HR–EVENT: ПЬЯНКА ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

HR–EVENT: ПЬЯНКА ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

Возможно, я навеки испорчена причастностью к миру науки, но всегда разговор о некоем явлении нашей действительности начинаю с определений и понятий. Итак, event – слово, пришедшее к нам из английского – событие. Шаг за шагом оно вытесняет традиционный для нас термин мероприятие, и при всём моём радении за чистоту русской речи, меня это скорее радует, чем огорчает. Мероприятие я воспринимаю как нечто туманное: принять меры – для чего? с какой целью? в каком виде? Будит ассоциации с неким ЧП – бежать, устранять, налаживать. При этом мероприятие – это и юбилей шефа, и годовое собрание, и конкурс стенгазет.

Event – в 2009 году Институт русского языка им. В.В.Виноградова Российской Академии Наук рекомендовал написание через и – ивент – яркое, значимое для его участников событие, представление, церемония, конкурс, шоу. Что-то, что надолго останется в памяти участников. Что будет затуманивать их взгляды при воспоминаниях – а помнишь?..  О чём будут ходить анекдоты, а байки об участниках предаваться из поколения в поколение.

Теперь добавляем HR (human resources) – человеческие ресурсы, персонал, кадры, люди. HR-event – некое событие, организованное для персонала компании, неотъемлемая часть корпоративной культуры организации. 

Основные цели HR-events – мотивация персонала, повышение лояльности персонала, минимизация демотивирующих факторов в работе сотрудников и создание благоприятной корпоративной культуры, улучшение психологического климата в коллективе. Наиболее известный эйчар-ивент – корпоративная пьянка по поводу Нового года и мимоза женской части коллектива к восьмому марта. Без этого не обходится ни один рабочий коллектив, но, к сожалению, данные мероприятия настолько затёрты,  настолько «обязательны для посещения», что очень часто становятся для сотрудников компании не событием, а лишним напрягом, откуда сматываются при первой возможности. Либо оттягиваются по полной программе, долго потом вспоминая, кто с кем ушёл и как напились оставшиеся.

Я никогда не соглашусь, что мероприятия, проходящие в таком формате, не являются эйчар-ивентом. Даже если праздничный стол накрывается только «для галочки», это уже шаг навстречу сотрудникам, представьте, если даже праздничного стола под Новый год нет, грош цена такой компании. А вспоминать что до следующего Нового года? Вопрос в том, что круг и возможности HR-events гораздо шире, нужно только уметь ими грамотно пользоваться.

Чтобы нам было легче ориентироваться в материале, попробуем создать некую классификацию HR-events. Я бы обязательно включила в неё следующие мероприятия:

¨      Праздники 

¨      Программы отдыха

¨      Программы по продвижению собственных товаров и услуг

¨      Конкурсные программы

¨      Программы по обучению и развитию персонала

¨      Программы по командоформированию

¨      Программы по обмену опытом

¨      Социальные программы.

Несмотря на то, что все вышеперечисленные мероприятия служат достижению основных целей HR-events: мотивация персонала и создание благоприятной корпоративной культуры, они очень и очень не похожи друг на друга. Давайте посмотрим, какие возможности они предоставляют.

Праздники

Какие они могут быть? Самые разные. Начиная от государственных и профессиональных – как же день строителя не отпраздновать или про учителей забыть – до личных (юбилеи, рождения детей, покупка квартиры-машины, защита диссертации, выход новой книги, победа в литературном конкурсе) и нетрадиционных, День салата, например.

Самое главное при организации праздников – не скатиться, а точнее, как можно выше приподняться над гранью «тост должен быть краток, как выстрел». Хороший HR-event отличает отличная подготовка, богатая структурированная разнообразная программа, активность и участие членов коллектива. Давно замечено, подготовка к празднику приносит едва ли не больше положительных эмоций, чем сам праздник.

Однажды я участвовала в разработке, программы празднования Нового года, кстати, опять Новый год – про что я и говорю, классное мероприятие – для завода, персонал которого насчитывал  90 000 человек, а бюджет мероприятия был весьма ограничен. Хочу рассказать только об одной идее, воплощение которой стоит копейки, а вот эффективность Вы сейчас сможете сами оценить.

Талантливым взрослым предлагалось принять участие в создании фонотеки завода: спеть песню в одной или нескольких номинациях «Любимые», «Песни нашего завода», «Заводской фольклор», «Авторские», «Новогодние», «Шуточные», «Детские» и т.д. После первичного весьма нестрогого отбора планировалось записать диски: «Песни нашего завода» каждому в подарок к Новому году, а остальные, что называется, в свободный доступ – на награждения, на продажу и т.д.

Сосед по станку, исполняющий песни собственного сочинения – это event. Знакомые лица на обложке диска – это почти наш ответ Чемберлену. А любимые песни – это настроение праздника, повод испытать гордость за свой завод, за своих коллег при каждом застолье.

Интересно также взглянуть в сторону организации нестандартных праздников или нестандартных путей организации традиционных праздников. Например, свадьба внутри коллектива. Праздничный, необыкновенный день создания семьи. Я знаю, что на Горьковском автозаводе есть традиция, следуя которой молодожёны в день свадьбы заезжают в свой отдел – фотографируются с коллективом, угощают шампанским, принимают подарки. А теперь представьте, какой может быть event, если на улицах города появляется колонна машин: «Чайка», «Волга», «Сайбер», «Победа», в конце концов, - наряженные, украшенные, гудят в лучших свадебных тонах и… участвуют в свадебном действе – нестандартном, с участием сослуживцев, с обыгрыванием территории завода.   

Программы отдыха

Современное общество характеризуется крайне пофигистичным отношением к организации собственной жизни. Вряд ли кто-то не согласится с тем, что баланс жизни человека нарушен в сторону профессионально-рабоче-карьерной сферы. 

Хочу рассказать, какое было распределение времени в ведической культуре. Сутки делились на 4 части: с 3х утра до 9ти утра – время для собственного развития: утреннее омовение, йога для подготовки тела и расширения сознания, духовная практика. С 9ти утра до 3х дня – время работы и развития профессиональных навыков. С 3х дня до 9ти вечера – время общения и развития умений, не связанных с карьерой. С 9ти вечера до 3х утра – время восстановления тела – сон и прочая камасутра. Кстати, кама - это как раз тело.

Интересно посмотреть – сплошные нарушения: духовную практику просыпаем конкретно, работаем … далеко не шесть часов, время на общение проводим перед телевизором. Если оно остаётся. Работая консультантом уже более десяти лет, не могу не отметить факт широко распространённого корпоративного бескультурья: сотрудники остаются на рабочих местах до почти за полночь под предлогом форс-мажорных обстоятельств. Извините, но форс-мажор – это час, день-два, неделя максимум. Если это год, то это политика компании, под фундамент которой подводится и мировой банковский кризис, и открытый шантаж: не хочешь работать – полно желающих. И это действует. Вместо забастовок, гражданской войны и революции мы имеем рабочих пчёлок и лошадок, днюющих и ночующих на рабочих местах.

Поэтому праздничные программы и программы отдыха – яркие пятна на фоне рутинных буден – занимают первое место в нашем списке и приобретают ключевое значение для мотивации персонала и улучшения психологического климата в коллективе.

Отдых может быть сверхактивным,  просто активным и пассивным.

К первой категории можно отнести всю спортивно-размашистую деятельность:  сплав по горной реке, восхождение на Эльбрус, полёт на воздушном шаре, участие в постановочной приключенческой игре по образцу «Форта Байард». Сюда же относятся «верёвочные» тренинги командоформирования.

При всей кажущейся событийности мероприятия здесь есть много ограничений. Так, например, должны быть учтены возраст, физическая подготовка и увлечения сотрудников компании. Особенно приятно, когда мероприятие укладывается в контекст деятельности компании: великолепное времяпровождения для сотрудников сети магазинов спортинвентаря.

Просто активный отдых – автотуризм, экскурсионные туры, туры выходного дня. Становится настоящим ивентом, если предлагаемая экскурсия или тур связана с историей отрасли, в которой работают специалисты, или с последними открытиями и новинками. В прошлом году я вела проект ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ» по постановке системы подготовки и переподготовки специалистов дилерских центов России и стран СНГ.  Представители дилерских центров приезжали на пятидневную тренинговую программу, в которую были включены экскурсии в музей истории ГАЗа.  Масса экспонатов, которые прославили ГАЗ, интереснейший рассказ экскурсовода, сувениры, фотографии – участники проекта были тронуты до слёз. А ведь похожие музеи есть в Европе, почему бы не съездить?

Пассивный отдых – концерт, театр, кино, цирк. Меньше возможностей для общения персонала в процессе мероприятия, но зато потом… Для персонала сети магазинов музыкальных инструментов – билеты на закрытый джазовый концерт. Для автозавода – специальный сеанс «Чёрной молнии». Для офиса, где большая часть сотрудники «совы» - выставка кофе, для сладкоежек – выставка мёда.

Программы по продвижению собственных товаров и услуг

Конечно, когда мы говорим о программах продвижения собственных товаров и услуг, на ум сразу приходят профессиональные выставки, промоакции и участие в городских праздниках. Но есть и другие способы, например road-show: поездка по дорогам интересующего региона: встречи, конференции, семинары и маленькие представления на центральных площадях городков. Скучно? А если в таких мероприятиях негры участвуют, как представители страны-производителя апельсинового сока: выжимают сок на глазах собравшихся, дают попробовать, жонглируют кубиками льда? Весьма вероятно, сотрудники  данной компании проведут данную компанию «в мыле», но участие топов и представителей производителя, нестандартность ходов продвижения продукта, постоянное изменение ландшафта и декораций сделает мероприятие действительно незабываемым для всех его участников.

Конкурсные программы

Соль конкурсных программ – участие сотрудников компании в профессиональных конкурсах или в состязаниях, не связанных с конкурсной деятельностью.

Проведение профессионального конкурса может иметь одной из целей непосредственное повышение уровня продаж, а может такой цели и не иметь. В первом случае устанавливается некая планка: десять лучших продавцов (или каждый, кто при системе индивидуальных продаж преодолеет определённый порог) поедут в Египет. Во втором случае мы имеем конкурс стюардесс или «Стрижка XXI века». Конкурсы могут быть групповыми – между филиалами, салонами, магазинами,  и индивидуальными – между сотрудниками.

Вряд ли ошибусь, если скажу, что награждение победителей – не самое вкусное, при правильной организации вспоминаться будет подготовка, накладки, точнее, как из них выкручивались, но награждение победителей останется кульминацией событий.

А ещё можно всей компанией пойти болеть за своего бегуна, шахматиста или рыбака на городские и областные соревнования. С лозунгами, растяжками, свистелками.

Отдельный блок HR-events - программы по обучению и развитию персонала.

В первую очередь назову тренинги – активное обучение, которое имеет пролонгированный эффект: хороший тренинг не только даёт ответы и позволяет проработать новые модели поведения, но ставит новые цели, задаёт новые вопросы. Когда на тренинг приходит команда топ-менеджеров или когда тренинг проводится внутри организации, результат может быть подобен хорошему ядерному взрывчику: люди начинают фонтанировать идеями, возникают силы на их воплощение, общение становится энергичным и позитивным.

Таким же эффектом обладают мозговые штурмы, решение изобретательских задач и тренинги креативности. Что получится, если скрестить лак для ногтей и машину? Рекламный ролик: в чёрно-белом варианте под весёлую музыку девушка красит кабину старой машины лаком для ногтей параллельно суша лак феном. Стрелки у часов пробегают неделю. Титр – «Так было». Показывается современная линия покраски. «Теперь – так». Слоган – «Больше не ржавеет». Это результат, который может лечь в основу новой рекламной концепции. Может и не лечь. В рамках рассматриваемой темы нас интересует процесс. Творческий, взрывной, насыщенный спорами до хрипоты, шутками и подколками, забавными оговорками, минутами рождения милиционеров, усталостью – одной на всех – и расслаблением за чашкой зелёного чая. Есть, что вспомнить.

Хочу подчеркнуть важность проведения именно внутрикорпоративных тренингов. В этом случае мы имеем возможность учесть актуальные задачи компании, и тренинг становится мощным фактором её дальнейшего развития. И обязательно отмечу, что если нужен не просто тренинг, а настоящий ивент, то проводить его должен профессионал. Иначе вместо атмосферы творчества мы получим жёсткие вилы критики и… тоже будет, что вспомнить. Правда в кулуарах и, возможно, уже другой компании.

Хотя профессионализм ведущего – это первоочередное условие, что бы мы ни выбрали. Скучный гид с лёгкостью испортит любую экскурсию, не говоря о вульгарно-пошлом шоу-мастере или тамаде-алкоголике.

Программы по командоформированию

Здесь у Вас может и должен возникнуть вопрос: почему опять? В разделе сверхактивный отдых мы упомянули верёвочные тренинги. Только что прошлись по тренингам других видов. Так почему опять?

Действительно, любой внутрикорпоративный тренинг характеризуется эффектом командоформирования, даже если основной целью является развитие навыков. В то же время командоформирование – тема совершенно особая. Если Вы помните, мы говорили, что среди целей HR-events можно выделить мотивацию персонала, повышение лояльности персонала, минимизацию демотивирующих факторов в работе сотрудников и создание благоприятной корпоративной культуры, улучшение психологического климата в коллективе. Верёвочный тренинг решает задачу повышения лояльности персонала, но очень опосредовано влияет на оптимизацию коммуникаций и преодоление деструктивных моделей поведения, поскольку контекст общения – экстремальный – очень далёк от привычной деятельности.

Грамотный тренинг командоформирования, построенный в форме интеллектуальной или клубной игры, или даже круглого стола великолепным образом решает все эти задачи.

Программы по обмену опытом

К программам по обмену опытом я отношу конференции, семинары, круглые столы. Естественно феномен обмена опытом присутствует во всех тренинговых программах, и даже отправленные за рубеж специалисты наверняка не удержатся от обсжудения рабочих вопросов. Но мне кажется правильным рассматривать их как отдельную группу, поскольку здесь ивент создаётся в том числе за счёт пристального внимания к достижениям участников. Как ни в одном другом ивенте, кроме, конечно, конкурсных программ, здесь мы имеем возможности для награждений и чествований персонала. Хотя эта процедура может быть частью  и праздника, и тренинга, и продвижения продукта.

Социальные программы

Здесь мы будем творить добро, сеять разумное, доброе, вечное на благо самим себе и окружающим. Сажать деревья. Красить скамейки. «Грабить» листья. Устраивать выезды на природу детям из детских домов. Немного вспомним о том, что мы – Люди. И что мы, при всём нашем загрузе, отсутствии времени и наличии кредитов, в общем-то, неплохо живём. И что жизнь вообще прекрасна. И тогда наш субботник станет настоящим ивентом. Которым захочется поделиться.

Итак, я, по-моему, давно уже выскочила за границы отведённых мне редакцией знаков, но всё же хочется подвести итоги:

  1. HR-event –событие, организованное для персонала компании, с целью повышения мотивации и лояльности персонала и создания благоприятной корпоративной культуры.
  2. HR-event отличает наличие изюминки, событие должно быть ярким и значимым для сотрудников компании.
  3. HR-event является инвестицией в будущее компании, поэтому кроме праздников и совместного отдыха оно может решать дополнительные задачи: обучение и обмен опытом, продвижение продукта, благотворительность.
  4. При планировании HR-events необходимо учесть, что хороший экспромт готовится заранее, и заложить достаточно времени на подготовку. Но ивент не может закончиться с последним ударом часов, необходимо также тщательно продумать послесловие.
  5. HR-event должно быть проведено на высшем уровне, поэтому заниматься этим должны профи. При достаточном бюджете лучше отдать их на откуп аутсорсерам – узким специалистам в различных сферах HR-events.
 

И напоследок мой подарок тем, кто собирается заниматься проведением HR-events для своих организаций или по долгу службы – формула успешного проведения HR-events, нет, лучше инженерная присказка на эту тему: «Мы строим быстро, хорошо и дёшево. Выберите два пункта из трёх».



Просмотров: 83
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вовлеченность персонала – модное слово или неотъемлемая часть стратегического успеха компании?
  • Корпоративные тренинги как инструмент повышения профессионального уровня и развития персонала
  • Обучение сотрудников в компании
  • «Подводные камни» при обучении персонала в организации.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Долгосрочные программы для психотерапевтических сессий (если Вы хотите проработать в себе всё).
  • Что и как следует узнать о корпоративной культуре компании-работодателя?
  • Как быть слушаемым в новой компании. С чего начать?
  • Психологическое состояние персонала во время кризиса
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Новые слово в подборе персонала или кто такие дауншифтеры?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Пути мотивации персонала или всегда ли работают за деньги?
  • Супервизия, как инструмент системы обучения и развития персонала в организациях. Лекция.
  • Психологический тренинг как средство повышения сплочённости коллектива организации
  • Почему сотрудники уходят из компании?
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Пара слов о мировых тенденциях в мире обучения и развития персонала
  • Качественный подбор персонала начинается с общения заказчиком!
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Нематериальная мотивация персонала
  • Циркулярные процессы при кризисе мотивации персонала
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Тихий шоппинг — современный метод мотивации персонала
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Почерк как инструмент отбора персонала
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь