Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.

Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.

 

Формирование «Я-концепции» личности – длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Рассмотрим процесс формирования этого психического феномена в онтогенезе человека, предложенный известным американским психологом Г. Олпортом.

Первая стадия - ощущение своего тела.

Вторая - ощущение самоидентичности. (Когда ребенок осознает самого себя как выдающуюся и наиболее важную личность.)

Третья стадия - формирование самоуважения.

На четвертой стадии происходит расширение границ Самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего мира, включая людей.

Пятая стадия в возрасте 5-6 лет характеризуется началом формирования Я-образа ребенка.

Шестая стадия (6-12 лет) характеризуется осознанным рациональным управлением своим поведением.

На седьмой стадии, в юношеском возрасте, происходит оформление «Я-концепции» и целостного чувства «Я».

Под положительной «Я-концепции», как правило, понимается положительное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» является занижение своих способностей, негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Согласно точке зрения И.С. Кона, в подростковом возрасте это свойственно всем, и когнитивного диссонанса в этом нет.

Важным аспектом возрастного развития Я-концепции является формирование гендерной идентичности. По К. Роджерсу, личность является не только моделью достигнутого уровня развития, но и потенциального. В рамках проблемы развития «Я-концепции» остановимся несколько детальнее на взглядах К. Роджерса, которые являются достаточно производительными для понимания психологических механизмов гендерной идентификации. Младенец, отмечает К. Роджерс, не испытывает разницы между тем, что есть «Я» и «не Я».  К. Роджерс считал, что внутренняя структура «Я» формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, в частности со значимыми другими (родителями, сестрами, братьями и т.д.). Еще один тезис К. Роджерса свидетельствует, что «Я-концепция» содержит не только восприятие того, какие мы есть, то есть «Я-реальное», но и то, какими мы хотели бы быть - другими словами, «Я-идеальное». Вообще, начиная с К. Роджерса термину «значимый другой» стало уделяться много внимания как в теоретической психологии, так и в психотерапии. Этот термин впервые ввел в научный оборот американский психиатр Г. Салливан. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность влиять на его жизнь. В раннем детстве наиболее значимыми другими у ребенка являются родители, позже - учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко ценит созданный им образ своего «Я». Одобрение значимым другим создает у ребенка положительный образ «Я», а постоянные упреки вызывают возникновение негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования «Я-концепции».

Особенности «Я-концепции», образа «Я», рефлексии, самооценки тесно связаны с половой идентификацией, которая формируется в детстве. Именно половое самосознание, которое рассматривается как единство когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, определяет потребности, мотивы, ценностные ориентации, формы поведения человека как полового существа. Адекватное половое самосознание, которое свидетельствует о богатом внутреннем духовном мире, осознание и обогащение своих личностных качеств, свободу от предубеждений в отношении к представителям другого пола, ответственное отношение к партнерским отношениям и чувство любви, принятие своего телесного «Я» формируется под влиянием социального окружения в течение всей жизни.

Анализ особенностей полового самосознания в юношеском возрасте предполагает их рассмотрение в процессе непрерывного развития, усовершенствования в процессе взаимодействия с социумом. Признание опосредованного характера психического (в том числе и самосознания), дает возможность рассматривать самосознание в системе взаимодействия человека с внешним миром - и прежде всего с социальной его долей (В.Т.Асеев, Л.И. Анциферова, С. Костюк). Взаимодействие человека с социумом на каждой ступени его развития является специфическим.

Решающее влияние на формирование полоролевой идентичности подростка будут иметь отношения между людьми, в сфере действий которых он находится. Это семья и школа. Личность подростка привлекается к этим отношениям в процессе общения, учебной деятельности, а потому неизбежно приспосабливается к ним, сначала - бессознательно, а позже - и сознательно.

Непрерывный характер развития самосознания, возрастная стадийность, преемственность линий онтогенеза дает основания рассматривать становление гендерного самосознания как психический процесс, который постепенно разворачивается во времени и характеризуется все более усложненными формами самопознания.

Исследования отечественных ученых в области развития сознания и самосознания в детском и подростковом возрасте (Б.Г. Ананьев, И.Д. Бех, Л. И. Божович, В.С. Мухина, Т.М. Титаренко) подают развитие полового сознания как сложный психический процесс, который проявляется прежде всего в восприятии человеком многочисленных половых образов самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Составляющие образа Я-мальчик и Я-девочка возникают вначале на основе осознания ребенком оценок его другими людьми, а далее - на основе соотношения оценок других людей и своих собственных. Благодаря исследованиям Л.И. Божович и В.С. Мухина доказано лишь, что именно подражания полотипизированным образцам поведения формирует базовое содержание первичных представлений ребенка о гендерных отличиях и своей собственной гендерной адекватности.

Параллельно в процессе онтогенеза формируются различные формы Я-концепции – коллективная, профессиональная, гендерная и др.

Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте, а тем более во взрослом периоде жизни, стремятся быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе происходит фрагментация личности и смешение ролей.

 

  1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000.
  2. Ахмедов А.Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(4).
  3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.
  4. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд- во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.
  5. Джеймс У.Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000.
  6. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. – М.: Смысл, 2004.
  7. Келли Дж. А. Теория личности. Психология личных конструктов. -СПб.: Речь, 2000.
  8. Кирейчева Е.В. Взаимосвязь уровня сформированности Я-концепции и акцентуаций характера будущего специалиста// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:
  9. Кон, И. С. Открытие Я.- М.: Политиздат, 2002.
  10. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.


Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.
  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • Особенности Я-КОНЦЕПЦИИ у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
  • Как и почему формируются концепции, которые потом тиражируют реальность нашей жизни?
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первая консультация: вопросы, структура интервью, концепции и рекомендации начинающему психологу
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Особенности развития в подростковом возрасте. Рекомендации по взаимодействию
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • Исследование концепции самооценки и возможности ее интеграции с гештальт-подходом
  • Семейные концепции: как понять, какие жизненные установки родителей помогают, а с какими пора расстаться
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Что случится, если поменять соотношение концепции и переживания?
  • Как концепции формируют реальность?
  • Особенности формирования профессионального самосознания педагогов-психологов.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Концепции и переживание жизни. Где находится энергия?
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Как концепции и переживание взаимодействуют друг с другом, формируя психологическую реальность?
  • Как выглядит психотерапия, свободная от концепции сопротивления?
  • Молитва как путь к разрушению власти Объекта и Концепции
  • Консультирование в рамках психоаналитической концепции
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Внутренняя локализация самоконтроля как фактор формирования профессионального самосознания студента
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Учить тому, каков есть сам: Виктор Франкл – основатель концепции логотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь