Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может

Топ 4 почему ребенок учится хуже чем может

Вот результаты исследований: на сегодняшний день в школах из года в год уровень стремления к успехам неумолимо падает. Последствия прогрессирующего отсутствия желания учиться весьма драматичны: около 8% учащихся начальных классов регулярно прогуливают занятия, среди учеников средней школы эта цифра достигает 15%, а 10% всех школьников одного года рождения бросают школу, не закончив ее.

Давайте разберемся, каковы основные причины плохой учебы ребенка.

Причина 1. Влияние внешнего окружения

Важно выяснить, насколько в классе (школе) принято учиться хорошо, выполнять домашнее задание, поднимать руку на уроках, отвечать учителю, развивать навыки самостоятельности в учебе, принимать участие в исследовательской, проектной деятельности на уровне школы и выше. Считается ли такое стремление к учебе хорошим (а не дурным) тоном.

В лучшем положении здесь оказываются ученики лицея, так как основная задача лицеиста - учиться хорошо. Учиться плохо там просто не принято.

Важно понять, как классный руководитель относится к своей функции контроля за успеваемостью класса, сообщает ли он своевременно о возникающих проблемах у ребенка родителям, взаимодействует ли с ними, как он может влиять на учебную мотивацию, управляет ли он настроем детей на учебу, заинтересован ли в поддержании высокой учебной планки в классе.

Часто, к сожалению, бывает, что родитель заинтересован в хорошей учебе ребенка, у ребенка вроде способности есть, но внешнее окружение не поддерживает ценность учебы и образования. В таком случае, к сожалению, проще всего и эффективнее будет сменить класс (школу). Безусловно, взвесив все “за” и “против”.

И еще. Ответьте честно себе на вопросы:

  • Как вы (родители) учились сами?
  • Как вы сейчас относитесь к учебным трудам вашего ребенка?
  • Стремитесь ли сами к собственному развитию или довольствуетесь тем, что есть, предпочитая комфорт сегодняшнего дня дискомфорту развития?
  • Чему учится ваш ребенок, находясь рядом с вами изо дня в день? Стремлению к успеху, прикладывая усилия, или чему-то другому?

Если вы честно ответили, что устаете после работы и ни на какое развитие нет сил, то у ребенка, скорее всего, ситуация примерно такая же. И удивляться здесь не чему. Ребенок является зеркалом родителей, особенно до подросткового возраста.

Возможно, изучив причину №1, вы уже нашли ответ на вопрос: почему ребенок может, но не хочет учиться.

Причина 2. Влияние семейной системы

Бывает так, что снижение успеваемости ребенка связано с ухудшением отношений между его родителями. Эта связь не очевидная, часто самостоятельно родители этого увидеть не могут. Это можно отследить, используя специальные психологические техники.

Суть здесь в следующем (только один из возможных примеров) : родители по каким-то причинам отдаляются друг от друга (поднадоели уже, скучно, неинтересно им вместе, чаще проводят время врозь, при этом, не кричат, не ругаются, не выясняют отношения, просто расходятся все дальше и дальше).

Однажды, ребенок, по каким-то причинам (разово), выдал серию плохих отметок. И с удивлением, обнаружил, что родители, как прежде, вместе обсуждают его проблемы, разбираются со школой, делятся друг с другом, их совместная жизнь кипит (чего уже давно в семье не было).

А какой же ребенок не хочет видеть обоих родителей вместе?

Обрадовался ребенок, стал выдавать хорошие отметки, чтобы радовать своих заинтересованных в его учебе родителей. Как вы думаете, что последовало потом? Правильно, родителям снова скучно, ведь обсуждать и бороться вместе не с кем. Снова возникает дистанция.

Дальше следует плохая учеба ребенка (возможно все еще случайно так получилось, а не намеренно), и объединение родителей для жестокой борьбы с плохой учебой и мотивацией. Эта тема “заводит” и того, и другого родителя, не оставляет равнодушным.

Так закрепляется симптом плохой учебы (при хороших способностях ребенка) как показатель улучшения отношений между супругами (родителями).

Чем хуже дела у ребенка обстоят с учебой, тем больше общаются друг с другом родители по поводу его плохой учебы (они вместе, близко, тесно, дружно: для семейной системы - это главное, намного главнее, чем плохая учеба ребенка).

Если дело в проблеме №2, то без специалиста родители вряд ли смогут что-то сделать. Здесь нужен системный семейный психолог-консультант.

Причина 3. Не сформированы навыки (не достаточно опыта) для преодоления проблемы

В этом случае важно определить достаточно ли у ребенка навыков для освоения нового учебного материала, соответствует ли его уровень умений тем задачам, которые ставит школа (школьные предметы).

Здесь родители могут самостоятельно (или с помощью учителей) определить, чего конкретно ребенку не хватает: 

  • хорошая ли у него техника чтения (если нет, то он просто не в состоянии переработать большой объем информации);
  • прочный ли фундамент знаний;
  • есть ли навыки самостоятельного изучения и приготовления домашних заданий;
  • есть ли навык самоорганизации (режим дня, чередование деятельности);
  • есть ли навык рефлексировать свое состояние и вовремя отдохнуть, не перегружая себя;
  • есть ли навык делать то, что не очень хочется, но сделать нужно обязательно;
  • есть ли опыт идти вперед и не сдаваться;
  • есть ли опыт преодоления и успеха.

Вы можете поинтересоваться у классного руководителя, учителей-предметников чего не хватает вашему ребенку для хорошей учебы. Как правило, педагоги готовы делиться этой информацией с родителями. Вопрос часто в готовности родителей слышать эту информацию. Если вы готовы выслушать их мнения и принять их точки зрения, то вы поймете какие у вашего ребенка дефициты.

Останется только их восполнить, почитав информацию об этом в интернете или обратившись к специалисту (педагогу или психологу). Иногда бывает достаточно консультации школьного психолога. Иногда необходим репетитор для восполнения предыдущего багажа знаний.

Причина 4. Особенности ребенка (темпераментальные, физиологические, личностные)

Родителям важно учитывать темпераментальные особенности ребенка (ребенок флегматик переключается намного медленнее, чем холерик, и странно ждать от него моментальной реакции). Его учебный процесс должен быть построен по другим принципам, чем у холерика.

Физиологические особенности:

  • успевает ли восстанавливаться ваш ребенок;
  • хватает ли ему часов сна;
  • учитывается ли жаворонок он или сова при выстраивании учебной нагрузки;
  • есть ли у него возможность менять вид деятельности (интеллектуальную на физическую и наоборот).

Личностные особенности (личностная зрелость ребенка): 

  • развита ли сила воли, чтобы садиться и делать уроки вместо развлечений;
  • самостоятелен ли он в учебе;
  • нужен ли ему контроль родителей и учителей;
  • хорошие ли отношения с одноклассниками;
  • сложились ли отношения с учителями;
  • понимает ли он смысл учебы, имеет ли она для него ценность;
  • какова доля его ответственности за его учебу;
  • не завышены ли его требования к себе;
  • нет ли у него “не тех” друзей.

 

Проанализируйте особенности вашего ребенка.

Учитываются ли они в его учебном процессе?

Какие качества необходимо развить,чтобы улучшить учебу?

Есть ли у него на самом деле те способности, о которых вы думаете и говорите?

Или может быть вы слишком завысили планку?

Иногда бывает достаточно организовать режим дня с 9-часовым сном, или снизить планку (хотя бы немного), и у ребенка появляется интерес к учебе и успехи.

Итак, мы разобрали 4 основные причины снижения школьных успехов ученика при достаточных его способностях :

  • внешнее окружение;
  • семейная ситуация;
  • нехватка навыков;
  • личностные особенности ребенка.

Если ваш случай не вписывается ни в одну из них, задайте вопрос, мы вместе найдем ответ.



Просмотров: 530
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как повысить у ребенка мотивацию к учебе. 9 СОВЕТОВ для занятых родителей
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Как адаптировать ребенка к учебе в первом классе?
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь