Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?

Автор статьи: Ольга Маргиева

Как часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которым трудно говорить о своих чувствах. Что уж там говорить, даже идентифицировать их бывает непросто.  

  • «А что же я сейчас чувствую?»
  • «Что происходит со мной в данный момент?»

Ответы на эти вопросы для многих могут быть совсем не очевидными и могут даже поставить в тупик.

Контакт с чувствами закладывается в детстве, и в этот период очень важно, чтоб родители прислушивались к своему ребенку, к тому, что он чувствует. Необходимо создать прочный фундамент для развития чувственной сферы.

1. Например, ребенок упал, ушиб коленку и плачет. Ему больно. В этой ситуации ребенок может услышать от взрослых:

  • «Ну что ты плачешь? Ты несильно ударился, не настолько уж тебе больно.  Давай-ка быстро поднимайся и успокаивайся».

Неважно, сильную боль ощущает ребенок или нет, он в любом случае физически ее испытывает. В этот момент важно, чтоб значимый взрослый присоединился к ребенку и проговорил с ним его чувства:

  • «Я вижу, что тебе больно. Понимаю, что ты расстроился из-за этого. Любому было бы неприятно в такой ситуации. Я рядом, я с тобой, давай сейчас потрем коленку, она быстрее пройдет».

В случае, когда присоединения не происходит, и ребенок слышит, что испытывает какие-то «неправильные» чувства, то контакт со своим телом в этот момент теряется. «Вроде я чувствую, что мне больно, а значимый для меня взрослый говорит, что это не так. Получается, что я не имею право сейчас испытывать это чувство».

В этот момент у ребенка появляются очень смешанные ощущения по этому поводу, и ему становится сложно разбираться в своих эмоциональных переживаниях/

2. Другой пример: ребенок видит, что мама чем-то расстроена. Пусть даже она не проявляет сильную эмоциональную реакцию при этом. Он внутри все равно отлавливает себя на понимании, что маме сейчас плохо. И в этот момент ему важно сверить свои ощущения. Он подходит к маме и задает вопрос:

  • «Мамочка, тебе грустно? Ты расстроена?»

Часто родители не хотят тревожить детей, это инстинктивное желание уберечь их от «ненужных» переживаний. Это нормальное и понятное стремление. В этом случае ребенок может услышать в ответ:

  • «Нет, я не расстроена. С мамой все хорошо. Иди поиграй у себя в комнате».  

Что же при этом происходит? Ребенок внутренне ощущает, что мама чем-то расстроена. При этом получает обратную связь, что с мамой все хорошо.  Ребенок думает: «Значит, я неверно чувствую, ведь мама всегда права. И если она говорит, что не расстроена – значит так и есть».

Происходит внутренний конфликт чувств. Подобные противоречия могут способствовать тому, что во взрослой жизни человеку будет трудно распознавать свои чувства и эмоциональные состояния. А также будет трудно «считывать» и понимать чувства других людей.  

С другой стороны, можно дать ребенку обратную связь, которая поможет понять, что его чувства имеют место быть, и они верны:

  • «Как же ты все у меня подмечаешь. Я действительно немного расстроена из-за телефонного разговора. Мне нужно несколько минут прийти в себя. И мне стало бы гораздо лучше, если бы ты меня обнял сейчас».

Ребенок получает информацию, что его чувства «правильные». Также он понимает, что может помочь другому человеку справиться с неприятным состоянием. Ребенок начинает осознавать важность поддержки. Это ценный опыт для него и хорошее подспорье для эмпатического общения в будущем.

3. Ребенок за ужином толком ничего не съел и при этом говорит:

  • «Я наелся. Можно я пойду?»

В ответ часто можно услышать примерно следующее:

  • «Нет, ты не наелся. Посмотри, ты же ничего не съел. Ты сейчас выйдешь из-за стола голодным».

Опять-таки, беспокойство родителей естественно, и понятно желание, чтоб ребенок был сыт и полон энергии. Вместе с тем ситуация более глубокая, чем может показаться на первый взгляд.

Стоит отметить, что у детей бывают разные периоды: в один день они могут много и часто есть – это нормально. А в другой день могут есть мало – и это тоже нормально.

В детстве хороша развита система взаимосвязей со своим телом, и важно не нарушить этого контакта. Когда мы говорим ребенку на его ощущение сытости: «Нет. Ты голоден, надо еще поесть», мы начинаем разрывать эту связь. Кинестетический канал начинает подавляться.

Родитель для ребенка – это самый значимый человек. В раннем возрасте дети безоговорочно доверяют тому, что им говорят родители, именно поэтому так важно подбирать слова, которые мы озвучиваем ребенку.  

В будущем мы можем увидеть такую потерю контакта с собой, например, в частом переедании. Человек не может почувствовать вовремя состояние насыщения.

4. Ребенок с мамой после бассейна идут погреться в сауну. Ребенок через какое-то время говорит:

  • «Я согрелся, можно я выйду?»  

Взрослый может ответить:

  • «Ты еще не согрелся. Давай еще 5 минут посидим, вот тогда ты согреешься».

В данном случае ребенок считывает информацию, что его индикатор чувств работает неправильно. То, что он внутренне ощущает, не совпадает с тем, что говорит значимый взрослый.

Зарисовки ситуаций показывают, насколько важно с самого детства прислушиваться к тому, что чувствует ребенок. Важно позволить ему выражать свои чувства, и позволить этим чувствам быть отличными от наших представлений о том, как должно быть. Детям необходимо устанавливать контакт с собой, со своими чувствами, и взрослые могут им в этом помочь.

Развитая чувственная сфера станет залогом хорошего контакта с самим собой и с окружающими людьми.

 



Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что может быть важно ребенку
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Ребенок идет в первый класс: что важно учесть
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Что делать если Вы узнали, что ребенок врет.
  • Что делать, если узнали, что ребенок курит?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь