Как помочь ребенку справиться со своими чувствами

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Понимать свои эмоции и справляться с ними - не простая задача даже для взрослого человека. А для ребенка  тем более! Если ребенку не помогать справляться с эмоциями, ему будет сложно понимать мир и себя в этом мире . 

Эмоции - это наша реакция на события. Эмоций существует очень много. Каждая эмоции что-то символизирует сама по себе. Страх - предупреждение об опасности, зависть - "я хочу получить то, что есть у другого", обида - "я хочу перевоспитать другого" и тд. 

Поэтому первая задача в развитии эмоционального интеллекта ребенка - это знать какие существуют эмоции и что они обозначают (то есть для чего они нужны)

У каждого есть свои способы - как справиться с гневом, страхом, ревностью... И чем больше таких  способов - тем больше мы готовы к трудностям и лучше с ними справляемся. Вторая задача в воспитании ЭИ ребенка - делиться с ним своим опытом, рассказывать - что я делаю, когда злюсь, когда боюсь. И помогать ребенку самому находить свои способы совладания с эмоциями (не надо давать готовые решения - или делитесь опытом или спросите , что может помочь самому ребенку! . 

Третья задача -  признать право ребенка на чувства и эмоции. 

Сформировать уважительное отношение к чувствам ребенка. 

(  Фразы, которые обесценивают чувства ребенка: 

Да ладно, это не может быть так больно», Ты делаешь из мухи слона,  Твой брат никогда не жалуется, когда ему делают укол

Фразы, которые показывают уважение к чувствам ребенка 


«Кажется, тебе действительно было больно». «Это должно быть болезненно». «Да уж, плохо!»)

Признавать право ребенка на его чувства - НЕ ОЗНАЧАЕТ позволять ему делать все, что он хочет, обижать других людей.
Дайте понять ребенку, что он может  чувствовать все свои чувства, но при этом, он не может приносить вред окружающим!  

Донесите до сознания ребенка, что его эмоции - это его друзья. Они помогают ему в чем-то разобраться. Важно к ним прислушиваться. Чтобы он не боялся , не стеснялся своих чувств и не стыдился их. Даже если в вашей семье адекватно относятся к чувствам, в социуме еще не существует эмоциональной культуры. Учителя и воспитатели, часто,  понятия не имеют -  что такое чувство и для чего они нужны.

Поэтому, объясняйте ребенку, что: 

злиться=нормально 
бояться=нормально 
обижаться=нормально 

главное соблюдать меру и не вредить окружающим. 

Родителям важно научиться быть "контейнером" для ребенка. Уметь не зависеть от эмоций ребенка (но и оставаться строгим к негативному поведению ребенка). Так ребенок будет чувствовать - что рядом адекватный и сильный взрослый, который может выстраивать границы... 
Пример: если ребенок злится - не "включаться", оставаться спокойным внутри, можно сказать:
- Ты злишься? Ок. Ты можешь выпустить пар во дворе (можете завести подушку для злости, чтобы у ребенка была возможность сбросить свой гнев безопасным способом и не копить его внутри себя) 
Ребенок обиделся, не включать свое ответное чувство вины (проговорите себе мысленно: "ты можешь чувствовать себя обиженным, а я в это время могу не быть виноватой") 

Чтобы помочь ребенку разобраться в своих чувствах, можете воспользоваться схемой (из книги Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. В книге очень подробно рассматривается этот алгоритм, очень рекомендую):

1. Выслушайте его внимательно. 

Гораздо легче рассказать родителям о своих неприятностях, если они действительно слушают. Им даже необязательно что-то отвечать. Часто сочувственное молчание — это все, что нужно ребенку!!!  

2. Разделите его чувства (с помощью слов «да...», «хм...», «понятно»). 

Ребенку сложно думать ясно ИЛИ конструктивно, когда кто-то задает вопросы, обвиняет или советует ему. 
Простые слова «да», «хм...» или «понятно» очень помогают. Подобные слова вкупе с внимательным отношением — это стимул для ребенка понять свои собственные мысли и чувства и, возможно, придумать свое решение проблемы 


3. Назовите его чувства 

Не надо убеждать ребенка прогнать плохое чувство, он от этого только еще больше расстраивается. Позвольте быть тому, что есть (ты злишься? ты сейчас чувствуешь грусть? обижен…? что тебя так сильно обидело?) 
Родители нечасто так реагируют, потому что боятся, что если назовут чувство, то сделают этим еще хуже. Но правда совсем в обратном. Если ребенок слышит название того, что он ощущает, он успокаивается. Кто-то признал его чувства   


4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в фантазии.

Когда дети хотят что-то, чего у них нет, взрослые обычно пытаются логически объяснить, почему у них этого нет. Часто чем усерднее мы объясняем, тем сильнее они выражают несогласие 

Иногда, если КТО-ТО понимает, как сильно ты желаешь чего-то, реальность гораздо легче пережить.

Другие статьи о детской психологии в группе ВК https://vk.com/club68365079





Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Сексуальное развитие ребенка: что «нормально», а что – нет
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как легко объяснить ребенку, что ему надо
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь