Игра - переводчик с детского языка. Играйте с ребенком - в этот момент Вы смотрите на него сердцем.

Игра  переводчик с детского языка Играйте с ребенком  в этот момент Вы смотрите на него сердцем

Зачем детям игра? Игра  – это их школа жизни. Школа, в которой они могут попрактиковать кусочки взрослого мира на моделях взаимоотношений, выстроенных в игре.  

Если Вы обратите внимание, в играх детей, как правило, присутствуют сюжеты, взятые ими из повседневных окружающих их ситуаций. Дети впитывают, копируют и переносят в игру то, с чем сталкиваются в жизни, в первую очередь, в домашней атмосфере. Отыгрывать, то есть, отражать или выражать через действие – это естественный спонтанный процесс для детей. И в игровой деятельности обнаруживается богатый материал внутреннего содержания ребенка. Это своего рода карта его внутреннего мира с разнообразием ландшафтов и климатических зон. Поэтому игра становится незаменимым универсальным инструментом в общении родителей с детьми. Особенно «говорящей» бывает ролевая игра, которую ребенок может организовать просто с помощью нескольких игрушек, или роли персонажей могут исполняться ребенком и его родными или друзьями.

Сюжетом ролевой игры может стать любая часто встречающаяся в повседневной жизни тема - поход в магазин, домашние заботы, визит в гости, день в детском саду или школе. Также это может быть сюжет из любимого мультфильма, или заимствованный у других ребят, например, в гостях или в саду. Ну и, конечно, ребенок может захотеть отобразить в игре то, что его волнует на сегодня больше всего, например,  ситуацию, когда необходимо делить внимание родителей с младшим братом или сестрой.

 

Вот лишь некоторые из возможностей ролевой игры:

Игре можно смело присвоить роль переводчика с детского языка, благодаря которому взрослые могут лучше понять, какие настроения у ребенка, что его волнует, что у него на душе.

Когда ребенок присваивает роли игрушкам или реальным  участникам игры, и в ходе игры раскрывается характерный портрет каждой из ролей, у нас на глазах оживает внутренняя реальность ребенка со всеми актуальными в его психике конфликтами и душевными переживаниями. И получается, что в игре, как в зеркале, отражается эмоциональный фон, в котором пребывает ребенок. Для меня было интересным участие в игре, которую организовала моя дочка в возрасте трех с половиной лет. Я изображала ребенка, которого мама отводит в детский сад. Мамой в этой игре, разумеется, была моя дочь. Серьезным и несколько строгим голосом она-мама объясняла мне-ребенку, почему я должна ходить в детский сад, да еще и оставаться там и находить, чем себя занять, пока мама пойдет на свою работу. В этой детской строгости звучало столько смешанных эмоций, которые вызывало у моей дочки посещение детского сада и необходимость разлучиться с мамой на время. Я уловила и то, как она сердится, и то, как волнуется и грустит и, вместе с тем, пытается определиться с нужностью детского сада в её жизни.

Ещё игра может выступать посредником между родителями и детьми, превращая непростой воспитательный процесс в увлекательный и творческий. Когда нужно донести до ребенка какую-либо суть, бывает недостаточно одной взрослой фразы. Не всегда могут найтись нужные слова, а иногда слова просто не действуют в воспитательном процессе. Тогда  на помощь приходит разыгранный сюжет, благодаря которому ребенок может «прожить» необходимую ситуацию, получив живой опыт. Такое проживание позволит ему понять, какую реакцию у других  могут вызвать его поступки и как он сам после этого может себя ощущать.

Кроме этого, через проживание ребенок может обнаружить для себя новые вопросы и задуматься, как он хотел бы себя повести, что ответить, особенно, если это нетипичная для его окружения ситуация. Например, для ребенка, который в семье единственный, незнакомым опытом будет необходимость учитывать интересы и желания других детей, договариваться, уступать и заботиться друг о друге.

Здесь родители могут  выступить с инициативой и предложить несколько по-новому развить сюжет, добавить новых действующих лиц и наметить существующие между ними  взаимоотношения. Такой элемент спонтанности позволяет оставаться игре живой и интересной, а родители заодно показывают, какие есть возможности у ролевой игры, и приглашают детей проявить находчивость и фантазию.  

Потому как если ролевая игра построена на одних и тех же будто запрограммированных и предсказуемых действиях, процесс рискует стать в некоторой степени шаблонным, ограничивая пространство и свободу самовыражения.

Игра умеет «лечить». Ощущая себя свободным в игре, ребенок, не задумываясь, проигрывает в комфортной для него атмосфере то, с чем в реальной жизни ему сложно справиться, например, конфликтные, пугающие или расстраивающие ситуации. И пока ребенок увлеченно проживает разные истории через игру, он вместе с этим выражает и высвобождает свои не всегда приятные чувства: страх, волнение, беспокойство, обиду,  агрессию, стыд и т.д. 

Игра становится тем безопасным пространством, в которое дети выпускают свои страхи и тревоги, встречаются с ними, разговаривают, вступают в соревнование, кто, кого сильнее напугает – страх ребенка или наоборот, проживают и преодолевают их. С помощью ролевой игры у ребенка образуется возможность поменяться ролями и побыть на месте любого участника ситуации, что позволяет ему почувствовать, что он может влиять на эту ситуацию, участвовать в ней, а не только быть её жертвой.

Например, столь популярная игра в доктора помогает детям справиться со страхом или волнением перед визитом к врачу. Казалось бы, очень забавно смотреть, как ваш ребенок со смешным сосредоточенным видом и нахмуренными бровями расспрашивает и осматривает потенциального пациента, ставит диагноз, назначает лечение и делает укол. Между тем, в этот момент ребенок  как бы «проговаривает» и выражает через действия в роли доктора то, что вызывает его напряжение, смущение, тревогу от взаимодействия с врачом. Таким образом, ребенок высвобождает свои внутренние переживания и успокаивается, так же, как мы, взрослые, когда осознаем, принимаем и выражаем свои чувства.

Вообще детям очень ценно наше родительское участие в их игре, поскольку игра для детей – это их стихия и важная часть их мира. Поэтому дети так искренне ждут, что родители будут играть вместе с ними, получая такое же удовольствие от этого процесса, ведь в восприятии ребенка игровая деятельность не менее серьезная и значимая, чем взрослые заботы и работы. Так вот, проявляя интерес и желание поиграть вместе с ребенком, мы тем самым проявляем интерес и внимание к самому ребенку и его миру, и даем понять, что видим и признаем то, что для него является значимым в его мире, и уважаем это. И знаете, какой при этом важный опыт мы передаем своим детям – мы показываем, что значит видеть в другом человеке отдельную уникальную личность, у которой есть свой мир, свои предпочтения и интересы. Мы учим их, как это -  уважать и бережно относиться к другому человеку. 

Когда мы видим своих детей сердцем, мы учим их любить, и дети обретают умение смотреть на нас и на весь окружающий мир так же.  



Просмотров: 842
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Песочная терапия - это игра для ребенка, интересная, захватывающая и открывающая новые способы жизни
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Игра ребенка - ключ к его пониманию
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Зомби – босс в песочнице или одна игра из жизни детского сада
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь