Игра-метафора "Свет и любовь"

 

Игра метафора Свет и любовьЦель: Формирование самосознания  позволяющего  позитивно смотреть на социум и воспринимать его,  результативно мыслить и действовать.

Задачи:

•        Активизация личностного роста через обучение позитивным приемам самопознания и саморегуляции эмоционального и физического состояния.

•                    Развитие положительного  самовосприятия и самоотношения.

Этап 1. Подготовка. Настрой («разогрев»):

Игра-приветствие «Пожелайте друг другу от всего сердца  самого лучшего»

(авторская разработка).

Цель:

Поднять настроения.Снять психологические барьеры.Описание: Участники, стоя или сидя в круге. Каждый участник по очереди высказывает пожелания, начиная такими словами:  «Я приветствую Вас  и желаю Вам сегодня  от всего сердца  …..». При этом выполняет следующие правила: 1) высказывающийся участник держит бархатное сердце желательно в области груди; 2) пожелания не должны повторяться; 3) после приветствия он передает следующему участнику и так все участники.

Время: 10  мин.

Комментарии: Преимущество этой игры состоит в том, что каждый участник может показать свою душевность и  готовность быть искренними. Позитивные пожелания от всего сердца – это символическое послание открытости и сердечности, это установки на доверительные отношения и доброжелательность обстановки. Немаловажно, чтобы при этом происходил контакт глазами.  Во время игры не должно быть никаких разговоров – это повышает концентрацию внимания участников и эффект от этого упражнения увеличивается. В качестве  приветствия эта игра уместна как в новой, так и в постоянной группе. Она способствует созданию у участников ощущения принадлежности к группе, способствует возникновению атмосферы ожидания чего-то нового.

Достаточно очевидно, что в данном случае реализуется метод построения диспозиций. Поскольку моделируя доброжелательную систему отношений в группе - эта игра позволяет организовать тренинговые события в ситуации «здесь и теперь»  в психологическом пространстве того помещения, где проводится тренинг.

Этап 2.  Актуализация процесса освобождения от негативных  образов, напряжения и тревоги.

Упражнение «Руки-целителя»

(авторская разработка)

Цель:

·      Снять мышечное и эмоциональное напряжение.

·      Актуализировать позитивное эмоциональное состояние и мысленные образы в  соответствии с заданной темой.

Описание:

1) Знакомство с правилами игры. Инструкция по организации и проведению упражнения:

Участники разбиваются на пары, затем они договариваются, кто будет «целитель», а кто «больного». Каждый участник должен проиграть две роли. Упражнение выполняется в положении сидя на мягких подушках.

2)  Деление на пары. Введение участников в соответствии с разыгрываемой ролью «целителя» и «больного».  Установки для введения в роль:

·         Роль «Целитель»: участник, выполняя эту роль должен представить, как через каждое прикосновение он передает своему партнеру исцеляющий свет тепла и любви. При этом, чем больше он отдает, тем больше у него этого целебного света остается.

·          Роль «Больного»: участник, выполняя эту роль должен представить, как через каждое прикосновение он получает от своего партнера исцеляющий свет тепла и любви, который, освещая, прогоняет невзгоды и проблемы, боль и усталость. И на душе у вас становится легко и спокойно.

3)  Знакомство с инструкцией по выполнению массажа и проведение. Инструкция по выполнению массажа:

Вначале участники начинают делать массаж спины с легких поглаживаний воротниковой зоны, по обе стороны от позвоночника. Затем, используя круговые движения основаниями ладоней, описывайте окружности. Подниматься необходимо медленно вверх по спине, стараясь не нажимать сильно на позвоночник. Дойдя до верха, погладьте плечи и спускайтесь обратно до поясницы. Всю процедуру необходимо повторить от трех до пяти раз.

Потом положите руки на плечи партнера, охватите шейные мышцы и начните их разминать, работая как всей кистью, так и кончиками пальцев, представьте, что как-будто месите тесто. Повторите этот элемент от трех до девяти раз.

Заканчивайте массаж, поглаживайте спину снизу вверх и обратно до трех-пяти раз.

4)  Анализ своих ощущений и действий в данном упражнении. Вопросы для обсуждения:

·         Что легче отдавать или получать?

·         Какая из ролей была ближе к реальной жизни?

·         Какая роль не удалась?

Время: 30мин.

Комментарии: Это упражнение соединяет в себе две техники ролевую игру и телесно-ориентированную терапию. Это упражнение дает возможность каждому ступить в близкий (физический и эмоциональный) контакт с партнером. Эта игра идеально снимает напряжение и активизирует тактильные ощущения и мысленные образы, связанные со светом и теплом человеческой души. В этом упражнении хорошо сочетаются несколько методов: операционализации и имитации. Так как в этом упражнении участники могут потренировать свои умения на основе разыгрывания модели эффективного поведения в ситуации взаимопомощи, расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.  Эта ролевая игра нацелена на организацию активности участников в плане позитивного оказания психологической поддержки партнеру и принятию ее со стороны.

Этап 3.  Актуализация позитивных мысленных образов

Групповой коллаж-образ «Свет и любовь»

(один вариант из множества создания групповых творческих работ)

Цель:

·      Актуализировать заданную тему «Света и любви и визуализировать и материализовать образ в виде совместной творческой работы.

Описание:

1) Вводная беседа: «Свет и любовь -  являются духовным олицетворением красоты и совершенства. Все живое, растения и животные стремятся к свету, теплу. Люди тоже стремятся к свету, каждый желает быть любимым, и в ответ подарить свою любовь. Поэтому свет и любовь, является неотъемлемой частью всего живого на земле»

2) Участникам предлагается разделиться на команды по 5-6 человек, для создания символа олицетворяющего «Свет и любовь».

3) Создание тематического коллажа-образа

4) Представление своих командных творческих работ происходит с учетом одного правила: «Каждый участник должен участвовать в презентации коллажа».

Время: 30 мин.

Комментарии: Для создания коллажа-образа ведущий командам предлагается использовать картинки из журналов, фломастеры и карандаши и другие вспомогательные средства (клей, ватман, ножницы, природный материал).  На время рисования ведущий может включить музыку с преобладанием мажорных, положительных мотивов. За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного отведенного промежутка ведущий просит команды завершить свои работы.

В этом упражнении появляется возможность проследить и осознать неявные, имплицитные установки участников применительно к теме, ставшей сюжетом коллажа. Развиваются эмпатия, умение координировать совместные действия и тренировать навыки общения.

Создание подобных групповых творческих работ является одним из конкретных способов реализации метода символического самовыражения. Так как влияние образов, возникающих в воображении человека, на его поведение, на его жизненные ситуации и обратное влияние особенностей жизни человека на спонтанно возникающие образы – тема чрезвычайно увлекательная, порождающая сама по себе массу образов и ассоциаций. В этом упражнении очень ярко видна роль символа в жизни участников – так как этот прием интерактивной работы лежит в поле символических образов.

Этап 4. Актуализация визуальных, аудиальных и кинестических ощущений.

Сенсорная игра «Угадай, кто я?»

(авторская разработка)

Цель:

·         Актуализировать визуальные, аудиальные и кинестические ощущения.

Описание:

1) Участникам объясняются правила игры

2) Один участник рассматривает предметы, лежащие на столе, затем располагается недалеко от столика, ему завязывают глаза. Его задача отгадать, какой из предметов, лежащих на столе предложили ему, как этот предмет характеризует его, как личность, и высказать предположения, кто его ему предложил.

Оставшиеся участники по желанию выбирают один из предметов характеризующий его как личность. Затем его задача активизировать каким-либо действием желательно только один из анализаторов осязательный (фрукты, бутоны цветов), вкусовой (фрукты) или тактильный (камни, ракушки и т.д.) в зависимости от выбора предмета.

3) Если участник угадывает, то он занимает место угадывающего. Игра повторяется столько раз, сколько позволяет отведенное время (10-15мин).

Время: 25 мин.

Комментарии: Инструкция по организации игры: Все имеющиеся предметы раскладываются на столе, разделенном, на четыре сектора: 1 - камни, ракушки, листья, бутоны, перья; 2 – кусочки ткани разной фактуры; 3 - фрукты; 4 - баночка с водой.  

Эту игру желательно среди участников являющихся постоянной группой. У участников развиваются навыки невербального общения на основе тренировки навыка презентации личных качеств посредством образных систем существуемых в обществе.  Метод построения диспозиций используется здесь снова, но уже на новом содержании. Правила игры вынуждают участников решать заданную проблему по-новому. Если ведущий после проведения данного упражнения заострить внимание на том, что с участниками происходило в момент проведения игры, то в этом случае ведущий косвенным образом  применяет метод концентрации присутствия.

 

Этап 5. Самоисследования и самопознания.

Медитация-визуализация  «По дороге к Дереву желаний».

(авторская разработка)

Цель:

·         Обучить навыку освобождения от вредных иллюзий и открытию новых позитивных сторон своего «Я».

Описание:

1) Знакомство с правила поведения при участии в релаксации. Участникам тренинга дается следующая инструкция: «Примите удобное положение. Закройте глаза и подышите спокойно пару минут (пауза). Постарайтесь ни о чем не думать, почувствовать полный физический и эмоциональный покой (пауза). Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Попытайтесь вызвать в себе ощущение внутреннего покоя и приятного расслабления (пауза)».

2) Участникам задается следующий образ: «Представьте себе, что время замедляет бег, и Вы засыпаете,  и Вам снится сон (пауза):  Вы видите себя спящей, но наступает утро, Вы просыпаетесь, потягиваетесь, так как Вы это делали в детстве (пауза). Вы встаете и выходите во двор (пауза), на столе под расшитым полотенцем Вы находите в крынке свежее молоко и ароматный хлеб с хрустящей корочкой (пауза). Вы отведываете, молока с хлебом и испытываете блаженное состояние (пауза).

Потом вы собираетесь и идете на прогулку (пауза). Вы идете по широкой дороге (пауза) и доходите до узкой тропинки, ведущей к лесу (пауза). Вы заходите в лес, и решаетесь пособирать ягоды (пауза), но натыкаетесь на кусты терновника (пауза), но они вас не пугают, и вы идете дальше и видите сорную траву (пауза), вы слышите, как в лесу поют птицы, а в траве застрекочут кузнечики (пауза). Вы устали и легли отдохнуть на траве (пауза). Вы ощущаете запах свежескошенной травы (пауза). Ваш взгляд устремляется в голубое чистое небо (пауза). В небе вы видите насекомых, на ветках деревьев птиц (пауза). 

Набравшись сил, Вы  встаете и идете дальше, и выходите на зеленую долину (пауза) и вашему взору открывается прекрасный сад (пауза). Рассматривая сад, вы стараетесь разглядеть породы деревьев в этом саду (пауза) и видите человека, собирающего урожай (пауза). Но прекрасные цветущие деревья полностью захватывают Ваше внимание, и вы забываете обо всех заботах, тревогах и праздных мыслях (пауза). Среди всех деревьев одно дерево вам становится милее всех (пауза). Вы подходите к нему и говорите ему свое заветное желание (пауза). И от этого Вам становится легко, и Вы не замечаете, как ноги Вас довели до дома (пауза).

На счет шесть вы просыпаетесь (пауза). Но теперь вы знаете, что когда Вам станет тяжело, Вы сможете, на время вернутся к этому дереву и зарядиться положительной энергией. Для этого Вам необходимо лишь только закрыть глаза и вы вернетесь в этот сад к своему дереву (пауза).

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза.  Поворачиваемся на бок и медленно принимаем вертикальное положение».

3) Анализ своих ощущений и образов в данном упражнении. Вопросы для обсуждения:

·         Как вы себя чувствовали во время прогулки?

·         Что в увиденном Вам больше всего понравилось или наоборот нет, что удивило?

·         Какие породы деревьев вы видели?

·         Насколько тяжело было проходить терновник и сорняк (негативные мысли)?

·         Много ли видели насекомых (бабочки, стрекозы) и птицы (соловей…) (пустые мысли)?

·         Увидели ли вы человека, отправляющего урожай, большой ли он собрал урожай (прагматические мысли)?

·         Какое было Ваше дерево цветущее или плодоносящее (позитивные мысли – если цветущее дерево то желание ваше только на начальной стадии исполнения, если плодоносящее, Ваше желание на конечном этапе исполнения – скоро исполнится)?

Время: 40 мин.

Комментарии: Данная медитация является авторской разработкой, которая за основу которой взят механизм мышления, состоящий  из четырех уровней: 1 – нижний – негативные мысли (страхи, наша невыдержанность, эгоизм, лень, которые усиливают недовольство собой, окружающими и беспокойство); 2 – пустые мысли (наши переживания пережитых неудач, беспокойства и опасения по поводу того, что изменить не в ваших силах); 3 – прагматические мысли (повседневные дела,  которые требуется выполнить); 4 – высший – позитивные мысли (о мире, любви, солнечном свете, творчестве, которые ведут к счастью и гармонии). Для их активизации предлагаю использовать представление о цветущем саде. У всех народов мира цветущий сад наделяется какими-то духовными свойствами. Кроме того, цветущий сад – это достойный символ для нашего позитивного мышления. Для того чтобы отправиться в путешествие предлагаю воспользоваться силой своего воображения.

Для проведения этого упражнения ведущему необходимо приготовить музыкальный центр, CD – диск с музыкой для релаксации, мягкие пуфы по к-ву участниц.

Медитация-визуализация является ярким  примером реализации  метода символического самовыражения. Ведущему после проведения данной медитации необходимо заострить внимание на том, что с участниками происходило в данную минуту, используя метод концентрации присутствия при помощи вопросов.

 

Этап 6. Самовыражения.

Создание личной мандалы  «Свет и любовь».

(Модификация известной технологии:  источник - Диагностика в арт-терапии.Метод "Мандала"/ Под ред. А.И. Копытина) 

 

  


Цель:

Обучить методу визуализации как творческое самовыражения и «путешествия в поисках себя».Снизить тревожность, повысить уверенность и самооценку.Описание:

1) Знакомство с правила выполнения данного задания. Инструкция: На предыдущих встречах вы уже создавали свою личную мандалу «Цветок жизни».  Сегодня предлагаю Вам создать мандалу «Открытое сердце». Напоминаю правила создания личной мандалы. Возьмите основу и с обратной стороны работы напишите число, месяц, год и свое имя и фамилию. Затем с лицевой стороны обведите контур круга любым цветом и нарисуйте в центре круга любую фигуру, по-вашему, мнению отвечающую заданной теме. Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме  и подумайте, какое следующее она вам подсказывает.  Затем продолжайте заполнять пространство круга линиями и фигурами разного цвета. Важно получить удовольствие от этой работы. Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать – это ваш круг.  На выполнение рисунков дается 10-15 минут. Напоминаю, что техническая сторона рисунка не важна.

Время истекает, заканчиваем творческий процесс.

2) Выполнение задания и анализ своих ощущений и действий в данном упражнении.

Вопросы для обсуждения: Каждый участник, создавший свою работу имеет право поучаствовать в рефлексии этого упражнения: 1) дать название своей работе в рамках заданной темы; 2) высказать свои чувства и переживания, возникающие в процессе рисования.

Время: 40 мин.

Комментарии:  Ведущему для проведения данного арт-терапевтического  упражнения необходимо подготовить основу из соленого теста, гуашь 12 цветов (чем шире цветовой спектр, тем лучше), стаканчики-непроливайки для воды, кисти тонкую и толстую, тряпочки – все по количеству участников. На время рисования ведущий может включить музыку с преобладанием мажорных, положительных мотивов. За минуту до конца отведенного пятнадцатиминутного отведенного промежутка ведущий просит участников завершить свои работы. В прочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому участнику закончить мандалу, уделив ему, столько времени, сколько участник посчитает нужным. Рисование мандалы является одним из конкретных способов реализации метода символического самовыражения.

Этап 7. Рефлексивный

Заключительная рефлексия

Упражнение «Свет откровения»

Цель:

Отрефлексировать произошедшие изменения 

Описание: Участники каждый по очереди, держа фонарь с горящей свечой, по кругу высказываются о том, что им больше всего понравилось, что нет, что получилось, что нет, изменилось ли их отношение к себе и к окружающим, стали ли они лучше понимать себя и других, что с полученными знаниями и возможностями будут делать?

Время: 30 мин.

Комментарии: Помимо устных высказываний, желающие могут оставить письменные отзывы в свободной форме: «С какими эмоциями пришла и с какие сейчас чувствуешь?», «Получила ли новую информации и что с ней будешь дальше делать?». Очевидно, что на этом этапе применяется метод групповой рефлексии. Для большего эффекта во время проведения этого упражнения лучше выключить свет.

 

Этап 8. Завершающий.

Притча «Мгновение дороже сокровища»

(источник: Лавский В. В. «Притчи человечества»)

Цель:

Подвести итоги занятияОписание: «Важный господин попросил Токусана, дзенского учителя, сказать ему, как ему нужно проводить время. Он чувствовал, что дни его слишком посвящены работе. Токусан написал восемь китайских символов и дал их человеку со словами:

—   Тот день не повторится дважды.

—   Мгновение дороже сокровищ.

—   Этот день больше не придет.

—   Каждая минута — бесценное сокровище».

Время: 5 мин.

Комментарии: В заключении ведущему предлагается завершить программу данного тренинга чтением притчи, которая должна остаться без обсуждения.

 

 

 

 

 



Просмотров: 643
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • “Пауза или внутренний мир закрыт на реставрацию”. (По мотивам клиентских работ и самой жизни).
  • Пауза в отношениях - спасательный круг или начало конца?
  • Отношения: пауза или финал?
  • Пауза
  • Пауза в отношениях: новое начало или финиш?
  • Пауза живая и мертвая
  • Зачем нам пауза
  • Театральная пауза, нарциссизм и безоценочность
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • "Пауза!" в семейном конфликте. Учимся у героев сериала не создавать цунами.
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Кнопка " Пауза"
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Как всё успевать? Как найти для всего время и работу в радость?
  • Если вас кто-то ищет, позвольте ему дать вам свою любовь
  • Что может спасти семью в трудное для нее время?
  • Сказка для девочки пяти лет о том как проводить время с теми кого приглашаешь в гости.
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?
  • Лучшее, что Вы можете сделать для своих денег в этом году
  • Что такое пищевое поведение? Для чего нужно психологическое сопровождение во время снижения веса?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь