Уровень проживания психологической травмы в модальности Транзактный Анализ (ТА).

 


Данный доклад был представлен мной на "Всероссийском научно-практическом Форуме специалистов помогающих профессий с международным участием ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ПСИХИАТРИЯ: ТВОРЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ".

Доклад отражает практический опыт моей работы в модальности «Транзактный Анализ»

Многие десятилетия в нашей стране отрицалась любая индивидуализация личности. В интересах существующей идеологии люди должны были быть «как все» и четко выполнять свою функцию в социальной системе. Вся ответственность за жизнь отдельно взятого индивида была во власти государства, что не могло не повлечь за собой формирование психологических особенностей нескольких поколений, в виде психической незрелости и зависимых паттернов поведения.

90-годы резко изменили условия существования, что привело к необходимости адаптации к новым реалиям жизни. Более гибким индивидуумам это удалось, менее же адаптивные испытали сильнейший стресс, отразившийся как на семейной системе каждого из них, так и на всем социуме в целом.

В обоих случаях социального устройства, согласно структурному анализу, мы видим преобладание Адаптированного Детского эго-состояния, не имеющих должного опыта зрелости эго – состояния Взрослый.

Для здорового психического развития ребенка в любой семье, необходима устойчивая фигура Взрослого и достаточно хорошая фигура Заботливого Родителя. Детское же состояние матери и отца только усиливает внутреннего Родителя ребенка и ведет к его ранней травматизации. Справедливо и наоборот, отец и мать, в Родительском  состоянии чрезмерной критики, контроля или гиперопеки, так же, формируют травматическую незрелость. Таким образом, в семейной системе происходит формирование структурной патологии личности: застревание в одном Эго – состоянии или смешение двух (контаминация).

Терапия ТА в таких случаях, происходит через оздоровление, развитие или усиление Взрослого эго-состояния клиента, через его психологическое взросление и зрелость. Через возможность вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.

Рассмотрим процесс изменений на практическом примере:

Клиентка – девушка, 28 лет, обратилась в июне 2018 года с проблемой любовной зависимости от женатого мужчины в течении 3лет. Симптоматически это проявлялось в подавленном настроении, плаксивости, неуверенности в себе, чувстве ненужности и брошенности, навязчивых мыслях, апатии и разговорах о самоубийстве.

Из анамнеза, в 3 года уход отца, 6 лет смерть матери от тяжелого заболевания, определение клиентки под опеку семьи дяди (брат матери).

  1. Первым этапом нашей совместной работы в модальности ТА стало знакомство. Клиентка рассказала свою историю, сформулировала запрос, после чего, мы заключили устный контракт на изменения.

Стоит отметить, что контракт является важным условием работы в модальности ТА. Он позволяет придерживаться терапевтических рамок, определяет конечные цели терапии и пути их достижения. Таким образом, уже на самом начальном этапе, клиент дает себе право проговаривать свои потребности и договариваться о них!

В процессе прохождения первого этапа (1 встреча), клиентка почувствовала важность дальнейшей терапевтической работы и взяла на себя часть ответственности за желаемые ей изменения.

2.Вторым этапом работы выступала диагностика – определение ведущих Эго-состояний, выявление  структурной патологии (исключение, контаминация - смешение) и построение эгограммы клиентки. В процессе совместной работы, после выявления контаминации (в данном случае заражение Взрослого эго-состоянием Адаптированного Дитя, отказ от своего Естественного Дитя в пользу удобного – суть травмы)  я присоединялась к ней своим Заботливым Родителем, постепенно, давая все больше разрешений и позитивных поглаживаний.  По результату прохождения второго этапа, длительностью 3 встречи, клиентка прекратила разговоры о возможном суициде и начала чувствовать себя важной и нужной (увидела своего Заботливого Родителя по отношению к самой себе, начала сама себя «гладить»).

3.Третьим этапом работы стал поиск искажений: «Я знаю, что когда-нибудь мой мужчина разведется с женой и всю жизнь будет любить только меня», «Кроме него я больше никому не нужна», «Меня никто не сможет полюбить», «Я готова ему все отдать». Игнорирования: «Он никогда от меня не откажется», «Он самый лучший мужчина в мире», «Кроме него мне больше в жизни ничего не нужно». И симбиоза: «Мы с ним одно целое». В результате данной работы (12 встреч) удалось акцентировать внимание клиентки на реальных потребностях ее Адаптированного Дитя, как постепенное принятие реальности, что сместило фокус с объекта ее страданий на внутренние переживания. Клиентка на данном этапе, отреагировав чувства тоски, надежды, смирения, брошенности, отвергнутости, обиды и злости, заговорила о себе.

4.Четвертым этапом нашей работы стало исследование ее детских стратегий поведения, какие поглаживания в транзакциях являлись для нее ведущими и в какие игры она играет для того, чтобы их получить.

Из истории клиентки мы помним раннюю потерю матери и уход отца. Формальное воспитание дядей и  дефицит позитивных поглаживаний, сформировали рэкетные чувства - замену злости чувством вины и, как следствие транзакций  Адаптированное Дитя (Я – не ОК)  - Критикующим Родителем (Другие - ОК).

Понимание своих стратегий поведения, помогло клиентке еще больше сфокусироваться на истинных потребностях ее Адаптированного Дитя и сформировать план получения необходимых поглаживаний (удовлетворения потребностей Дитя) для себя, непосредственно подключая для этого Взрослое Эго-состояние. Для данной работы потребовалось 8 встреч.

 5.Пятым этапом работы, стала проработка внутреннего Критикующего Родителя и, посредством техники резиновых лент с предложением вспомнить того, кто относился к ней подобно, в ее детстве. Клиентка выделила несколько родительских фигур, и, посредством проживания вытесненных ранее чувств, могла сделать выбор в сторону Заботливого Родителя относительно своего внутреннего Дитя. Временной отрезок данного этапа работы – 13 встреч.

 6.Шестым этапом работы, стало определение дальнейшего желаемого сценария жизни, планирования уже из Эго-состояния Взрослого. Подведение итогов проделанной работы, что удалось достичь, про что еще хочется поработать самостоятельно. На данном этапе работы, клиентке удалось почувствовать свою большую целостность, ценность и радость возможности управления собственной жизнью из Эго-состояния Взрослый. Временной отрезок работы – 2 встречи.

 Не смотря на конкретную структуру метода, ТА достаточно гибок и относится к гуманистическому направлению. В зависимости от случая клиента, методы ТА могут  применяться в разной последовательности и с разным набором. Но самое важное при работе в модальности ТА – это, по-прежнему,  эмпатия, вера в силу, возможности клиента и желание ему помочь!



Просмотров: 316
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Техники для работы с осознанием тела и сексуальности (+ подборка карт для работы)
  • Роль работы с Эго в профилактике наркопотребления
  • От работы с психологом стало хуже? Динамика работы с подсознанием.
  • Понять себя. Три эго-состояния. Транзактный анализ.
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Инструкция и примеры работы для работы с метафорическими ассоциативными картами "OH"
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Как повысить уверенность в себе для работы
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Анализ своей работы, как ведущей семинара в новой для себя тематике.
  • Формы работы с семьёй по предупреждению семейного неблагополучия(из опыта работы психологаДОУ).
  • Как решиться на изменения в карьере и смену работы [для мам в декрете и не только]
  • Методы работы с горем у подростков и взрослого
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Как взрастить в себе Заботливого Внутреннего Родителя?
  • Как стать родителем самому себе - на материале психоаналитической работы
  • Опредмечивание состояния и «разлипание» с ним (статья № 2). На примере работы с депрессией.
  • Как в процессе работы с психологом мы учимся любви к себе?
  • Если для вас нет работы, то создайте её себе сами!
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Техника проживания ЧУВСТВ. Практика для самостоятельной работы.
  • После работы ничего не хочется, что делать?
  • Техника для изменения негативных убеждений «Как если бы» на примере работы со страхом знакомств
  • В моей жизни нет ничего кроме работы
  • Этапы работы работы с симптомом: системный подход



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь