Использование современных методов психотерапии со студентами психологического факультета

Изменения, происходящие в системе вузовского образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, а также требования общественности, предъявляемые к профессиональным умениям и навыкам специалистов, ставят перед необходимостью качественной, практико-ориентированной подготовки будущих выпускников.

В данной статье речь пойдет о профессиональной подготовке психологов в сфере образования. Согласно ФГОС третьего поколения будущий психолог должен иметь сформированные общекультурные компетенции (знание и способность использовать философские, социальные, экономические, правовые основы в различных сферах жизнедеятельности; способность к коммуникации и эффективной работе в коллективе; знание и использование методов и средств физической культуры, а также приемов оказания первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций), общепрофессиональные и профессиональные компетенции (знание и способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития на различных возрастных ступенях; готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов и другие).

Помимо теоретических знаний и практических умений, профессия психолога предполагает постоянный личностный рост, саморазвитие и самосовершенствование. Как утверждает Г.В. Старшенбаум, профессию психолога нередко выбирают люди с «незажившей душевной раной», склонные к построению созависимых отношений и повышено чувствительных к боли других людей. 

С целью избегания контрпереносов на клиентов (бессознательного приписывания клиентам своих ранее переживаемых чувств и отношений к другим значимым людям); развития умения встречаться с болью других людей; понимая консультативного и терапевтического процесса, практикующему психологу важно пройти собственную личную психотерапию и супервизию. Стоит помнить, что от личности самого психолога во многом зависит эффективность его работы с клиентами: важны проработка собственных эмоций и чувств; осознание терапевтического процесса; простройка границ контакта с клиентом; умение оказать, с одной стороны, «фрустрацию» (при осознании клиентом собственных неконструктивных моделей поведения), с другой – необходимое принятие и поддержку личности.

В процессе обучения в вузе будущие психологи осваивают необходимые знания в области общей, возрастной, социальной и педагогической психологии, а также психодиагностики, психологического просвещения и профилактики, консультирования, коррекции, психотерапии и клинической психологии. Стоит отметить, что знание отделов головного мозга, физиологических основ высшей нервной деятельности являются фундаментальной основой при работе с разными людьми.

Студенты осваивают теоретические и практические основы современной внемедицинской психотерапии, обучаются основным техникам и методикам, развивают навыки, необходимые для проведения психотерапии с клиентами. Под психотерапией К. Роджерс понимал «… такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие».

В нашей работе, психотерапия – это процесс психологического воздействия на клиента с целью изменения его эмоционального и физического состояния, разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов посредством личности самого консультанта и использования техник, имеющихся в мировой практике. В процессе психотерапевтической деятельности у психолога с клиентом устанавливается раппорт, доверительный контакт; актуализируются ресурсы личности; прорабатываются психологические травмы; осознаются механизмы внутренних защит; намечаются пути изменения и роста. Изучением влияния психотерапии на личность занимались многие зарубежные и отечественные практики З. Фрейд, К.Г. Юнг, К.Р. Роджерс, В. Франкл, Ф.С. Перлз, М. Эриксон, Ф. Шапиро, П. Шнейдер, Н. Линде, А.В. Минченков и др.

Практико-ориентированное обучение зачастую проводится в тройках, где все студенты по очереди выступают в роли психолога, клиента и супервизора. Обучающиеся обсуждают свои ощущения в процессе прохождения каждой роли, задают вопросы преподавателю, дают друг другу обратную связь. Важным моментом является доверие другим участникам и желание работать в группе, именно поэтому для изучения практических методов студенческую группу следует делить на микрогруппы.

В практике нашей работы в островном вузе студенты-психологи изучают и применяют в супервизии разные направления психотерапии:

  1. Психодинамическое направление (психоанализ З. Фрейда; индивидуальную психологию А. Адлера; аналитическую психологию К.Г. Юнга; волевую психотерапию О. Ранка; характерологический анализ К. Хорни; трансактный анализ Э.Л. Берна и др.).
  2. Когнитивно-поведенческое направление (бихевиоральное направление в консультировании; рационально-эмоциональную поведенческую психотерапию А. Эллиса; когнитивную психотерапию А. Бека; терапию реальностью У. Глассера и др.).
  3. Экзистенциально-гуманистическое направление (логотерапию В. Франкла; клиент-центрированную терапию К. Роджерса; гештальт-терапию Ф.С. Перлза и др.).

К современным методам психотерапии мы относим следующие:

1. Эмоционально-образная психотерапия (или аналитически действенная терапия), автором которой является отечественный психотерапевт Н.Д. Линде. 

В основе данного метода предполагается воздействие на психическое состояние клиента посредством работы с образами. Образы – это сфера бессознательного, тесно связанная с эмоциональным миром личности. Они дают возможность не только проанализировать причину проблемы клиента, но и воздействовать на нее. Истоки эмоционально-образной терапии зародились в области гештальт-терапии Ф.С. Перлза, телесно-ориентированной терапии, нейролингвистического программирования, процессуальной психотерапии А. Минделла, психоанализа и символдрамы.

Данное направление психотерапии расширяет представление студентов о природе психических конфликтов и их влиянии на телесные ощущения и образы. Любая психологическая проблема рассматривается как эмоциональная фиксация индивида на достижение некой цели или преграде, блокирующей его адекватные действия и выраженные в образе. 

В процессе изучения эмоционально-образной терапии студенты знакомятся со структурой психологической проблемы и практикуют следующие приемы трансформации образов: «Созерцание образа», «Выражение уважения», «Замена образа», «Разговор с образом», «Мысленное действие», «Принятие своего Внутреннего ребенка» и другие.

Эмоционально-образная терапия эффективно работает с невротическими проявлениями личности, психосоматическими симптомами клиентов и многими другими психологическими проблемами. Метод эмоционально-образной терапии включает ряд этапов, которые кратко можно описать следующим образом: начальная беседа, представление критической ситуации, нахождение психосоматических коррелятов чувств, создание образа, диалог с образом, коррекция внутреннего конфликта, идентификация с образом, экологическая проверка, подстройка к будущему.

Как показывает опыт, на практических занятиях будущие психологи учатся выражать свои эмоции без стыда и чувства вины, прорабатывают собственные страхи и неуверенность. Приходит осознание того, что психотерапия помогает человеку измениться, а не помочь ему изменить внешний мир, решить проблему за счет субъективных, внутренних, а не внешних трансформаций.

  • Эриксоновский гипноз, автором которого является М. Эриксон. Как известно, психика человека разделена на сознательную и бессознательную сферы. Эриксоновский гипноз – это общение на языке бессознательного начала. Можно сказать, что это метод мягкого и экологичного входа клиента в трансовое состояние сознания с помощью косвенных внушений психолога. Трансовое состояние сознания является достаточно приятным и естественным для любого человека. Ежедневно люди входят в трансовое состояние от двадцати до сорока раз в сутки: временная прослойка во время пробуждений и засыпаний, когда мы уже не спим, но еще не бодрствуем и наоборот; автоматического мытья посуды или уборки; длительной езды за рулем; концентрации на точке в пространстве и др.
  • Эриксон М. считал, что в глубине бессознательного есть все необходимые ресурсы для роста и трансформации, необходимо высвободить эти позитивные силы, чтобы личность продолжала развиваться. Изучением данного вида гипноза занимались Э. Росси, Ж. Беккио, М.Р. Гинзбург, Е.Л. Яковлева, А. Антонов и др. С помощью эрикосновского гипноза возможно разрешение многих психологических проблем: эмоционального выгорания; психосоматических заболеваний; проработка интропсихических конфликтов и травматических переживаний; работа с разного рода зависимостями и т.д. В ходе обучения студенты-психологи получают базовые представления о природе и сущности гипнотерапии, а также обогащают инструментарий гипнотическими техниками «Сопровождение в приятном воспоминании», «Матрешка» (М.Р. Гинзбурга), «Поход к мудрецу», «Работа с внутренним ребенком» и др.

    Практика работы со студентами в рамках эриксоновского гипноза показывает, что психоэмоциональный фон в студенческой группе становится значительно спокойнее, снижается напряжение. При проведении техник меняется темп речи студентов на более медленный и мягкий, значительно быстрее достигается расслабление. Приходит более глубокое понимание возможности разрешения психологических проблем клиента на бессознательном уровне в состоянии транса: ресурсирование клиента, осознание причин сложившейся ситуации и изменения отношения к ней, проработка психотравмирующих воспоминаний и болевых симптомов. Немаловажным является вопрос об обучении студентов самогипнозу с целью повышения концентрации внимания и памяти, разрешения собственных проблемных обстоятельств, контролю над эмоциями и саморегуляции.

  • Телесно-ориентированная психотерапия – работа с психикой человека посредством телесного контакта. Истоки данного направления возникли в русле психодинамического подхода и принадлежат В. Райху, основоположнику телесно-ориентированной психотерапии. В. Райх утверждал, что все эмоции, которые испытывает человек имеют «отражение в теле». Негативные переживания способны подавляться не только на уровне подсознания, но и на уровне тела, образуя «мышечные панцири» (зажимы). Автор выделял семь сегментов мышечного панциря у человека с которыми работают телесные терапевты: голова (так называемая «Каска неврастеника» в области лба и глаз), челюстные зажимы, шея, грудная клетка, область диафрагмы, мышцы живота и таза. Будущие психологи также изучают работу с телом в теории М. Розен и А. Лоуэна. Более глубоко студенты знакомятся с телесно-ориентированно терапией с гештальт подходе В.В. Чаплюка, а также в рамках структурной психосоматики А.В. Минченкова.
  • В рамках гештальт подхода со студентами проводятся эксперименты, направленные на осознание телесных ощущений. «Телесная осознанность – это ощущение, чувствование и осмысление процессов, которые происходят внутри тела при взаимодействии с миром вокруг» (В.В. Чаплюк). 

    Эксперименты связаны с шестью базовыми паттернами движениями человека: уступание, толкание, устремление, цепляние, впускание внутрь и отпускание. Все движения человека связаны между собой и осуществляются одновременно в каждую единицу времени. Любое совершаемое движение дает основу для осуществления следующего движения. Для четкого понимания приведем пример: чтобы совершить объятье, необходимо уступить – ощутить безопасность, опору пола; оттолкнуться от пола; устремиться к партнеру глазами, руками, головой, всем телом; схватиться руками за плечи; притянуть партнера к себе, войти в контакт и завершая объятия, отпустить друг друга. Расширение и осознание телесного опыта дает возможность глубже постигать собственные индивидуально-психологические особенности, понимать себя и партнера по общению.

    Со студентами широко используются эксперименты с надувными шарами – уступание и толкание шарика в границах контакта друг с другом; эксперименты с движениями глаз – устремления и цепляния взглядом; натянутой веревки между партнерами как понимания собственного контакта с другими людьми – цепляния и отпускания и т.д.

    В рамках изучения структурной психосоматики А.В. Минченкова студенты осваивают релаксационный комплекс в работе с клиентом: работу с головой и шейно-воротниковой зоной. Более глубокое обучение методу возможно в рамках семинаров и прохождения авторских курсов повышения квалификации.

    Телесно-ориентированная психотерапия эффективна в качестве работы с клиентами, имеющими психосоматические заболевания, негативные эмоциональные состояния, трудности в отношениях с другими людьми, личностями особенностями (неуверенность, заниженная самооценка, посттравматические последствия, склонность к созависимости и др.).

    Работа со студентами-психологами позволяет им пересмотреть свои стереотипы поведения, мышления, чувствования, взгляды на мир и себя в мире. Будущие психологи получают бесценный опыт расширения телесной осознанности, ощущения «свободы тела», освоения методов саморегуляции, а также опыт работы с клиентами разного возраста. Самые главные навыки, приобретаемые студентами в ходе обучения и практики телесно-ориентированной психотерапии – это навыки заземления (контакта с реальностью, со своими собственными импульсами), центрирования (контакт с ритмом своего дыхания и соответствующими эмоциональными изменениями), видения и звучания (осознавание контакта глаз, высвобождение голоса и отслеживание его влияния на мышечный тонус тела).

    Несмотря на то, что мировая психотерапия движется по пути интеграции, студенты могут выбрать направление близкое к своим индивидуальным особенностям и продолжить более углубленное обучение по тому или иному направлению психотерапевтической работы.

    Отметим, что в процессе обучения в островном вузе студенты осваивают арт-терапевтические техники и приемы: изотерапию и сказкотерапию в работе с детьми и подростками, методы психологической работы с метафорическими картами в процессе консультационной деятельности, маскотерапию, песочную и пластилиновую психотерапию (М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.В. Тарарина и др.). Главной целью арт-терапии является гармонизация внутреннего состояния человека через развитие способности к самовыражению и самопознанию. Будущие психологи обучаются психологической диагностике клиента, через продукты творчества, а также проработке эмоций, чувств и разрешения глубинных психологических проблем.

    Стоит отметить высокий уровень квалификации и профессионализма профессорско-преподавательского состава, работающего со студентами на психологическом факультете. Для преподавателя профессиональных психологических дисциплин важно проходить постоянное обучение, курсы повышения квалификации, знакомится с новыми технологиями и работать над собственным внутриличностным ростом.

    Таким образом, использование современных методов психотерапии при подготовке будущих психологов являются неотъемлемой частью личностного роста профессионала. Навыки, полученные в ходе психологической работы в вузе, позволят расширить представления о себе и мире, проработать травматические переживания, получить опыт клиентской работы, а также закрепить умения, необходимые практикующему психологу.

     

     



    Просмотров: 357
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Уверенность в себе и возможность ее повышения в технике телесно-ориентированной психотерапии
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Почему в телесно-ориентированной психотерапии актуализируются «проработанные» ситуации?
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Сегменты тела в телесно-ориентированной психотерапии и их аналоги в древних восточных учениях
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • Работа с тревогой и стрессом в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Не совсем обычная психология или ещё один способ работы психолога со студентами.
  • Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.
  • Палсинг - пульсационный массаж, как метод телесно-ориентированной психотерапии.
  • О роли телесно-ориентированной психотерапии.
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Метод Телесно-ориентированной психотерапии
  • Метод Телесно-Ориентированной Психотерапии - 2
  • Метод Телесно-Ориентированной Психотерапии - 3
  • Телесно-ориентированное направление психотерапии "Образовательная Кинесиология".
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапии
  • Работа со страхами. Из опыта работы со студентами старшего подросткового возраста.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Что является самым важным для любого человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь