Застенчивость или Как помочь нашим детям стать общительными?

Однажды, во время консультации, я услышала от матери 17-летнего сына: «Уж лучше бы он пил и курил, чем такое…Помогите, может он болен?». Постановка вопроса настораживала. Оказалось, что молодой человек очень застенчив, у него нет друзей, подруги, он редко выходит из дома, разве что на учебу и за покупками по настоятельной  просьбе матери.

Молодой человек рос "очень хорошим мальчиком» и с ним никогда не было особых забот, не то, чтобы проблем. Мальчик был «немного отстраненным»,  он много читал и играл в одиночестве, никогда не дрался и не безобразничал в детском садике, в школе поведение «примерное» и оценки «хорошо». Это ли не мечта работающей матери?

У мамы не вызывало беспокойство, что ребенок мало общался со сверстниками, пропускал «из-за головных болей» капустники и новогодние огоньки в классе. Тревожится мама стала, когда поняла, что из «хорошего, послушного» мальчика вырос «затворник», который все меньше желает встречаться «с большим миром». Мир пугает людей, похожих на этого молодого человека. Чаще всего они,  сталкиваясь с незнакомыми ситуациями, неожиданно потеют, краснеют, у них «сжимается горло», «сердце выпрыгивает из груди» и  ситуация выходит из-под контроля. Ожидание и страх, что «все повторится» снова и снова приводят к тому что «все опять повторилось!».

Застенчивость или Как помочь нашим детям стать общительнымиВсе описанное выше мы называем «застенчивость», а наука описывает термином «социофо′бия». Люди испытывающие социальную фобию, или боязнь  действий в обществе, нервничают в присутствии других людей, переживают о производимом впечатлении, сомневаются в том, что впечатление о них может быть хорошим. Страдающие социофобией ожидают, что «другие» разглядят в их поведении или внешнем виде что-то «нехорошее», неправильное. Как правило, эти люди стараются стать незаметными, чтобы не стать отвергнутыми.

Данные о распространенности социальной фобии отличаются у разных авторов от 2% до 16% населения. Но все авторы единодушны во мнении, что это явление преодолимо, но это непростой процесс, который может занять несколько месяцев.

Хорошо, что можно успешно бороться с последствиями, а можно ли устранить причину застенчивости.  Где же искать «корень» социофобии? 

Многие исследователи, сходятся во мнении, что начало застенчивости надо искать в детстве, это может быть:

- прямое копирование ребенком поведения родителей;

- несформированность социальных или коммуникативных навыков  ребенка;

- гипер- или гипоопека ребенка.

Центральное место в жизни ребенка занимают родители, они обладают огромными возможностями оказывать влияние на его развитие. Важно помнить, что в ребенке можно развить, не только навык чтения или счета, но и сформировать жизненно важные качества. такие как: пассивность или самостоятельность, внушаемость или критичность, а можно развить застенчивость.

Особенного внимания со стороны родителей и близких требует  подростковый возраст. Незнакомые ситуации, заставляющие подростка что-то делать впервые, вызывают сильное психологическое напряжение, связанное с боязнью негативных оценок окружающих, расширением круга обязанностей, страхом общения, из-за увеличения числа контактов. В процессе неоднократного повторения ситуаций напряжение проходит, если только подросток не начинает избегать тревожащих его обстоятельств.

Родителям крайне важно осознавать  свою силу и не пускать ситуацию на самотек, «мол, таким уродился», необходимо помнить, что в любом случае ответственность за детей лежит на родителях.

Уважаемые родители, хочу предложить вашему вниманию

несколько "профилактических" мер в борьбе с застенчивостью:

1. Активность и стремление к самостоятельности – естественная форма существования ребенка. Поддерживайте его стремление к самостоятельности, разрешите ему ошибаться и дайте время на освоение новых навыков (одеваться, правильно держать ложку и т.п.). Даже если ритм вашей жизни стремителен, найдите для этого время, оно того стоит.

Родительское желание контролировать ребенка и управлять им, требовать его безоговорочного послушания формирует зависимую личность, не способную к самостоятельным решениям и поступкам. Желая чувствовать свою «нужность и важность» родители, зачастую, воспитывают покорных, незаметных «серых мышек».

2.Похвала – бесценный «витамин» необходимый для сохранения психологического здоровья и социальной адаптивности. Помните, что в любом человеке можно найти привлекательное качество или особенность. Важно, чтобы ваши комплименты были искренними и звучали «к месту», т.к. дети очень чувствительны к фальши.

3. Знайте, что нет детей-неудачников, есть только неудачно выполненные задания или неудачи из-за отсутствия нужных навыков. А это сигнал для родителей: либо цель неверна, либо путь достижения цели ошибочен. Хотите достижения цели – научите ребенка как это сделать.

4. С раннего возраста поощряйте общение ребенка с другими детьми и с вами, стимулируйте активность ребенка при общении с разными людьми. Обращайте внимание, если другие дети игнорируют вашего ребенка, старайтесь узнать причину. Будьте внимательны к причинам, вызывающим нежелание вашего ребенка участвовать в общих играх и праздниках.

5. Выражайте свою любовь! Говорите своим детям: «Я люблю тебя», даже если они выросли. Обнимайте чаще своих детей, это прибавит им уверенности в своих силах и позволит спокойнее реагировать на критику в свой адрес. 

 

Надеюсь, следование этим несложным рекомендациям, поможет вам в воспитании самостоятельных и общительных людей,   открытых к познанию мира.

 



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь