Что со мной не так?

Часто в популярной психологической и околопсихологической литературе всячески подчеркивается тема личной ответственности за все события своей жизни. Обычно такая мысль продвигается в русле общей идеи о том, что есть в человеке, в том, как он устроен, некий механизм, благодаря которому человек, буквально цитируя, "притягивает" определенные события в свою жизнь. И уже в повседневном обиходе часто приходится слышать: "Вот и подумай, чем ты привлекла в свою жизнь такого человека?", или "Нельзя так мыслить - ты же притянешь в свою жизнь такие события!". Говорится это, обычно, либо очень назидательным тоном голоса, либо с большой обеспокоенностью, придавая огромную значимость таким словам.

 

Наверное, и скорее всего, что-то такое действительно имеет место быть в жизни. Некая закономерность, которая связывает образ мышления человека и его поведение, его жизненные выборы, его способ выстраивать отношения с окружающими людьми. Мне с давних пор еще нравится выдуманная кем-то из психологов шуточная поговорка: "Если всегда ходишь с молотком, не удивляйся, что тебе повсюду попадаются гвозди". Но часто результатом подобного понимания устройства жизни - основание его на некоем законе притяжения, приводит к тому, что человек начинает относиться критически буквально ко всему, что происходит в его внутреннем пространстве.

 

Например, многие, очень многие пациенты с теми или иными видами тревожных расстройств говорят, что буквально боятся своих мыслей. Боятся того, что те, однажды возникнув, послужат некоей основой для "притяжения" в их жизнь все более худших событий и обстоятельств. И когда начинаешь обсуждать, что же такое это "притяжение", и откуда сведения о таких "законах жизни", то обязательно всплывет или книга, раскрывающая некие "тайны мироздания", или лекция о "законах жизни" (обычно, их семь, почему-то), прочитанная уверенным, не терпящим сомнений тоном голоса. Часто на ум в таких случаях приходит мысль-ассоциация - строчка из песни Евгения Маргулиса: " Может быть случайно, может быть нарочно, кто-то нам внушил, будто в мире есть вечные законы.". И приводит это к тому, что человек начинает пытаться особенно тщательно контролировать не только то, что говорит, но и то, что думает. Чтобы не притянуть ненароком ничего лишнего. А поскольку спонтанно возникающие мысли такому сознательному контролю поддаются плохо, кончается все это чаще зацикленностью и навязчиво возникающими пугающими мыслями и состояниями.

 

Человек как бы приучается к идее о том, что с ним что-то не так, и нужно постоянно это исправлять и оценивать себя, насколько успешно это получается. К слову, такое же часто бывает в результате определенного стиля воспитания в семье или в отношениях с любым значимым и авторитетным человеком. Когда постепенно формируется целый способ видения мира и себя в нем. Когда человек изначально оценивает себя, исходя из того, что с ним что-то не так, и ищет ответ, что же именно. А кто ищет, то, как известно, всегда найдет. С одной стороны, такая позиция рождает много тревоги. А тревога часто оказывает мобилизующее воздействие, подталкивает человека к изменениям, к новым решениям и, как следствие, к развитию. Но воспользоваться плодами такого развития получается редко. Просто потому что как только получается избавиться, разрешить то, что не так, на смену ему внимание переключается на все новые и новые несовершенства и изъяны. И жизнь начинает ощущаться, как некое подобие бега белки в колесе - сил тратится много, работа выполняется основательная и значительная, но результата или, хотя бы, конца такой работы не видится даже и близко.

 

Зачастую некоторые пациенты и приходят на психотерапию с подобным запросом - понять, что с ними не так. И если в ряде случаев получается искать и находить конкретные причины жизненных трудностей, и это ведет к хорошему решению, то в ситуации, когда вопрос "Что со мной не так?" заложен в самом фундаменте самооценки человека, когда он является привычным взглядом на себя и является основным побуждающим инструментом к действиям, проблема заключается не в ответе на этот вопрос. Сам вопрос является источником проблемы!  Именно он обесценивает все жизненные достижения, именно он заставляет каждый раз оглядываться на чье-либо "компетентное мнение" в оценке себя. Зачастую, поиск во взрослой жизни такой авторитетной фигуры является попыткой найти замену авторитарным родителям, которые занимали по отношению к своему ребенку директивную и лишающую возможности стать автономным, самостоятельным, позицию. Именно этот вопрос и приводит снова и снова к разочарованию и мучительному ощущению тщетности усилий.

 

Путь к хорошему решению в этой ситуации мог бы лежать через формулирование альтернативного вопроса, который можно было бы задавать себе в движении по жизни. Вместо жесткого и задающего узкие рамки предвзятости "Что со мной не так?" - расширяющий поле возможных выборов "Какой я?"/"Какая я?". Проще не искать в себе изъяны, стараясь все время подогнать себя под какой-то внешний несуществующий идеал,а заглядывать внутрь себя, понимая и узнавая все больше своих особенностей и свойств, граней и сторон своей личности. Чтобы, узнавая себя все больше и полнее, постепенно учиться выбирать в жизни то, что подходит именно тебе, и отказываться от того, что, на самом деле, не нужно. Это то, что называется феноменологическим подходом к жизни человека. Когда каждая человеческая жизнь, каждая личность и ее способ проживания жизни воспринимается как уникальный. Когда не реальность натягивается всеми силами на некие зачастую сомнительные книжные истины путем постоянного сравнения и поиска несоответствия, а исходя из реальности конкретной человеческой жизни идет поиск способа эту жизнь наладить, используя тот опыт, который есть,в том числе и в книгах. Это путь от жизни к книге, а не от книги к жизни. Отвечая на вопрос "Какой я?", мы приходим и к тому, какая жизнь нам нужна. Отвечая на вопрос "Что во мне не так?", мы снова и снова заходим на один и тот же замкнутый круг критики, мучений и обесценивания всего своего жизненного опыта. И, как следствие, и самой жизни.



Просмотров: 177
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Предают близкие люди, что со мной не так?" - вопрос от подписчика
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • "Со мной что-то не так. Я какой-то не такой".
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искажение реальности или "что со мной не так"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Со мной что-то не так" или Преображение гадкого утенка
  • "Ну за что мне все это?!!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь