ребенок пошел - начал говорить, то есть это год-полтора. Однако, речь детей в этом возрасте может быть очень разной: у одних это мама, папа и слова-имитации (би-би, ту-ту), у других -предложения из нескольких слов. Произношение, конечно, в этом возрасте никогда не бывает чистым.

И неизбежно возникает вопрос о том, что является нормой, когда нужно бить тревогу и стоит ли вообще?

Итак, что такое норма.

В течение первого года жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться речь. К году дети начинают подражать звукосочетаниям. Дети повторяют слова и звуки не всегда по смыслу или наоборот, придавая одному слову множество смыслов. На этом этапе дети не интересуются, тем как называются предметы, его интересуют сами предметы и они, усвоив механизм понимания мамой своих желаний, просто требуют. Таким образом, в этот момент речь еще не выполняет своей истиной цели коммуникации.

В течение второго года жизни у ребенка появляется потребность в общении. Если конечно он растет в среде где это общение присутствует, если мать и другие родственники говорят с ребенком, отражают его состояние словами, объясняют свое поведение, комментируют события, называют предметы, слушают музыку и поют, читают книги. К двум годам появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Правда, они порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии. На втором году ребенок говорит только по делу, когда ему что-то нужно, что-то не получается, при знакомстве с новыми предметами и явлениями, в игре.

В это время ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, даже если сам может произнести 5-10 слов. В это время ребенок активно использует жестовую речь (пока- машет рукой, баю-бай – ладошки под ушко, дай - вытягивает ладошку). Однако, если не стимулировать звуковую речь, то ребенок может вполне удовлетвориться этим способом коммуникации. В речи взрослых (на втором году ребенка) должно быть много слов обозначающих предметы и действия, не стоит спускаться на уровень ребенка (пойдем баю-бай, давай ам-ам).

Если все идет хорошо, то к двум годам ребенок осваивает 200-400 словь, слова имеют смыл предложения (Миша гулять ботинки) или даже ребенок строит настоящие грамматически оформленные предложении из 2, 3 слов. Разговор со взрослым становится более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось. Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ, запрет.

Таким образом, до двух лет приставать к ребенку и беспокоиться в большинстве своем не стоит. Необходимо обеспечивать малыша общением и насыщенной средой и наблюдать. Возможно к двум годам ребенок освоит 100 слов, а не 400, это также можно считать нормой в рамках индивидуальных отличий людей.

Но есть ситуации, когда надеяться на время совсем не стоит.

  1. Прежде всего, это когда ребенок не реагирует на окружающих, занят одними и теми же шаблонными занятиями, ничем не интересуется, то есть имеет аутичные черты. В этом случае нужно срочно проконсультироваться у психоневролога или хотя бы у психолога. Возможно, потребуется профессиональная помощь. Главное – не паникуйте. Первая задача родителя – сделать все возможное, чтобы малыш чувствовал себя в этой жизни тепло и  комфортно. Тогда у него появится потребность что-то сказать миру, а при помощи специалистов шансы на это значительно увеличатся.
  2. В ситуации, когда проблемы у ребенка не только с речью, а наблюдается отставание от сверстников в двигательном (моторном) развитии, эмоциональном, социальном, когнитивном развитии. Как правило, это дети родившиеся от осложненной беременности, сложными родами. В этих случаях велика вероятность гипоксии (кислородного голодания мозга), энцефалопатии (поражении частей мозга). Такие дети долго не переворачиваются, мало ползают, поздно и очень неуверенно учатся ходить, трудно приучаются к горшку, имеют сложности с питанием (не могут жевать, крайне избирательны в еде), часто они гиперактивны, при утомлении трудно управляемы и их трудно успокоить. В этом случае задержка речи может идти в рамках задержки психического развития, таким детям необходимо гораздо больше внимания, чем обычным детям. Как правило такие дети имеют неврологические диагнозы и синдромы и им требуется наблюдение у невролога , также таким детям крайне желательно заниматься с дефектологом, необходимо организовывать для них специальные занятия, помогающие им «продвинуться» в развитии.

Дефектолог - это специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии и в отличие от логопеда он начинает работать с детьми с раннего детства. Если логопед начинает работать с 3-4 лет, дефектолог – с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке.

Дефектолог учит детей:

  • координировать движения тела,
  • через конструирование обучает представлениям о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу,
  • лепке, рисованию, аппликации,
  • играть: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более младшему возрасту,
  • различать на слух ритмы, звуки речи, последовательность звуков в словах и т.п.
  • видеть и понимать окружающие предметы и явления, что позволяет расширять круг его представлений, словарный запас, связную речь,

То есть, по сути, все тоже самое предлагают ранние группы развития. Однако одни дети удачно вливаются в них, для других нужны индивидуальные занятия со своим ритмом и объемом.

В ситуации, когда никаких дополнительных сложностей у ребенка нет, но он просто не говорит, при этом его развитие соответствует возрасту, он активен, любознателен, то стоит акцентировать внимание на занятиях актуальных для этого возраста и способствующих развитию мозга.

В таком случае до трех лет необходимо:  

1)      больше активной жизни - бегать, прыгать (идеально на батуте), кататься на качелях, висеть (желательно и вверх ногами), кувыркаться, ползать, плавать, игры с мячами разного размера;

2)      больше сенсорной информации - копаться в воде, грязи, песке, играть с природным материалом (ветки, камни, листья, шишки, семена, ягоды), ходить босиком по земле, траве, камням;

3)      развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, сенсорные мешочки - тренировать захват предметов разной формы и размера (кубики, шарики, пирамидки, мелкие предметы), конструкторы требующие не только четкого попадания, но и применения силы, доски с вкладышами, мозайки;

4)      логопедическая гимнастика-упражнения для мышц челюсти, губ и языка, дыхательные упражнения. Самое простое – задувание свечи, выдувание мыльных пузырей, имитация крика индейца, надувание двух щек и каждой щеки по очереди, показывание языка (выдвинуть максимально вперед, вверх, вниз), быстрое движение высунутого языка из стороны в сторону со звуком, имитация фыркания лошади (быстрый выдох с расслабленными губами);

5)      из развивающих занятий подойдут монтесори-педагогика и педагогическая песочная терапия, мягкая школа, бэби-контакт, рисование пальчиками, ладошками, лепка пластилином, тестом, глиной, музыкальные занятия;

6)      много слушать: музыку, природу, город, животных, птиц, шум ветра, воды, шелест деревьев, бытовые шумы (чайник, пылесос, дрель, писк микроволновки, шум холодильника), обращайте внимание ребенка как на речь, так и на неречевые звуки;

7)      петь и танцевать (двигаться под различную музыку вместе с мамой и самому), пробовать играть на различных музыкальных инструментах, стучать по различными предметам, пробовать понимать и запоминать ритмические удары.

8)      и конечно разговаривать, много и обо всем. Все действия озвучивать по сто раз. И постоянно задавать вопросы к ребенку «что он делает». Задаете вопрос. Пауза. Даете ему самому подумать, может он скажет что-то. Потом отвечаете в третьем лице. Потом от первого лица. Потом просите повторить. Делать это нужно всегда и везде. Все игры разыгрывать максимально театрально и все сопровождать речью. Много читать, просить повторять рифмованные слова в конце строк.

Отдельно отмечу принятую практику - стимулировать речь ребенка через непонимание. Иногда родителям советуют делать вид, что им непонятно то, что ребенок показывает пальцем, жестами, звуками. Здесь нужно быть осторожным. Одно дело, когда ребенок оказывается в компании бабушки, которая его видела последний раз год назад и она его не понимает, или незнакомой тети – воспитательницы и он с нуля строит с ними отношения, налаживает коммуникацию и совсем другое дело когда любимые и заботливые ранее мама или папа вдруг упираются рогом – «скажи словами, я тебя не понимаю». Ребенок плачет и бьется в истерике, а родители сжав зубы стоят на своем, ломая при этом самое главное – отношения.

Ребенок никогда не обучается на отрицательных эмоциях, любой прогресс возможен только при положительных эмоциях. Отрицательные же - рождают страх и злость, и все последующее поведение направлено на то, чтобы избежать этого страха и выразить эту злость.

Да иногда стоит обратить внимание ребенка, что данную просьбу можно выразить словами, стоит повторить это слово два-три раза с паузами, ожидая ответа малыша. Возможно результат будет сразу, возможно позже. Задача родителей показать, как надо, но создать при этом доброжелательную атмосферу принятия и любви.

Постепенно от физиологии задержки речи мы перешли к психологии. Всем известно, что человек это не только биологический организм, но и социальный. Возможности развития ребенка напрямую связаны с тем, в какой социальной среде он растет.

- насколько ему обеспечивают комфорт и безопасность,

- как много ему уделяют эмоциональной теплоты и внимания,

- насколько он открыт личному опыту, может экспериментировать и проявлять любопытство,

- какие требования предъявляются к нему, насколько учитывается его возможности по возрасту и индивидуальные особенности.

В ситуации задержки речевого развития не лишним будет посетить психолога. Нередко родители не замечают вещей очевидных со стороны. Возможно их ожидания, требования, стиль воспитания, или климат в семье не способствуют речевому развитию ребенка. Например, мама излишне опекает ребенка, подавляя его самостоятельность, или в семье есть младший ребенок, и старший своей молчаливостью привлекает к себе внимание мамы показывая, что он тоже малыш.

Если несмотря на все усилия в целом развитый ребенок не говорит в 3 года и не видно прогресса необходимо начинать коррекционную работу. Если ранее ребенок не посещал групповые занятия - необходимо начать, если ребенок занимался в группе – стоит добавить индивидуальные занятия. Многие родители при выборе специалиста сразу вспоминают логопеда. Однако следует иметь ввиду, что стандартные логопедические занятия наиболее эффективны в более позднем возрасте 4-5 лет, для трехлетнего малыша нужно искать специалиста, который имеет опыт работы именно с ранним возрастом.

Таким образом, мы разобрали разные ситуации:

Основная проблема

Сопутствующие сложности

Рекомендации

Ребенок не говорит в 1,5- 2 года

Аутичные черты

Консультация психоневролога (психиатра)

Ребенок не говорит в 1,5-2 года

Неврологические синдромы, задержка развития других функций

Консультация невролога психолога, коррекционная работа с дефектологом

Ребенок не говорит в 1,5-2 года

Общее развитие по возрасту

Консультация психолога, развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие, общение со взрослыми, чтение, развитие речевого и неречевого слуха, чувства ритма, логопедическая гимнастика, группы раннего развититя

Ребенок не говорит в 3 года.

Общее развитие по возрасту

Консультация психолога, логопеда-дефектолога, коррекционная работа со специалистом

 

В заключении, я хотела бы отметить следующее. Речь одна из важнейших психических функций, появление и развитие которой встроено в процесс психофизиологического развития. Развитие каждой функции и умений человека имеет свое время и нуждается в определенных условиях, каждая последующая функция опирается на уже имеющиеся.

Развитие мозга ребенка можно сравнить со строительством дома. Сначала закладывается фундамент (это происходит в пренатальный период и раннем младенчестве), затем по кирпичику собираются стены (от года до 7 лет) и потом кладется крыша (7-12). Чем раньше замечен дефект и приняты меры к его устранению (основные работы по коррекции желательно выполнить до 7-8 лет), тем больше шансов, что дом выйдет ровный и крепкий. Конечно и в кривом доме можно жить, но в этом случае основные силы будут уходить на то, чтобы поддерживать его в целости, а не думать о радости жизни. Гораздо легче живется, когда человек использует свои возможности, нежели занят компенсацией своих недостатков.

Поэтому если у ребенка задерживается появление речи (до 2,5-3 или более лет) и ее развитие, нужно до школы обязательно следить за своевременностью развития умений и способностей ребенка. НО при этом, ни в коем случае не нагружать его сверх меры, не давать задач непосильных для него, не забегать вперед. Вообще это вредно всем детям, но если у ребенка была задержка речи, значит его развитие идет с запозданием и задача развивающей и коррекционной работы с ним это догнать и ничего не пропустить, подготовить его к школьному обучению. Догонять в школе будет крайне тяжело.

В связи с этим, я рекомендую родителям детей с задержкой речи при достижении ими 5-6 лет обязательно консультироваться с нейропсихологом и логопедом. Даже если речь появилась к 2,5 и потом не было проблем с артикуляцией, построением фраз, автоматизированной и свободной речью, даже если вы работали с дефектологом и логопедом в 3-4 года, за полтора-два года до школы нужно оценить уровень развития всех психических функций ребенка.



Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ребенок младше 3 лет дерется?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Если ребенок не говорит волшебные слова
  • Как реагировать, если ребенок говорит негативные слова по отношению к маме.
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь