Стремитесь быть полезными? Тогда мы к вам!

Кто-то стремится к успехам в карьере и не получает, либо не замечает обратную связь от окружающих: «Я так ничего и не достиг», «Я просто никчемный сотрудник», «Моя работа совершенно безрезультатна», «Я неэффективен». Кто-то формирует эту идею, сидя дома с детьми в декретном отпуске: «В моей жизни нет ничего кроме детей, горшков и уборки», «Я ничего не значу в жизни других», «Я стала совсем неинтересной и никто не захочет проводить со мной время».

Стремитесь быть полезными Тогда мы к вам

Многим в развитии чувства бесполезности и никчемности помогают родители или школа. Например, когда в воспитательных целях юному созданию с тактом и расстановкой значимый Другой объясняет, что «мнение взрослых всегда важнее, а ты еще не заслужил авторитета, чтобы иметь право высказываться». Так формируется постоянное стремление что-то кому-то доказывать, чтобы просто иметь право голоса, иметь право спокойно быть в этом мире наравне с другими. Заслуги – эквивалент идеи полезности. Воспитанный в атмосфере условной любви, ребенок начинает думать что он всегда недостаточно хорош, что от него постоянно ждут социальной пользы, иначе его никто не примет. А самое страшное – не полюбит. С другой стороны, нам часто мерзка и неприятна идея, что нас могут использовать, что другие ценят нас только за пользу, которую мы приносим. Да и самим неприятно считаться меркантильными и прагматичными.

Такая «политика двойных стандартов» полезности часто встречается у клиентов психологической консультации. Например, «Я бесполезен, а другие полезны», либо «Мной пользуются, а я должен быть бескорыстен и не использовать других». Иными словами, мы позволяем другим то, что запретили себе и наоборот.

Стоит присмотреться ближе, что в действительности кроется за стремлением все оценить с позиции пользы. Ведь это настоящий замкнутый круг! И выйти из этой ловушки не так просто.

Чаще всего идея пользы/бесполезности возникает из следующих источников:

  1.   Этой идеей человек компенсирует неспособность адекватно выражать свои желания и ожидания от других.
  2.   Благодаря чувству собственной полезности компенсируется неспособность к безусловной любви. В этом случае идея пользы становится особой формой служения, привязанности и ведет к настоящей зависимости.
  3.   В основе поведения таких людей часто лежат трудности с восприятием обратной связи со стороны значимых других. Часто бывает так, что человек получает реакцию на свои поступки, но замечает ее очень выборочно.
  4.   Есть культуральные нормы, экономоцентричность современного общества, когда каждый приобретает свое значение исходя из экономической состоятельности. В этом свете идея собственной бесполезности – результат «внутренней оптимизации».

В этом случае крайне важно понять, что не всё и не все в этом мире обязаны иметь свою цену и приносить пользу. Всё существующее имеет право на бесполезность. Да, случается так, что некоторые вещи или люди оказываются полезны. Это приятный, но не обязательный факт. Иногда, действительно, этически целесообразно принимать во внимание полезность поступка, прежде чем его совершать. Но это не умаляет значение спонтанных и совершенно бесполезных поступков в нашей жизни. Чаще всего именно они приносят радость и удовлетворение.

Бывает трудно осознать, что существуют безусловное принятие и безусловная любовь, когда польза теряет всякий смысл.

Убеждения о бесполезности своего существования, о необходимости заслужить или добиться чего-либо часто имеют форму жестких долженствований и с трудом поддаются коррекции.

В своей работе я обычно использую поведенческий эксперимент: попытаться неделю просто быть бесполезным ( но не вредным 🤦🏻‍♂️) и при этом наблюдать за окружающими и своими реакциями. Это не такой простой эксперимент как кажется. В процессе человек начинает находить массу приятных или неприятных, но бесполезных вещей и отношений в своей жизни. Так мы вводим новую шкалу оценки: “приятное/неприятное”. Чем больше альтернативных и дополнительных шкал оценки удастся создать в процессе когнитивной терапии, тем богаче станет мир клиента и тем быстрее склонность оценивать все явления с позиции пользы отойдет на второй план. Кроме того, в большинстве случаев требуется наработка позитивного эмоционального опыта в ситуациях бесполезности, с чем отлично справляются экспириенциальные техники схема-терапии. В результате человек приобретает новый жизненный опыт, научается иначе оценивать обстоятельства своей жизни, более объективно, чем прежде.

Для таких клиентов очень важна обратная связь, когда окружающие признают их право быть бесполезными или делятся опытом совладания с ситуациями бесполезности. Ваш комментарий будет очень полезен для таких людей. Как вы переживаете бесполезность?



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Почему так трудно поверить в то, что наркомания это идея?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Что важнее: иметь или быть?
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Как перестать думать что со мной что то не так?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Может быть, со мной что-то не так?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь