Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза

"Перфекционизм - стремление к идеалу и вера в то, что этот идеал достижим".

На эмоциональном уровне - это переживание, что, если ты не будешь идеальным, не сделаешь все на самом высоком уровне, не победишь, не займешь первое место, то от тебя отвернутся, тебя отвергнут.

Дети и перфекционизм взрослых как уберечь детей от невроза

Просматривал на днях страничку одного известного детского учреждения в нашем городе, которое организует досуг детей. Очень много новостей о жизни этого учреждения и почти каждая новость - об очередной награде или победе, завоеванной ребенком или кружком этого учреждения. Много новостей про объявленные конкурсы, смотры и фестивали. У читателя этих текстов может сложиться впечатление, что жизнь ребенка - это беспрерывные показательные выступления, стремление к победам, аплодисментам и завоевание грамот и наград. 

Совсем нет информации о повседневной жизни детей, о каких то личных историях, о чувствах и чаяниях детей, о их хобби и играх, о фантазиях и приключениях.

Дети перестали играть? Дети перестали фантазировать?

На призовые ступеньки могут подняться только три ребенка, а остальные дети, которые были вовлечены в эту организованную взрослыми деятельность? Они как? Они - "неудачники"? Они недостойны внимания?

Патологический перфекционизм взрослых губителен для детской души.

Мощная система оценивания и принуждения детей к перфекционизму, принуждение детей к постоянному сравнению себя с другими и их оценивание - пронизывает сегодня российскую школу, работу многих внешкольных детских учреждений... Следом за «специалистами» тянутся родители и устраивают дома продолжение гонки за медалями.

Ко мне и к моим коллегам-психологам последние несколько лет тянутся вереницей родители с детьми, у которых хронический невроз.

Дети у же с 5-6 летнего возраста вынуждены приспосабливаться к ожиданиям взрослых и старательно посещают огромное количество кружков, подготовительных курсов, где частенько их просто натаскивают на "успешное" выполнение многочисленных программ.

Я вижу, что "неумение" играть - все частое явление у детей.

Что значит, что ребенок "не умеет играть"? У ребенка просто мало или совсем нет такого опыта, когда он спонтанно, свободно играет, придумывает свои игру и правила, получает от этого удовольствие.

Дети боятся совершить ошибки. Они боятся быть спонтанными, свободно чувствующими. Они часто ожидают неодобрительного окрика учителя, воспитателя или родителя. У них теряется интерес к такой учебе и такой деятельности. Учеба вместо увлекательного процесса познания превратилась в тяжкий труд по зарабатыванию "результатов" и наград. Внешкольные кружки превратились в череду постоянных "мероприятий", подготовку к ним и переживание за полученные или упущенные медали.

У них всего два выбора: или стать «маленьким перфекционистами» и перестать воспринимать свои собственные детские потребности и обслуживать желания окружающих взрослых, или стать аутсайдерами, безинициативными и апатичными, потерять всякий интерес к развитию, или уйти в «оппозицию», стать «двоечниками», «хулиганами», «делинквентами».

Детская плата за такое положение вещей - хроническая тревожность, тики, снижение мотивации к учебе и спонтанной игровой активности, боязнь нового, повышенная возбудимость, снижение внимания и неспособность концентрироваться долго на предмете внимания, утомляемость, хронические соматические симптомы, побеги из дома и школы...

Что делать? Запрещать проводить в детских учреждениях в таком количестве конкурсы и оценивание детей, категорически убрать из критериев эффективности работы детских организаций "количество наград, кубков и побед", перенос фокуса работы на организацию комфортного развивающего пространства для детей, где каждый ребенок с его индивидуальным уровнем развития получит все необходимые поддержки и опоры, чтобы расти и развиваться. Критериями эффективности станут атмосфера доброжелательности, взаимоуважение, интерес и любопытство, креативность, способность играть, проявлять себя, быть живыми и эмоциональными... 

Коллеги, что думаете? Встречались с таким феноменом?



Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Дети - "вспышки", или что делать с неконтролируемой агрессией?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как стать мужем и женой или "жили они долго и счастливо"
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • "Поймай ритм-1. Ладони" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • "Поймай ритм-2. Ступни" (развивающая игра для взрослых и детей. 1 уровень)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • "Не хочу иметь детей!" или Чайлдфри в нашем мире
  • Боюсь, что не получится!", или "Хочу стать увереннее!"
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь