Часть 1. Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?

Сразу стоит отметить, что разговор в подобном тоне, как  отмечает Людмила Петрановская, крайняя мера, когда учителя уходят "в несознанку" и упорно не замечают процесса, который разворачивается на их глазах, а именно: школьной травли или буллинга.  Уход от проблемы может проявляться в таких фразах: "Такие дети, а что мы можем сделать, их должны дома воспитывать".

Под травлей в школе понимаются такие действия по отношению к ребенку, когда его намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют. Это все является проявлением насилия. 

Часть 1 Травля ребенка в школе обычное дело или болезнь группы

Травля отличается от обычных конфликтов или непопулярности ребенка в классе. 
Дети могут недолюбливать друг друга по личным причинам или что-то не поделить. Такие процессы были во все времена. Травля же отличается тем, что предполагает систематическое и никем не остановленное насилие всех против одного. Ребенок может быть кем угодно и каким угодно - толстым, худым, бедным, богатым, прилежным, неаккуратным, отличником или двоечником - но при любом раскладе нельзя применять к нему насилие. 

Травля - это болезнь группы, а не отдельных детей, жертвы и агрессора. Это насилие, которое возникает в дисфункциональной группе, где нет общей цели, нет права  выхода и нет авторитетного лидера, который заявит, что "в нашей группе насилие недопустимо, у нас так не принято". 

Самая большая ошибка, которую допускают взрослые при решение проблемы - это попытка разбирать проблемы личности. Не нужно выяснять у агрессора, почему ему не нравится жертва. Не нужно давить на жалость. Не надо взывать к совести. Жертве становится только хуже. Проблема не в личностях, это проблема группы, в которой нет авторитета, и работать надо с педагогическим коллективом и школьным классом в целом. Только авторитетный учитель, который сможет воздействовать на "свидетелей" травли - учеников, которые поддерживают агрессора, способен ввести правила и остановить травлю. 

А правила очень простые:
- Играем, если всем весело.
- Не игнорируем никого.
- Не делаем вид, что человека нет.
- Не говорим оскорбительных слов, это обидно и неприятно.

Правила могут быт обозначены любыми словами, но суть у них одна: "В нашем классе так не принято. Я - руководитель и в моем коллективе насилие недопустимо".

Почему важно заручиться поддержкой "свидетелей", "массовки"? Потому что это подпитка для агрессора. Если его перестанут поддерживать, то все процессы сойдут на нет сами собой. 

Дело в том, что дети из массовки поддерживают агрессора не потому, что они имеют личные счеты с жертвой. Просто они не хотят оказаться на ее месте. Если они перестанут "дружить против" этой жертвы, то сами окажутся на ее месте и займут "место у параши". 

А жертва, свою очередь, ошибочно считает, что все хотят от нее избавиться, поэтому в крайних случаях мы сталкиваемся с явлениями "жертвы, доведенной до отчаяния" - попытками суицида или жестокости по отношению к сверстникам в попытках прекратить насилие над собой.

На самом деле, этот групповой процесс всегда предполагает наличие жертвы и если один кандидат по каким-то причинам покидает свое "законное место" (например, уходит в другую школу), то ее место занимает другой ребенок, не важно с какими характеристиками. 

Как видно из этого описания, остановить этот процесс может только руководитель группы. Практика показывает, что как только в классе появляется такой авторитетный учитель, в течение 2 недель процесс исчезает и травля прекращается.

Если же вы  на своем опыте столкнулись с явлением школьной травли своего ребенка, то вы можете помочь привлечь внимание общества к этой проблеме и рассказать о своей истории журналистке Софье Сенич.

Софья Сенич — студентка СПбГУ Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.  Она ищет  героев  для материала про травлю  в школах (учителя, ученики, психологи) для публикации на портале «Первая линия» и в учебной газете. При желании может  не указывать имена героев.

Софья вместе со мной участвовала  в мартовской встрече в Людмилой Петрановской, где мы и познакомились. Она хочет  привлечь внимание к теме буллинга и рассказать о том, что это проблема, а не «нормальное явление».

Так что если вы готовы поделиться своей историей, то можете связаться с Софьей напрямую в личку Вконтакте или через меня. 

Желаю всем добра и смелости в отстаивании своих интересов и защите своих детей.

В следующей части расскажу о том, какие действия могут предпринять родители, чтобы помочь своему ребенку прекратить травлю, не меняя школы. Следите за обновлениями!


С любовью к своему Делу и заботой о Вас, 
Анна Колесова 
психолог-консультант, онлайн консультант 
(Спб, скайп, whatsapp) 



Просмотров: 605
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Не обращай внимание" - говорим мы своему ребенку. Что стоит за этими простыми словами?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • " Я не брал!", или Что делать, если вы столкнулись с детским воровством.
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь