"Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека

Я ЕСТЬ Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ как базовое право человека
«Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!» как базовое право человека от утробы до последнего вдоха

Я – есть! Это простая констатация факта. Но представьте себе, что вы выкрикиваете эти слова навстречу надвигающейся буре – с ощущением того, что никакая буря не сдвинет вас с места, на котором вы твердо стоите. «Я есть, и я имею право быть!»

Это не имеет никакого отношения к нашему статусу, успехам и достижениям. Никакого отношения к тому, красивы мы или уродливы, здоровы или больны, бедны или богаты. Потому что никакие неудачи не в состоянии отнять у нас удивительные ощущения от теплого летнего ветра, шелестящего листьями. От шума морского прибоя и соленых брызг на коже. От прикосновения любимой женщины. От раннего утра в день, когда никуда не надо торопиться и впереди – предвкушение хорошего отдыха. От всех тех чувств и ощущений, которые наполняют нас, все наше существо. «Я есть!» Острое, пронизывающее все тело ощущение радости от факта своего бытия в этом мире. Это и есть самоотношение: ощущение того, что ты в этом мире по праву, – или отсутствие такого ощущения. Ты есть – или тебя нет, ты случайно оказался в этом мире и должен уступить дорогу другим.

«Я есть!» – основа самоотношения. Позитивное: «Я есть, и это счастье!», негативное: «Я есть, к сожалению». Самоотношение очень часто путают с самооценкой. Путаница начинается с того момента, когда смелое и решительное «Я есть, и я имею право быть!» заменяется на «Я должен заслужить право быть». И пока не заслужил – не имеешь права радоваться простым вещам... Так самоотношение подменяется самооценкой. В глобальном, абсолютном смысле самооценка – это оценивание себя на предмет того, хорош ты или плох. В частных случаях– хорош ты или плох в конкретном деле, добился успеха или нет, какие качества у тебя есть, а каких нет.

«Из бодинамического подхода:  Главной концепцией или организующим принципом Бодинамического анализа является идея о том, что человеку на протяжении всего его развития присуще стремление к достижению все более тесной связи с другими людьми и миром в целом. Марчер называет это настойчивое стремление движением к установлению взаимной связи и считает его базовой мотивацией человека. При здоровом развитии взаимная связь растет и расширяется по мере знакомства ребенка с возрастающим разнообразием и глубиной ресурсов и инструментов для реализации этой связи. На каждой стадии развития фокус связи в детско-родительских отношениях сосредотачивается вокруг определенной темы. На первой стадии отношения фокусируются на развитии чувства безопасности существования; на второй — на том, что наши потребности могут быть встречены и удовлетворены; на третьей — на исследовании мира и автономности; на четвертой — на возможности иметь свою собственную силу, намерения, волю и при этом оставаться любимым; на пятой — на возможности иметь сильные романтические и сексуальные чувства; на шестой — на формировании глубоких убеждений и мнений о мире и реальности и на возможности их выражения; на седьмой — на возможности быть членом группы без необходимости быть кем-то особенным, но при этом также на осознавании своей ценности и уникальности.
Структура Существования: второй триместр беременности — три месяца Тема: Построение чувства безопасности существования.
Ранняя позиция: Называется Ментальной структурой существования и характеризуется уходом, удалением от жизни.
Здоровая позиция: Характеризуется ощущением безопасности существования и принадлежности миру. Человек чувствует себя любимым и принимаемым просто потому, что он существует.
Поздняя позиция: Называется Эмоциональной структурой существования и характеризуется бегством в жизнь.
Начало: Начинается во втором триместре беременности вместе со становлением всех базовых рефлексов: дыхательного, сердцебиения, сосания, глотания и т.д. Эти процессы соответствуют зарождению ощущения человеком своего ядра, сущности или центра, что может быть выражено словами: ≪У меня есть ядро и я отличен ото всего, что вокруг меня≫.
Окончание: Заканчивается вместе с торможением хватательного рефлекса и рефлекса укоренения (автоматический поворот головы и начало сосательных движений в ответ на поглаживание щеки или рта ребенка), с развитием способности ребенка держать головку, что позволяет ему подчинить деятельность кормления, хватания и ориентировки произвольному контролю
Фокус: Основное содержание стадии концентрируется вокруг процесса существования. Ребенок приобретает опыт существования и принятия, в основном матерью и семьей, а также миром в целом. Это чувство ≪быть желанным и принятым ≫ глубоко запечатлевается в ребенке на физическом уровне (включая его пол), на личностном уровне или уровне self, и на уровне духа или души. Этот отпечаток (импринт) формирует базовую концепцию себя, из которой развивается личность» (См.: Телесная психотерапия. Бодинамика / Под ред. В.Б. Березкиной-Орловой.– М., 2010).


 

С точки зрения психодинамики, базовая задача этого периода заключается в достижении чувства безопасного существования. Ребенок переживает и оценивает безопасность существования физически, эмоционально и психологически: насколько он любим и желанен, является ли окружающее его поле человеческой энергии и внимания постоянным и надежным.

Если ребенок во время первых месяцев беременности переживает тяжелый стресс, его жизнь может быть под угрозой или подвергнуться серьезной деформации. Когда бы ни случилось травматической событие, на ранней или поздней стадии беременности или во время родов, оно переживается ребенком, как угроза жизни, что приведет его к чувству небезопасности жизни и недоверия стабильности реальности.

А теперь я попробую рассказать вам ИСТОРИЮ О СТРУКТУРЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ, о том, как она рождается, живет и какая бывает…

Представьте себе мир, созданный для вас… там все есть, там исполняются желания, там все происходит само собой, вам не нужно ничего делать… И главное… там безопасно (потому что этот мир надежно защищен). В этом мире существует очень сильная СВЯЗЬ… с другим человеком… На физическом уровне — это связь с МАТЕРЬЮ, а на духовном  — связь с МИРОМ, со ВСЕЛЕННОЙ…

От того, как ребенку живется в этот период развития, зависит, как он будет воспринимать мир в целом, будет ли доверять ему, будет ли чувствовать себя принятым и сможет ли выстраивать эмоциональные связи с другими.

«МИР В МОЕЙ ГОЛОВЕ», или история о ментальной структуре существования



Ребенку в этот период непросто. Если мама чувствует себя плохо физически, то это говорит ребенку, что мир, в который он пришел, — неуютный и угрожающий. Если мама переживает эмоционально, да еще сомневается в том, нужен ли ей ребенок, то у него возникает чувство нежеланности в этом мире. Потому что мама — это и есть мир, в центре которого живет ребенок.

Но уйти из этого мира он не может, поэтому ребенок, чтобы не быть уничтоженным, старается занять как можно меньше места, «уйти в голову и позвоночник» — «расщепиться» (голова отдельно, тело отдельно).

Именно это «расщепление» и заметно у «менталистов»: их тело кажется застывшим, потому что энергия распределена неравномерно. Отсутствие «заземленности» это тоже про них… они как будто витают в облаках. Но это витание не в розовых мечтах, а уход от контакта. «Менталисты» уходят не куда-то, а откуда. Им страшно жить, чувствовать, ощущать, сильные чувства их пугают.

И хотя «менталисты» кажутся дистантными и малоэмоциональными, на самом деле они всей душой стремятся к сильной эмоциональной близости, от которой отказались из-за угрозы выживанию. Близкая эмоциональная связь — самый большой ресурс для «менталистов», но из-за постоянного страха они ее постоянно избегают, идеализируя духовные отношения… Потому что безопасность важнее… Безопасность же в отношениях для них возможна только, когда оба партнера на равных, или если «менталист» выше.

Ментальной структуре хорошо в мире идей, рассуждений, схем… или в «иных мирах» книг, фильмов, мистических и религиозных учений… И еще… воспоминания… Главное, чтобы было куда ходить и получать поддержку, напитываться там ощущением безопасности и своей значимости, чтобы вернуться в реальный мир с новыми силами.

Избегая сильных эмоциональных связей, «менталисты» тонко чувствуют людей, понимают их потребности и эмоции… Иначе как им вовремя «сбежать», если не почувствовать заранее приближающегося эмоционального цунами.

Так они и живут… прячась от единственного лекарства, которое их может исцелить… «Менталисты» не могут почувствовать вкус к жизни (как же можно его поЧУВСТВовать, если все время убегать от ЧУВСТВ и ощущений). Вот так и получается ­— вроде все есть, а радости нет! Потому что нет главного… ПРАВА БЫТЬ В ЭТОМ МИРЕ, права пользоваться тем, что в нем есть!

Вот и вся история о ментальной структуре существования…

Хотя нет… не вся…

У любого «менталиста» есть ПРАВО придумать свой СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ!

 
 «БЕЗ ТОРМОЗОВ», 
или история об ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ существования



У «эмоционалистов» изначально был чудный мир, в котором они были желанными и ощущали эмоциональную связь с МИРОМ — с МАМОЙ. Но вдруг… это все пропало (малыш мог заболеть… и его сразу положили отдельно от мамы… Или мама заболела, или послеродовая депрессия, или…).

Ребенок уже знает, что такое быть желанным, любимым, у него уже есть энергия, чтобы звать маму, у него есть силы и смелость заявить о себе и своих эмоциях.  Эмоций так много, что не отреагировать невозможно… Поэтому эту структуру и назвали эмоциональной.

Внешне в этой структуре тоже заметна асимметрия в теле, только иного рода, чем у «менталистов». У «эмоционалистов» энергия повсюду, кроме костей;  ее так много, что  она все время рвется наружу. «Эмоционалисты» чрезвычайно подвижны, они все время что-то делают, куда-то бегут, чего-то хотят, но из-за отсутствия сбалансированности и «центрирования» выглядит это хаотично… Этакое небольшое эмоциональное цунами, сметающее все на своем пути и не умеющее остановиться.

Они все время стремятся к «заземлению» и эмоциональному контакту, поэтому все пытаются наладить связь с внешним миром… вернее, во внешнем мире.

Потому что страшнее всего для этой структуры оказаться внутри себя, со своими мыслями и оказаться наедине с собой… там, где нет другого…

А ведь главное для «эмоционалистов» связь, с другим… Вне связи они не чувствуют себя живыми.  И связь эта должна быть максимально эмоционально окрашенной, чтобы это была такая связь, которая привязывает…

Привязанность — это про «эмоционалистов». Они «влетают» в контакт без раздумий и оценок… Еще не разобрался… а уже привязался…

На самом деле, за накалом страстей у «эмоционалистов» стоит все то же —страх… Страх идти в глубину, в по-настоящему близкие отношения, потому что в глубине всегда есть страх потеряться, стать ненужной. Поэтому эмоциональная структура, в отличие от ментальной, «в голову» не хочет, она просто хочет вернуться туда, где все было,— в слияние, безопасность и безответственность… иначе все пропало… иначе — ужас и кошмар…

Ужас и кошмар — неотъемлемые слова в лексиконе «эмоционалистов». Этими словами они готовы называть любые чувства, лишь бы не разбираться, что они чувствуют на самом деле.

«Эмоционалисты» тоже очень хорошо чувствуют эмоции других людей, они просто сливаются с ними (и с людьми, и с эмоциями), не интересуясь мнением другого… и обижаются если их не принимают…

«Эмоционалисты» все время стараются сделать так, чтобы партнер от них зависел, чтобы не смог уйти (ведь… «мы в ответе за тех, кого приручили», — напоминают они). «Эмоционалисты» могут  ооочень  много давать,  чтобы получать взамен, ведь сложно не ответить, когда на вас вдруг обрушивается шквал эмоций, любви и эмпатии…

Отсутствие эмоционального контакта  интенсивной силы вызывает у этой структуры прямо-таки гнев… Но этот гнев — маска страха… страха потерять контакт и остаться ни  с КЕМ…

У «эмоционалистов», как  и у «менталистов», похожая история… Они все время ищут контакта, чтобы увидеть в другом подтверждение своего существования… Но чем больше они ищут это подтверждение вовне, тем дальше уходят от себя самих — от своего глубинного «Я», своей самоценности и самодостаточности.

А счастливый финал этой истории случится только, когда «эмоционалист» спокойно и уверенно  скажет себе: «Я есть! Я имею право быть!» (с осознаванием, что «Я» — это «Я САМ, а не с кем-то!»

Таким образом, выбирая осознанное возвращение себе счастливого детства (в терапии или при помощи внутренней работы), мы выбираем свободу и радость во взрослой жизни.

Н.М. Борисова

 



Просмотров: 1239
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами - 2
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Отношения на расстоянии, они есть или их нет?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Мужчины, спасибо за то, что вы есть! или Эмоциональная связь детей со своими папами на начальном этапе.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Жизнь в мире которого не существует или школа как она есть
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что будет, есть сейчас.
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь