Жизнь, которую хочется прожить.

Основатель диалектико-поведенческого подхода (Dialectical Behavior Therapy, DBT),  Марша Ленихан, была...и остается "одной из".

Одной из тех, кто сам столкнулся и длительное время страдал от  пограничного расстройства личности.

В юности она провела 26 месяцев в больнице, большую часть в изоляторе, пытаясь нанести себе самоповреждения разной тяжести.

Переломным моментом для изменения в собственном состоянии она назвала день, когда во время молитвы почувствовала "свечение" вокруг себя и впервые смогла сказать о самой себе, что она "любит себя". Тогда она вышла в стойкую ремиссию более чем на год. 

Именно этот опыт, вероятно лег в основу первого этапа работы в DBT - повышения осознанности с помощью коротких медитаций (Mindfulness)

На мой взгляд, заменой такой медитации, на мой взгляд может быть молитва любой конфессии и опыт посетителей различных 12 шаговых программ, в которых признанная проблема передается для решения "высшим силам".

Dialectical Behavior Therapy, DBT особенно хорошо работает со "сложными клиентами": суицидальным поведением, самоповреждающими действиями, пограничными расстройствами - т.е. теми состояниями, когда клиент сталкивается с труднопереносимыми эмоциями.

Жизнь которую хочется прожить
В чем же секрет таких впечатляющих результатов? 

Во-первых, сертификации отдельных специалистов по этому направлению нет. Сертифицируются команды. А командная работа везде эффективней. Впрочем, это не мешает нам использовать методы DBT и в индивидуальном формате.

Во-вторых, как мне кажется секрет результативности в том, что в мире огромного выбора уже существующих моделей и методик, обобщил их все-таки человек, пропустивший через свой опыт и успешно избавившихся от сложных симптомов сам.

В третьих- очень логический и одновременно системный подход.

Эффект DBT можно сравнить с продвижением по лестнице четырехэтажного дома. 


На первом этаже такого дома клиент находится в ситуации суицидальных действий, намерений, саморазрушающего поведения. На этом этапе терапевту стоит отложить в сторону все темы и заняться только разрушающими поведенческими реакциями. Все проходят через состояние неразделенной любви, но лишь у некоторых эти переживания порождают реакцию самоповреждения и следует "разорвать цепочку" мыслей, который приводят к такому поведению.
 
На втором этаже дома мы уже можем обсудить сами чувства, саму неразделенную любовь или другие эмоциональные переживания, которые так сложно пережить клиенту и научить его принимать подобные переживания (толерантность к дистрессу) и выходить из них не только без угрозы для жизни, но в состоянии эффективной жизни.
 
На третьем этаже клиент уже живет нормальной жизнью, но...но в этой жизни нет достаточного вкуса, достаточной радости. Потому что он не реализует себя. Его радость может быть связана с вкусной едой, уютным домом, безопасностью, но в нем еще нет радости реализации своего призвания, преодоление сложностей, ради того, что увлекает по-настоящему. А значит есть риск спуститься по лестнице обратно.
 
И наконец на четвертом этаже клиент не только не разрушает себя, справляется с негативными эмоциями и дистрессом и способен наладить все базовые коммуникации и процессы жизни, но и соединен с своей самостью. Жизнь и реализация в мире представляется ему радостными приключением, в котором он в том числе готов столкнуться со сложностями, не теряя самообладания.   Он не просто живет, а живет жизнь, которую хочется прожить!

При этом на каждом этаже работа ведется с помощью определенного набора отработанных методик (да еще и как мы помним чаще всего в команде) Алгоритм этой работы выглядит примерно следующим образом:

 1) Навыки осознанности (Mindfulness), позволяющие находиться "здесь и теперь", в настоящем моменте. Главная цель в освоении данного навыка - изменение процесса/способа и результата самовосприятия. Что в свою очередь помогает лучше понимать самого себя, углубляет и улучшает Я-концепцию

Далее: 

2) Толерантность к дистрессам (навыки принятия негативных жизненных ситуаций/событий). Это навык контроля над своими телесными реакциями и поведением в целом. Цель - научиться подавлять/блокировать импульсивное поведение под влиянием сиюминутных негативных эмоций

                  3) Навыки эмоциональной регуляции (способность изменять свои эмоции, контролировать)

                  4)Навыки межличностного взаимодействия (как просить то, что вам необходимо; как поддерживать высокую самооценку; как выстраивать позитивные отношения с окружающими и т.п.). Эту группу навыков ещё называют "способность быть счастливым в повседневной жизни" - так как основным источником радости является наше гармоничное взаимодействие с близкими людьми
И наконец 5) Навыки самоорганизации (научиться быть счастливым, развиваясь). По мнению автора устойчивости можно добиться "идя срединным путем" и избегая любого рода крайностей в эмоциональных проявлениях.

Надо сказать, что принципы, сформированные М. Ленихан очень сильно отражают принципы почти любой религии. В своей работе она заимствовала конкретные практики из буддизма, возможно потому что в этом случае проще придать рациональность и технологичность описываемым подходам. 

Жизнь, которую хочется жить, если следовать идеям Марши Ленихан возможна в случае умения понимать себя, давать место своим чувствам, жить в моменте, в смирении как утрате иллюзий, в понимании своих ограничений и взаимосвязей с другими, в избегании крайностей. Только в этом случае, возможно не только устойчивое развитие, но и устойчивое счастье.

"Заблудившееся" и раненое Эго может утратить эти навыки и следует помочь ему занять правильное место в мире. Крайние меры в виде суицидальных действий в том числе по К.Г. Юнгу это "убийство Эго в пользу Самости" и попытка родиться заново в более безопасной среде.

В случаях с "сложными клиентами" похоже, нужно помочь им совершить полную реконструкцию Эго, не оставив "камня на камне" так, чтобы жизнь выстроилась на новом фундаменте, наиболее созвучным с предназначением и получившим достаточно поддержки на первых шагах.  Тогда это будет именно то сооружение, именно та жизнь, которую хочется проживать!

 
А если Вам понадобится  участие и поддержка на таком пути, обращайтесь. 
8 (925) 6828718



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда "все не так, как хочется"...или взросление души
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь