Сепарация - отделение ребенка от других людей и приобретение независимости

Как развиваются психологические границы, как ребенок приобретает ощущение собственной целостности, отдельности от другого человека, отдельности, в первую очередь, от своих родителей, – об этом в данной статье.

Сепарация  отделение ребенка от других людей и приобретение независимости

По Маргарет Малер, существуют несколько фаз раннего развития ребенка, через которые проходит ребенок на пути развития здоровых личных границ, дифференциации себя и другого. В ее концепции подчеркивается фундаментальная роль баланса доступности матери и оптимальной фрустрации для психологически здорового развития ребенка. Рассмотрим эти фазы.

1. Фаза нормального аутизма (безобъектная, не путать с аутизмом как диагнозом) – здесь преобладают сноподобные состояния, физиологические процессы. Забота матери способствует усилению чувственного восприятия мира ребенком. Младенец поворачивает голову в сторону груди матери – начинает видеть лицо матери в целостности, так начинается социальное развитие.

2. Фаза нормального симбиоза (2-6 месяц). Происходит комплекс оживления – начинается формирование важного и необходимого симбиоза «мать-дитя», когда границы ребенком ощущаются как единые. Желания ребенка считываются и удовлетворяются мгновенно, у него возникает ощущение, что он кормит себя сам. Здесь же у ребенка начинается внутреннее разделение на «хорошую» и «плохую» мать: мать воспринимается «хорошей», когда дает грудь, когда у ребенка происходит насыщение, и воспринимается «плохой», когда мать по каким-то причинам и в фантазиях ребенка не проявляет должной заботы, не дает грудь тогда, когда, на его взгляд, ему это необходимо (тогда он начинает кусать материнскую грудь, выражает свои переживания в слезах).

3. Фаза сепарации-индивидуации (6 месяцев – 2,5 года) – на этой фазе происходит постепенное развитие осознания отдельности Я от другого человека, формируются основы Я идентичности, подлинных отношений и осознание особенностей реальности.

Сепарация-индивидуация начинается с хватания матери, отстранения от неё на некоторое время, чтобы осмотреться, при этом часто ребенок находится в поле зрения матери. Он проявляет интерес к переходным объектам как напоминании о потребности контакта с матерью (переходным объектом может быть, например, игрушка, одеяло как нечто, напоминающее о матери). Мать и ее доверие тестируются, ребенок изучает все то, что относится к матери, начинает сравнивать ее с другими людьми.

В 10-11 месяцев ребенок сам может определять дистанцию между собой и матерью. При этом мать еще играет центральную роль в жизни ребенка, является его поддержкой для того, чтобы справляться с фрустрацией, и она продолжает быть на некоторой дистанции. Ребенок уходит от матери на все более долгое время, а потом возвращается к матери для «подзарядки». Он окрылен своими возможностями познания мира. В то же самое время, если мать не готова отпустить ребенка и находится в состоянии тревоги, ребенок может и «не пошевелиться».

1,5-2,5 года. Ребенок осознает свою отдельность и начинает подозревать, что мир ему придется осваивать все-таки самому. Ребенок хочет разделять с матерью свои открытия и обретать вновь мать - объект своей любви. Он испытывает амбивалентные чувства: ему требуется поддерживающий объект любви, но не покушающийся на недавно обретенную автономию - ребёнок то стремится к матери, то отдаляется от неё. Задача матери на разных фазах развития ребёнка, и в особенности на этой фазе – помочь ребенку справляться с амбивалентными переживаниями, быть терпеливой и искренней в собственных действиях и переживаниях, связанных с ребёнком.

«Подзарядка» здесь и далее происходит больше не на телесном, а на символическом уровне. Увеличивается взаимодействие с другими людьми, в особенности с отцом. Возрастает роль игры, в течение которой развивается способность выражать желания в символической форме, возрастает и способность к обретению контроля над своим поведением, здесь же зарождается эмпатия.

Последний этап стадии «сепарации-индивидуации» – укрепление индивидуальности и начало формирования ощущения константности матери и других людей. Происходит постепенное интегрирование образа матери, устойчивое объединение «хорошей» и «плохой» матери, четкое осознание своей отдельности от других людей. Активно развивается речь, фантазия, понимание особенностей реальности.

Итак, возможность перехода ребенка с одной фазы на другую зависит от качества его отношений с близкими взрослыми.

В основе неразвитых границ между Я и Другими лежат нездоровые отношения с объектом привязанности (с матерью или другим опекуном, заменяющим мать) в виде гиперопеки или, наоборот, пренебрежения потребностями ребенка, что не позволяет ему благополучно пройти фазу сепарации и сформировать целостное, интегрированное и дифференцированное представление о себе самом и о других людях.



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Где и как найти радость матери ребенка-инвалида?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Болезнь детей начинается при отсутствии любви матери.
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь