Уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Уже не ребенок но еще и не взрослыйМногие  печатные источники на тему подростков начинаются с этих слов. Нет смысла  изобретать велосипед, так начинается и эта статья. Что это за возраст? Каковы его особенности, слабые и сильные стороны? Что с ними происходит? Чем они дышат?

 Подростковый возраст – интересный  и в тоже время своеобразный этап. Это период перехода из детства  во взрослую жизнь. Его еще называют «трудным», «переходным» или «кризисным».  Они действительно уже не дети, но еще и не взрослые.  В  разных источниках указываются разные возрастные рамки в среднем от 11 до 18 лет. У этого периода есть свои особенности, их много, но остановимся на нескольких:

• физические изменения;

• психологические;

• взаимоотношения;

• психосоциальное развитие.

 

Физические изменения. Наступление этого периода происходит, в среднем, у девочек с 11 лет и 13 лет у мальчиков. Не следует забывать об индивидуальных особенностях человека, и этот период может смещаться  как на более ранний возраст, так и более поздний. В это время происходит быстрый рост тела, гормональные изменения, меняются формы, голос, изменяются черты лица, а также развиваются все системы организма в целом.  В период интенсивного роста тело растет неравномерно, что иногда очень смущает  некоторых подростков. Некоторые изменения явные, некоторые происходят внутри организма и практически не заметны.

 

Психологические изменения. «Слабое место» этого периода – эмоциональная неустойчивость. Пик ее приходится у мальчиков на одиннадцать – тринадцать лет, у девочек  на тринадцать – пятнадцать. Позднее настроение становится более устойчивым, а эмоциональные реакции более контролируемые, хотя  иногда, сохраняется непредсказуемость и неадекватность.  Для  данного возраста характерны противоречивость и непостоянство. Это похоже на «балансирование  на  канате». Здесь есть все: целеустремленность и  настойчивость,  пассивность и  нерешительность;  повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенностью чувств и цинизмом, ранимостью и заносчивостью.  Проявление упрямства, непослушания, бунтарство – это одна из форм самоутверждения. Происходит становление характера, движение к большей самостоятельности и автономии.

 

 Взаимоотношения. Важными  и значимыми людьми в жизни подростка становятся сверстники,  поддержку  и понимание они ищут здесь же. Для них имеет большое значение, какое место они занимают среди «своих». В этот момент для них важно оказаться «своим», быть принятым.  Отсюда подражание в одежде, поведении, что придает некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Эрик Эриксон утверждал, что «единообразие одежды, телодвижений и мимики, часто наблюдаемые в подростковых группах,  еще являются защитной реакцией против запутанной, неопределенной идентичности».  С целью самоутверждения происходит поиск новых авторитетов, которым подросток стремится подражать. Отсюда ошибки в выборе друзей и объектов для подражания, они нередко приводят  к алкоголизму, курению и наркотикам.  Родителиотходят на второй план, более того,  их  часто отвергают как модели для идентификации. Есть сильноежелание освободиться от их опеки.

Поиск партнера – еще одна важная особенность этого периода.  Желание нравиться, создание новых отношений с противоположным полом,  первые сексуальные контакты – все это наполняет жизнь подростков и придает остроту переживаниям. Это  первые встречи с радостью и болью, мечтами и разочарованием, предательством, заботой и, конечно, любовью. Еще это время «ошибок молодости», за которые приходится расплачиваться потом всю дальнейшую жизнь. Чаще всего это беспорядочные половые связи, приводящие к половым инфекциям, ранние браки, заканчивающиеся разводом и разочарованием  в семейной жизни. Все это похоже на прикосновение к «взрослой жизни».


Психосоциальное развитие. Еще есть  несколько вопросов, которые стоят перед подростками – вопросы идентификации: «Кто  я такой?», «Каким хочу стать?» и «Как вписаться во взрослую жизнь?»
 Первое, с чем необходимо определиться  подростку, – идентификация себя.  Нужно собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе (какой  я  сын-дочь, брат-сестра, студент-учащийся, спортсмен, друг-подруга,  девушка, музыкант, любимый  и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Это позволяет осознать прошлый опыт и соединить с будущим. В это время принимаются  первые самостоятельные решения, например,  рассчитывать  на родителей или только на себя,  продолжать образование или искать работу.
Второе – проблема выбора профессии. Суть проблемы заключается в том, чтобы определить «Кем быть?», нужно сначала знать «Кто я есть?» Так как  работа занимает   большую часть жизни и предполагает зачастую определенный стиль, то выбор карьеры означает  выбор образа жизни. А для этого необходимо верное понимание себя «Чего хочу?», «Что Я могу?» Неспособность определить «Кто Я есть?» приводит к кризису. Многие подростки сталкиваются с тем, что ощущают  свою бесполезность, бесцельность,  неприспособленность, отчужденность. Все это приводит к душевному  разладу и порой к неадекватному поведению. 
С другой стороны, выбор той или иной профессии  может сам по себе дать представление о том, личностью какого типа подросток хочет стать.

 

В заключение  еще немного для родителей. Многие беспокоятся «Как пережить этот период?», кто-то откровенно боится и растерян.  Что могут сделать родители? Как пережить самим и помочь справиться  своим детям?  
И первое, что следует сделать – это  пересмотреть статус подростка в доме, с его новыми возможностями и ограничениями. Помните, как начинается статья «уже не ребенок….», действительно они  уже не дети, и строить взаимоотношения нужно уже не как с ребенком, а как с подростком. Они нуждаются в  большей автономии, в большей самостоятельности, в большей возможности  выбора – это все об их правах, но не забывайте и об обязанностях, что теперь подросток может  и будет делать то, чего раньше не делал. Это похоже на расширение границ. Но, несмотря на большую «свободу», подростку, как и прежде, необходимы  границы.
Следует позаботиться о сохранении контакта. А для этого нужно установить более теплые и доверительныеотношения. Чтоб в те минуты, когда онона готовы с вами чем-то делиться, вы бы смогли послушать и услышать их.  А вот с советами не спешите, для начала спросите, хотят ли они услышать их, и важно не переубеждать. Так как самый лучший способ чему-то научиться – это личный опыт, и сейчас, стремясь к самостоятельности, они этим очень дорожат.  Это их опыт, его важно получить и пережить, даже если это больно. 
Важно поддержать самооценку на должном уровне. Она сильно влияет на жизнь. Так дети с заниженной самооценкой хуже учатся, у них сложности в общении со сверстниками и в дальнейшей жизни это тоже будет проявляться. Основа закладывается в  самом раннем детстве и все зависит  от того, как обращалисьродители с малышом. А что делать тем, кто «немного опоздал» и это уже не «малыш». Никогда не поздно, начните прямо сейчас. Отнестись с понимание и терпением  к его проблемам.  Поддержите в трудную минуту. Все это предполагает перемены  не только для подростка, но и для родителей. И если возникают затруднения, сомнения всегда можно обратиться  за помощью к специалисту – психологу. Где в безопасном  пространстве можно получить поддержку, рекомендации в каждом конкретном случае.

 

Кризисы – это особые моменты в жизни каждого человека, они сопровождают нас всю жизнь. Сопереживание и поддержка – это то, в чем нуждается каждый. Для подростка важно чувствовать и знать, что егоее понимают и принимают, терпимо относятся к егоее «недостаткам» и ошибкам. Откажитесь от критики, перестаньте сравнивать, относитесь с уважением, считайтесь с егоее мнением. И это вернется к вам душевным спокойствием и радостью за  их успехи и поможет пережить этот естественный и неизбежный период.



Просмотров: 566
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Как род влияет на жизнь женщины? Почему так важно это знать!?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Планирование секса: почему это важно и как сделать это правильно
  • «Потеря близкого. Что происходит и как это пережить».
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кто есть кто в психологии и с чем все это едят
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь