Обнаружение схем. Почему я реагирую на ситуацию сильнее, чем было бы естественно?

Из множества возможных гипотез и интерпретаций некоторые приходят человеку на ум с особой частотой. Наши реакции на ситуацию могут определяться не реальными в настоящий момент фактами, а определяться устойчивыми схемами.
Как это заметить: вы видите, что 1. сила эмоций явно больше, чем того требует ситуация, или 2. эмоции не адекватны реальной ситуации. Часто о схемах сообщают переживания тревоги, грусти, одиночества.

Например, в условиях пандемии короновируса нормально несколько встревожиться и на фоне такой мобилизующей тревоги озаботиться средствами безопасности и думать о способах поддержания ресурсов. Сшить маску, если закончились, перейти на удалёнку, если работа позволяет, мыть руки чаще и т.д. Но чрезмерным будет впасть в панику, подчиниться этой панике и, допустим, сделать годовой запас тушёнки, или представлять себе "неминуемую смерть" свою и родственников. Или для второго варианта: если вам делает комплимент симпатичный человек, нормально испытать радость и поблагодарить соразмерно комплименту и ситуации, но явно неадекватно начинать ругать этого человека "да как ты вообще смеешь говорить мне такое!" или пускаться в самоуничижение "да нет, вы не заметили, на самом деле я ничтожество".

Схема - это устойчивое представление о мире и о себе, оно оказывает влияние на мысли, ассоциации, эмоции, воспоминания, отношения с людьми, взгляды и модели поведения.
Схемы формируются в детстве и связаны со степенью удовлетворённости потребностей.

Если схемы связаны с болезненными переживаниями и приводят к ухудшению жизни человека, нарушают взаимодействие с людьми, то они могут быть мишенями психотерапии.
Чтобы найти схемы, для начала следует попрактиковаться вообще в наблюдении за своими мыслями и эмоциями.
Следующую цепочку вопросов можно использовать для самоанализа:

Пусковой механизм (триггер): что произошло.
Эмоции: что я чувствую и готов сделать.
Мысли: что я думаю и предполагаю, чего боюсь.
Физические проявления: что с моим телом.
Фактическое поведение: что я делаю.

(памятка этим не исчерпывается, это первый этап для самонаблюдения)

Схемы категории "Разобщённость и отвержение"

Схемы этой группы возникают, если у ребёнка не было опыта достаточной привязанности, надёжности и безопасности.

1. Покинутость /нестабильность
человек страдает от переживания о том, что любые отношения недолговечны, а значимые люди могут оставить его в беспомощности.
Опыт: уход или преждевременная смерть близкого человека, длительная разлука, эмоциональная нестабильность близких.
Важно отметить, что отношения действительно могут заканчиваться, и один человек не может управлять этим, не может контролировать чужую волю. Но взрослый человек - не беспомощен при разрыве отношений. Реакции же, возникающие в результате действия схемы, могут ощущаться как беспомощное, слабое, безвольное состояние, похожее на переживания маленького ребёнка, объективно зависимого от родителя. Кроме того, включение схемы может быть вообще не связано с реальным положением в отношениях. Из-за действия схемы небольшой конфликт или отказ партнёра может ощущаться как катастрофа

2. Недоверие /ожидание жестокого обращения
ожидание насилия со стороны окружающих, переживание страха, мысли об опасности в любой ситуации общения.
Опыт: сексуальное, физическое, эмоциональное насилие.
Из-за действия схемы человек предполагает насилие даже в том случае, если ситуация безопасна. А в результате подозрительности и недоверия действительно может провоцировать встречную недоверчивость, отвержение и агрессию окружающих, что ведёт к закреплению схемы.

3. Эмоциональная депривация
отсутствие ощущения защищённости и любви в ответ на проявления любви окружающими. Когда близкие проявляют тепло и заботу, под действием схемы человек к этому нечувствителен и не знает, как реагировать, не может признать симпатию окружающих.
Опыт: недостаток тепла и ласки в родительской семье.
Эта схема показывает, что формирование схем не всегда связано с травматическим опытом. Т.е. в семье может быть безопасно, но совершенно не принято проявлять ласку и заботу друг к другу.

4. Дефективность /стыд
переживание неполноценности, нежеланности, дефективности. Убеждённость человека в том, что он не стоит любви, уважения или внимания, не заслуживает вне зависимости от того, как себя ведёт.
Опыт: унижение, обесценивание.
Важно помнить, что во взрослой жизни симпатия окружающих не может быть безусловной. Мир - это не безусловно любящий родитель. Но симпатия, уважение, любовь возникают в ответ на поведение человека, связаны с тем, насколько человек полезен и какие эмоции его действия или бездействие вызывают. Т.е. овладевая определёнными навыками, можно быть более привлекательным или менее привлекательным. Ошибка схемы в том, что человек приписывает ярлычок "дефективности" своей личности в принципе, не замечая реакции окружающих на поведение и никак не меняя его.

5. Социальная изоляция /отчуждение
переживание неспособности объединяться с другими людьми, быть в контакте. Восприятие себя как совершенно непохожего и чужого в группе.
Опыт: прямая изоляция, переезд, пассивность в общении, смена социального уровня
Схемы категории "Нарушение личностной автономии и непризнание достижений"
Схемы этой группы проявляются в восприятии себя как зависимого, незащищённого, в переживании нерешительности, ожидании неудачи, когда нужно сделать выбор.

6. Зависимость /некомпетентность
переживание беспомощности, неспособности управлять своей жизнью без помощи других людей.
Опыт: чрезмерные требования родителей или полное отсутствие требований, гиперопека.
Вредит как чрезмерная планка притязаний, так и отсутствие опыта принятия ответственности.

7. Уязвимость / подверженность вреду или болезням
чрезмерная тревога о возможности трагических событий или катастроф.
Опыт: чрезмерная тревожность, сверхбдительность близких, стихийные бедствия и пр.

8. Слитность с другими / неразвитая идентичность
слабое понимание себя, слабая идентичность (кто я). Трудность принятия решений в повседневной жизни без поддержки или одобрения других людей. Невозможность сформулировать собственное мнение без участия авторитета (см. А. П. Чехов "Душечка")

9. Обречённость на неудачу
переживание полного поражения, восприятие себя как неудачника, несостоятельного интеллектуально в сравнении с другими. Убеждённость человека в том, что чего-либо добиться он неспособен.
Опыт: обесценивание личности и результатов деятельности, требование недостижимых и совершенных успехов.
Схемы категории "Нарушение границ"
Человеку с этими схемами сложно сохранять спокойствие и удерживаться в рамках приличий.

10. Грандиозность /привилегированность
Человек убеждён в своей исключительности, пренебрегает общественными правилами, ненавидит ограничения.
Опыт: властный, контролирующий стиль взаимодействия у родителей, привитие чувства особенности из-за происхождения.

11. Недостаток самоконтроля / самодисциплины
Человек неспособен отложить получение удовольствия, нетерпелив, может бросать дела, не доводя до конца, не хочет прилагать необходимые усилия или развивать полезные навыки.
Опыт: родители могли ограждать ребёнка от ответственности, иногда гиперопекающий стиль воспитания.

Когда речь заходит о границах, часто звучит вопрос "как отстаивать границы". Хотя сначала необходимо увидеть, где эти границы находятся, как их положение пластично меняется, и научиться думать и действовать, не выходя за рамки своих границ, брать на себя ответственность за своё благополучие.
Схемы категории "Направленность на других"
Общая идея схем этой группы: мои желания и потребности менее значимы, чем потребности, желания и требования окружающих.

12. Подчинение
Человек отдаёт руководство отношениями другим (свою зону ответственности), приспосабливает своё поведение к желаниям окружающих, иногда даже к только подразумеваемым. Затрудняется увидеть собственные потребности.
Опыт: подчинение одного родителя воле другого, наказание за проявление желаний.

13. Самопожертвование
Человек стремится быстро прояснить потребности окружающих и сделать всё возможное для их удовлетворения. Внимание к собственным потребностям вызывает чувство вины.

14. Поиск одобрения
Человек озабочен произведением хорошего впечатления, с трудом осознаёт свои потребности. В фокусе мнение окружающих и жажда признания.
Опыт: недостаток безусловной любви.

Характерная особенность действия схем этой группы: человеку трудно опознавать и осознанно удовлетворять собственные потребности. Но неудовлетворённая нужда будет проявляться по-другому. Человек может проецировать собственные желания на других людей. Например, если он голоден, он может считать, что другие нуждаются в еде, не важно, что они, на самом деле, сыты, человек этого не видит за собственным голодом. Освобождение от схем этой группы открывает возможности опираться на себя в удовлетворении потребностей.
Схемы категории "Сверхбдительность и подавление"
Человек старается избегать переживания, не выражать эмоции, может обесценивать естественные потребности, спонтанное веселье. Стыдится эмоциональности.

15. Негативизм/ пессимизм
Сосредоточенность на проблемных аспектах, обеспокоенность тем, что "всё пойдёт не так".
Опыт: пессимизм значимых взрослых.

16. Подавление эмоций
Стыд за проявление чувств, эмоции рассматриваются как лишние, ненужные, неприличные. Эмоции, тем не менее, проявляются, но не прямо, а через психосоматику, манипуляции, эмоциональные "вспышки".
Опыт: в детстве эмоции могли высмеиваться, за проявления чувств могли наказывать. Слишком интенсивные эмоции близких могли восприниматься как угрожающие или невыносимые.

17. Чрезмерные требования /гиперкритичность
Внутреннее давление на себя, связанное с амбициями, стремление быть лучшим во всём, даже если это недостижимо.
Опыт: требовательность окружения.

18. Карательность
Вера в то, что за ошибки люди обязательно должны быть наказаны

При написании использовались источники:

Арнтц А., Якоб Г. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах/Пер. с англ. Е. Плотниковой; под науч. ред. АВ Черникова //М.: Научный мир. – 2016. – Т. 320. – С. 2.

Холмогорова А. Б. Схема-терапия Дж. Янга-один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности //Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – №. 2. – С. 78-87.




Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Аннотация к учебному пособию "Психология личности: определение, схемы, таблицы", 2015
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Опасные схемы в общении с "бывшими"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что может женщина или "практическая магия"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Стать жертвой желания «быть хорошим» или о том, как "заново родиться"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Когнитивные искажения и ранние дезадаптивные схемы: опыт корреляции
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь