Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.

Процесс воспитания личности - это постепенная, последовательная передача ответственности за те действия, которые эта воспитуемая личность уже может совершить сама, в процессе удовлетворения своих потребностей. А также создание зоны, среды, вокруг человека, чтобы эта потребность могла удовлетворяться разнообразными способами. 

Я специально не употребляю слово ребенок, потому что и взрослая личность воспитывается точно так же. Только если у ребенка есть реальные мама и папа, которые и будут всем этим заниматься, то у взрослого человека, есть "внутренние мама и папа", то есть та криво-косо сформировавшаяся его часть, которая будет ощущаться, как внутренний "Родитель". На самом деле, название это, пришедшее из транзактного анализа, как и понятие о внутреннем "Ребенке", скорее дезориентирует, чем объясняет истинную суть процесса. 


Воспитание личности в себе Или давайте уже интегрироваться из внутренних родителей детей в людей


Так как во взрослом, личностно зрелом человеке, конечно, никаких родителей и детей внутри нет. Все части личности - интегрируются. То есть человек становиться цельным, волевым и саморегулирующимся. 

А внутренние "дети-родители", это те части не интегрированной личности, которые противоречат друг другу, несогласованны. Ощущаются как внутренний конфликт и диссонанс от чувств, мотивов и потребностей. 

Фактически - внутренним "ребенком" называют те потребности и желания не интегрированной личности, которые не находят пути удовлетворения. То есть, нет сформированного знания, найденного практически осуществимого способа, эти потребности удовлетворять или сублимировать. Такая личность не способна так организовать свою жизнь, чтобы сама себя сделать благополучной. То есть, в достаточной мере осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. 

Например: потребность в новых впечатлениях. В детстве, ребенок получает новые впечатления через среду, которую ему организовывают родители. На прогулке с мамой или папой, именно они ребенка развлекают, обращают его внимание на что-то интересное. Затем, когда ребенок вырастает, то сначала он учиться развлекаться с подсказки родителя, когда родитель информирует его, куда можно сходить, иногда своим примером показывая наличие таких мест. И ребенок, точнее уже подросток, начиная свободно перемещаться в пространстве, ищет места для развлечения самостоятельно. Параллельно развивая навыки общения, находя себя компанию, иногда творческие способности и т.д. То есть постепенно, вырастая, человек способен находить и обеспечивать себе самостоятельно удовлетворение потребности в интересном и разнообразном времяпрепровождении. 

Теперь мы можем посмотреть на ситуацию, когда по какой-то причине, этот процесс сломался. Ну, допустим, родители не отпустили контроль над ребенком, и он в подростковом возрасте не получил возможности свободно перемещаться и у него к возрасту взрослости и отдельности от родителя не сформировалась способность находить места для развлечения и организовывать себе интересный досуг. 




Вот это то, большое количество людей, которые слоняются по набережным или центральным улицам любого города, праздно шатаясь и умирая в это время от скуки. Потому что развлечь иначе они себя не умеют, и кроме как нарядиться и ходить туда-сюда, ничего интересного придумать не могут. То есть их способность к получению новых впечатлений осталась где-то на уровне трехлеток. «Ходить и глядеть», вот и все развлечение.




Кто-то продвинулся чуть дальше, в подростковый возраст, и развлечение связывает с компанией. Называя совместный досуг – дружбой. Дружба эта будет заключаться в том, чтобы в теплое время года – на природе, в остальное время в кафешке, караоке или у кого-то дома – есть, пить и петь. Рассказывая байки о приключениях на отдыхе или о проблемах на работе. Сплетничая и заигрывая, друг с другом. От подростковых, эти компании отличаются лишь количеством, потраченных на еду и выпивку, денег. 

Принесет такая схема – отдых или ощущение благополучия? У гуляющих – совсем нет, у праздно общающихся – немного. Кайф от выпитого, скорее. Который даст откат в виде апатии, уже утром в понедельник. И новых впечатлений тоже будет минимум, это понятно. 

А потребность, которую я рассматриваю в этом примере –  как раз , в новых впечатлениях. Как организовывает удовлетворение этой потребности взрослый человек? Через деятельность, конечно. Как и удовлетворение всех своих потребностей. Только через деятельность. Самостоятельную или в компании других людей. 




То есть – рыбалка, охота, в лес за грибами, на Грушинский фестиваль, или в Индию на уроки йоги. В Питер по музеям или на андеграундные спектакли, или на интенсив в Геленджик. 

Новые впечатления взрослого – это что-то делать. Руками или головой. А лучше и тем и тем одновременно. 

И вот тут люди, сталкивающиеся именно с неразвитой способностью, скажут – «А мне неинтересно, я не умею». И компании подходящей у них нет, и в лес идти они боятся, а на йоге – тело поломается, а барды – это фу, и занудно. Вообще, не вызывает у них воодушевление ни один, из приносящих удовольствие многим другим людям, способ получения впечатлений. 

Ну, да так и должно быть! Человеку редко свойственно увлекаться чем-то сразу! Бывает конечно, когда он попадает в эмоционально заряженную ситуацию или в компанию харизматичного и воодушевленного человека. Тогда путь от равнодушия, к любопытству, а затем и к интересу и увлеченности, проходит очень быстро. Положительное подкрепление потому и закрепляет рефлекс, что положительные эмоции, чем сильнее, тем более четко сигналят организму о том, что найдена новая полезная деятельность, которую нужно поощрять и закрепить в психике, как приносящую результат и удовольствие. 

Но обычный путь – через ознакомление, к освоению, затем вовлеченность, и только потом – увлеченность. 

И взрослый человек способен сознательно, своей «родительской» частью, то есть той частью, которая может четко видеть и потребность и возможность, во-первых, сделать вывод о наличии неудовлетворенной потребности. Во-вторых, сделать инвентаризацию своих возможностей – социальных, финансовых и временных. В- третьих, выбрать наиболее реализуемую. В-четвертых, организовать себя и начать формировать новый навык, понимая все четыре стации формирования навыка: 

· ознакомление,

· освоение, 

· вовлечение, 

· увлеченное развитие. 

Организовать себя- это организовать себе время, место и, возможно, компанию. Например, элементарно, записаться на курсы, вступить в тематическую группу ВКонтакте и т.п. 

И вот тут страшная преграда: люди почему-то решают, что личность человека - неизменна. Самая непреодолимая преграда, что для воспитания, что для самовоспитания, это внутренняя убежденность в том, что "вот я такой". И все. Ничего изменить нельзя. 

Хотя личность человека способна развиваться и интегрироваться на протяжении всей жизни. 

Я, как специалист по работе с зависимыми, много раз видела ситуацию, как совсем разрушенные личностно люди, через осознанное самовоспитание, менялись и взрослели за два-три года так, что реально уже становились совсем другими людьми. Так что это вполне возможно. 

И зависит только от мнения о себе, от вот этой убежденность - могу я измениться или нет? 

Даже не вопрос о: "хочу ли я"? Сложно хотеть невозможного. Именно об убеждении, о принципиальной возможности.

И мы говорим о действительно возможном, о естественном психологическом процессе личностного роста и развития. Хочу еще и в подтверждении этого утверждения привести ролик о нейропластичности мозга и сознательном формировании личности. 

И, кстати, без достаточной степени интеграции, то есть без способности достаточно удовлетворительным образом организовывать свою жизнь, личность личностью считаться не может. 

С уважением, Марина Игоревна Локоткова ❤️

https://vk.com/marina_lokotkova

 



Просмотров: 488
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Нет денег? Так пойди и найди!"-что сделать, чтобы эта фраза не звучала в вашей семье.
  • Долой мифическое "потом" или как организовать время и себя
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Худеть, или полюбить себя "как есть"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • "В споре рождается истина" или есть что-то получше?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Хочу быть блогером, а не вот это вот все"
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Есть или не есть - вот в чем вопрос!
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Кто ты? или "Работа есть - Профессии нет"
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • Нездоровые желания или "Так хочу, что умираю!"
  • "Корона сползла...!" или как принять другого таким, какой он есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь