Часто агрессию одного ребёнка к другому объясняют ревностью. Далеко не всегда это так.
Возможные причины:
- Защищает таким образом свои границы. Младшие дети действительно могут нарушать границы старшего. Задача родителей - проявлять уважение к границам ребёнка, подавая пример младшему - не трогать игрушки старшего без спроса, разрешить не давать то, что он не хочет (не маркировать жадиной, не стыдить), уважать желание не играть с младшим братом/сестрой, желание побыть одному, закрыть дверь и т.п. Почувствовав, что ему не нужно держать постоянную оборону, что он в безопасности, агрессии к младшему станет меньше.
- Старается привлечь внимание своим негативным поведением. Вероятно, до этого были попытки сделать это по-другому: старанием, просьбами поиграть, которые не привели к успеху.
- Нуждается в обозначении границ. Нет понимания о правилах и границах дозволенного в семье. Границы дают ощущение стабильности и безопасности, ребёнку они просто необходимы.
- Злость, адресованную взрослым, ребёнок может проявляется на младшего (и/или сверстников, котят, более слабых детей). Например, если ребёнок подвергается жестокому обращению, любому виду насилия (эмоциональное, физическое, сексуальное). Так работает механизм отыгрывания - бессознательное стремление выйти из жертвенной роли в противоположную и проделать то, чему подвергался он сам, с другими.
В любом случае ВАЖНО:
!!!«Дети дерутся» и «один бьёт другого» - это разные вещи. Дерутся - это про равные силы и возможности (физические, психологические), в противном случае, мы говорим о том, что один из детей находится в насилии (со всеми психотравмирующими последствиями). Чувствуете разницу? !!!Поэтому, прежде чем отмахнуться, мол, сами разбирайтесь, убедитесь, что дети действительно в равной позиции. !!!Прежде чем разбираться в причинах, обеспечьте безопасность. Не должно быть в принципе возможности одному ребёнку проявлять насилие над другим - не оставляйте детей наедине, даже в соседней комнате. !!!Обозначьте чёткое правило: бить нельзя, вводите санкции за нарушение этого правила. !!!Не подливайте масло в огонь, сравнивая детей между собой, выделяя одного и несправедливо наказывая другого. !!!Помогайте детям наладить контакт (особенно маленьким), учите их играть на одной территории, организовывайте совместную деятельность (дозированно и под присмотром). !!!Учите выражать агрессию экологично - говорить вместо того, чтобы кричать или бить: «Я злюсь сейчас», «Мне так не нравится», «Я хочу играть один». С маленькими детьми хорошо подключать игры и арт-терапевтические приёмы (в интернете полно вариантов).
PS Я думаю, вы поняли, что я очень условно обозначила старший-младший, и в роли агрессора может быть младший. В этом случае обеспечиваем безопасность старшему, а не стыдим: «Ты же большой, почему плачешь».
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.