"Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ

Автор статьи: Ирина Галанова

      Когда мы знаем свои границы и ощущаем себя в праве их сохранять, это  дает нам огромную внутреннюю свободу быть собой, спокойствие, целостность, уверенность в себе.

     Хочу поделиться примером работы с замечательным  упражнением, направленным на  диагностику состояния личных границ.

                Техника  «Визуализация границы» (В. Ламберт, Дж.Миллер)

Расположитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох -выдох, вдох-выдох. Следите за своим  дыханием в течение времени выполнения техники.

Представьте огромное поле в чудесный солнечный день. Небо голубое, щебечут птицы, под ногами стелются сочные травы. Осмотритесь вокруг и определите, в какой части поля вы находитесь.

Теперь представьте, что вокруг вас появилась граница.

Как она выглядит? Из чего сделана?

Какая ширина границы? А высота?

Она везде одинаковая?

Как вы ощущаете себя внутри ?

Теперь представьте на поле сначала свою семью, потом друзей, коллег и, наконец, всех, кого знаете: кого-то ближе, а кого-то дальше от вас. Граница остается на месте, но одни люди внутри, а другие снаружи.

Что вы чувствуете внутри? Кто рядом с вами и кто далеко?

/Я дополнила визуализацию  :

Что хочется сейчас сделать?

Сделайте это./

Откройте глаза.

Запишите (или нарисуйте)  ответы на вопросы:

  1. Как выглядела граница? Опишите ее.
  2. Что вы чувствовали внутри нее?
  3. Изменились ли ощущения с появлением границы?
  4. Что вы почувствовали, когда в поле появились другие люди?
  5. Что думаете о границе: Она дает ощущение покоя? Удобно ли через нее контактировать с другими людьми или нет?

 Визуализация границы  техника диагностики актуального состояния личных границ

Кейс (публикую с согласия клиентки ): Клиентка Т. - 41 год (имя изменено). Запрос на работу : Несколько лет нет отношений с мужчинами, хочет понять причину этого и изменить ситуацию. В разводе 9 лет, есть дочь 17 лет.  .

  1. Сначала увидела перед собой поле созревшей пшеницы, перед ним  - вспаханная полоса земли рядом с  автомобильной трассой.  Очень понравился вид этого поля. Когда начала осматриваться вокруг – оказалось, что она находится на поле  с сочной зеленой пшеницей(еще не вызревшей).  И передвигаться вглубь поля сквозь высокие стебли было не очень удобно. При представлении границы оказалось, что она находится в глубине поля ,  внутри круга со скошенной пшеницей, который окружало вспаханное поле. На границе  полукругом расположились: бывший парень( с ним были самые эмоционально окрашенные отношения), один из бывших начальников, бывший муж и родители. Т. находилась рядом с деревом рябины.
  2. Внутри этого круга рядом с рябиной клиентка чувствовала себя комфортно.
  3. Т. отметила, что изменилось соотношение расстояний и размеров в начале визуализации и в процессе представления границы: сначала поле виделось «бескрайним», а когда представляла, где находятся все, кого знает клиентка – то граница между  кругом, где она находилась, и вспаханным полем оказалась гораздо ближе. Так, что Т. могла видеть черты лица людей.
  4. Во время проведения визуализации Т. была очень удивлена, что увидела своего бывшего начальника и бывшего мужа. Также выразила удивление, что эти люди здесь делают вместе . Для нее было важно выражение лиц каждого из появившихся людей, она подробно их описала. Т.  не хотела, чтоб кто-либо из этих людей приближался. Расстояние между ними было оптимально. Во время обсуждения клиентка была обескуражена, т.к поняла, что  на поле не было ее дочери .
  5. Граница давала ощущение спокойствия. Люди, которых она увидела, знали, что нельзя никому из них переступить границу поля, поэтому не пытались ее переступить. Не очень удобно контактировать с ними на этом расстоянии – придется  говорить громче, чем обычно.
  6. Клиентка захотела уйти: она вышла из круга, обошла всех присутствующих сбоку, вышла на трассу, села в автомобиль и уехала.

 

     Так  как я работаю в  Символдраме, то в  своей работе с клиентами  всегда рекомендую, по-возможности, нарисовать на бумаге то, что представлялось в процессе имагинации (визуализации). Независимо от наличия художественных способностей, отсутствием которых клиенты часто пытаются прикрыться))).

     Рисуночный материал дает много дополнительной информации, с которой можно работать, используя принципы работы с проективными методиками.Так, например, в этом кейсе для получения дополнительной информации , я использовала материал интерпретации из проективной методики «Дерево» и рисуночного теста «Человек»

     Если рассмотреть рисунок клиентки, то сразу бросается в глаза, что на нем не нарисованы родители, хотя в визуализации они присутствовали. Это дает доп. материал для работы с клиенткой. Также видно, что одна из фигур заступает за границу – это тоже  проговариваем.

    Подведя итог, хочу отметить, что  технику  «Визуализация границ» можно использовать как инструмент для диагностики  актуального состояния личных границ клиента, определения круга   значимых для него фигур и коммуникаций между ними, так и инструмент для  коррекции состояния границ. 

    Коррекцию  проводим, если клиенту не нравится то, что он увидел. Например, в воображении возник забор с колючей проволокой. В этом случае предлагаем клиенту заменить в визуализации колючую проволоку на живую изгородь или любой другой вариант, который будет комфортен клиенту.

    Замечательная, на мой взгляд, техника, позволяющая, при наличии рисунка, получить массу информации о клиенте и его  взаимоотношениях с окружающими. И очень полезная, написанная легкодоступным языком, книга В. Ламберт , Дж.Миллер. «Личные границы».  Рекомендую для прочтения тем, кого интересует  тема выстраивания личных границ.



Просмотров: 767
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Сойти с ума. Где она граница нормальности и ненормальности? Что можно изменить?
  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Арт-терапия: для кого и что дает?
  • Что такое осознанность и для чего она нам?
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Тревожность - для чего она нам и что с нею делать
  • Еще раз о пользе личных границ, или что делать с детскими истериками.
  • Реальность. Зачем ее замечать и что она дает??
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь