Драматургия развода. Акт 2-й:"Послеразводный кризис и развитие ребенка"

Страхи, связанные с разводом родителей, у  детей могут проявляться в разнообразных симптомах. Родитель (чаще всего мать) с которым остается жить ребенок, должен проявлять максимум внимания, терпения по отношению к этим симптомам. Они пока еще не являются «невротическими» - это реактивное приспособление к  изменениям жизни, т.е. реакции переживаний. И они могут удалиться сами собой, если приспособление произойдет, и страхи будут преодолены. Чтобы восстановить утерянное в ходе развода доверие, дети должны иметь возможность регрессировать. К проявлениям регрессий относится усиленная зависимость, потребность контролировать мать (отца), склонность к капризам и слезам, появление вторичного энуреза, приступы ярости и т.д. Но это не значит, что все нужно пустить на самотек и отменить все рамки дозволенного. Родителям необходимо понимать, что в данный момент, например, их семилетний сын ведет себя, как трех-четырехлетний, и по-другому в этой ситуации он не может. Матери необходимо смягчить свое раздражение и облегчить следующее за ним примирение с сыном.

Ребенок ежедневно может задавать одни и те  же волнующие его вопросы, например: «Почему вы разошлись?», «Почему папа с нами не живет?» и т.д. И задача матери разговаривать с ребенком и отвечать на все его вопросы. Терпеливо, с любовью снова и снова убеждать, уверять ребенка  что он родился от самой большой любви и она, и отец его любят, всегда будут любить, и всегда он будет встречаться с папой. Многие дети вообще не задают вопросов. Но родители должны чувствовать переживания ребенка, и стараться вызывать их на эти разговоры. Конечно, разведенная мать, которая сама страдает от развода, нуждается в абсолютно послушных, самостоятельных, не очень нуждающихся во внимании и терпении детях, хотя бы до тех пор, пока сама не будет в состоянии исполнить ожидания ребенка. Однако в то же время ребенок нуждается в заботливой, проникновенной, терпеливой матери, какой она собственно еще никогда не была. К сожалению, мать в этой тяжелой ситуации, гораздо меньше способна проявлять материнские чувства, т.к. она остается совсем одна переполненная страданиями. Получается, что в результате развода, ребенок теряет не только отца, но и большую часть матери. Теряет именно ту ее часть, которая была терпеливой, понимающей, заботливой, т.е. те аспекты, которые дают чувство защищенности ребенку.

Если в первые недели и месяцы после развода конфликты, а вместе с ними и страхи у ребенка возрастают, то возможен частичный или полный срыв системы защиты. Система защиты -  психическое равновесие, которое человек бессознательно создает в течение всей жизни, чтобы быть в состоянии преодолевать внутрипсихические конфликты. И ребенок регрессирует в более раннюю стадию развития, т.к. в этот период прорываются старые «доразводные» конфликты, способствующие появлению и без того слишком большой неуверенности и страха ребенка. Это значит, что, опасаясь быть захваченным страхом, Я ребенка будет пытаться как можно скорее выстроить новую защиту против старых чувств, мыслей, фантазий, которые активизировались разводом и срывом некогда состоявшейся защиты, путем вытеснения. Рано или поздно они возвратятся снова, но в измененной форме – в виде невротических симптомов. Они проявляются не сразу, внешне могут оставаться невидимыми, а иной раз проявляться в формах, «положительных изменений» поведения ребенка. Например, он кажется более спокойным, более старательным в усвоении школьных уроков, и многие матери радуются, что ребенок больше не тоскует по отцу и стал послушным. Такие изменения детского поведения по завершении посттравматической защиты многие родители и некоторые специалисты считают как знак удачного преодоления развода. Однако эти «изменения» - начало невротических последствий травматического события, - развода родителей. В основе лежат четыре вида отличающихся по патогенному значению «симптомов», заставляющие задуматься о долгосрочных последствиях.

1) Реакции переживаний (спонтанное реагирование на развод) – реакции адаптации, которые со временем могут пройти, если связанные с этим опасения в большей степени будут смягчены или откорректированы.

2) Развитие симптомов, когда на страхи и фантазии, связанные с реакциями переживаний, не имеющие возможности быть переработанными, накладываются другие факторы, например стрессы матери. Все это ведет к срыву защиты. Речь идет уже не о реакциях, а о сильной регрессии или деструктуризации психической организации.

3) Если в момент деструктуризации детям (или родителям) не будет оказана активная помощь, то могут возникнуть невротические процессы в классическом варианте: в ходе регрессии, прорываются ранние инфантильные мучительные страхи, поэтому новые, характерные для развода, и старые, проснувшиеся, психические конфликты вновь вытесняются, проецируются, соматизируются. Посттравматические, уже невротические симптомы внешне могут выглядеть не только патологическими, но и как реагирование на травматическую реакцию на развод.

4) Если дети уже невротически обременены, внешне могут казаться, не реагирующими на развод. Чаще у них усиливается симптоматика, возникшая еще до развода родителей, - показатель, что развод способствует лишь усилению имеющихся специфических невротических нарушений.

Взаимосвязь между реакцией на развод и внутрипсихическими (внутренними) конфликтами или защитой показывают, что психические нагрузки у ребенка начались еще до разводного периода. Реакция на развод зависит не только от факта разлуки или ее обстоятельств (к ним относится, как родители способны помочь ребенку в этот трудный период), но и весомое значение имеет саморазвитие ребенка до развода. В огромных количествах конфликты и напряженные отношения между супругами начинаются уже с момента рождения ребенка, которые впоследствии приводят к разводу. Причины разнообразны и субъективны. Например, бессознательная ревность отцов по отношению к новорожденному, - ревность, которую они пережили в детстве, когда были свергнуты со своего «пьедестала» единственного ребенка в семье при рождении младшего братишки или сестренки. Ведь младшие отнимали у него безраздельную любовь матери, как теперь собственный ребенок подвергает опасности любовь к нему жены. С другой стороны, у многих женщин ослабевает желание к сексуальной близости (отношениям), - мужчина видит угрозу своей мужской самооценке. Часто женщина свою любовь и внимание неосознанно переносит  на ребенка, лишая мужа этих важных аспектов в отношениях. Отец (муж) чувствует себя ущемленным, свергнутым с доминирующего места в семье, уступая его матери (жене). В результате, ребенок действительно может превратиться в главного жизненно важного партнера матери и на долгое время вытеснить мужа (отца) на второе место. В ответ, муж перестает интересоваться женой как женщиной. Недаром в народе говорят, что дети – это смысл семьи.

Получается, что дети могут представлять собой тайную опасность для брака. Однако эмоциональные проблемы родителей, которые позднее становятся причиной истинного развода, приводят к патологическим и патогенным искажениям ранних отношений матери и ребенка. Травма развода тем серьезней, чем сильнее были внутренние конфликты ребенка еще до развода.  Они не обязательно могут выражаться во внешних конфликтах, т.е. напряженных отношениях с окружающими. Например, хорошо приспособленный послушный ребенок без трудностей общения с окружающими, не может автоматически безупречно считаться счастливым или несчастным ребенком. Это выявляется в неврозах или нарушениях личности в пубертатном периоде. Однако известная доля «непослушности» или желание быть непослушными свойственна и психически нормальным детям. Есть еще один очень важный феномен, благодаря которому внутренние конфликты ребенка и его душевные нагрузки значительно сглаживаются, и начинают проявляться только после развода - феномен триагнгулирующей функции отца. Треангуляыция выполняет облегчающую функцию для всех членов семьи. Например, если ребенок поссорился с мамой и знает, что она сердита на него, а ему вообще хочется все бросить и «найти другую маму, добрую». В этот момент у ребенка могут появиться подобные фантазии, поскольку он одновременно думает о папе и о том, что любит его намного больше, чем маму. Тогда в поисках утешения он идет к папе в другую комнату. Или знает, что папа вечером вернется с работы домой и утешит его, а пока он может обижаться, дуться на маму, зная, что есть «тыл». Ребенок неосознанно понимает, что не обязательно папе присутствовать рядом, ведь он знает, что папа есть, что он любит, всегда понимает и рад ему. Пока действительно или в мыслях ребенок объединяется с папой, его ярость, агрессия против мамы стихает, родительница успокаивается и все снова приходит в равновесие, хорошие отношения восстанавливаются. Эта возможность, естественная в треугольных отношениях, чаще всего бывает нарушенной, когда третий партнер триады (чаще отец) больше не живет рядом. После развода остаются жить вместе (чаще ребенок и мать) с «амбивалентностью» своих отношений - с их любовью, разочарованиями, обидами и гневом. В результате любого конфликта появляется ужасающий страх – отсутствие «тыла», - есть только одна мама и незащищенность.

В полной семье конфликты между ребенком и одним из родителей не так страшны, ведь ребенок имеет свободную разрядку в «семейном треугольнике». Как только один родитель (чаще отец) переезжает, возможность равновесия исчезает, что является основной общей проблемой всех неполных семей (с одним родителем). Однако триангуляция может быть нарушена не только, когда отец уходит из дома. Безопасного общения и перемещения между отцом и матерью у ребенка остается лишь до тех пор, пока между родителями существуют любовные отношения или отсутствует агрессия и ненависть. В противном случае движение ребенка между отцом и матерью означает «смену лагеря, оппозиции». Это способствует попаданию ребенка в конфликт лояльности, что характерно для «детей развода». Таким образом, и развод, и конфликты между родителями, которые живут вместе, являются для детей травмирующими и опасными.

Продолжению свободных отношений ребенка с обоими родителями часто противостоят не только чувства разведенных супругов, но и чувства самих детей. Принято считать, что ребенок хорошо перенес развод, если его отношения с отцом не простая формальность и его отношения с обоими родителями не обременены большими конфликтами. Ребенок должен быть уверен в том, что  мама и папа продолжают его любить. Так же он должен знать, что и сам имеет право и дальше любить обоих родителей. Ребенок не должен становиться оружием манипулирования и выяснения отношений между супругами. И дети не должны платить за разногласия и за развод между родителями своими отношениями с одним из них, чаще отношениями с отцом.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Лучший отец для ребенка после развода! А возможно ли?
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Как сохранить отношения между ребенком и отцом после развода?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Для чего сохранять отношения между папой и ребенком после развода?
  • Ребенок в период развода родителей
  • «Он сказал, что женат, но с женой не живет». Или, отношения с мужчиной в стадии развода.
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Драматургия развода. Акт 5-й: "Роль отца в отношениях «ребенок-отчим»"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка.
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь