Судьба человека

Пациент г-н К. - крупный, внушительный мужчина, передвигающийся на инвалидном кресле, в глаза бросается нарушение кожных покровов на руках. В анамнезе пневмония, паралич нижних конечностей, множественные проблемы с позвоночником, почечная недостаточность, васкулит.

Человек был очень болен, испытывал сильные боли, был зависим от помощи окружающих, однако, удивляло и восхищало, как мужественно и с каким достоинством он держался. Даже проблемы в спине и инвалидное кресло не нарушили его гордую осанку. С первой минуты общения он был приветлив, открыт и корректен, мотивированно принимал участие в арт-терапии и выражал благодарность за помощь. История его выходила далеко за рамки обычного и не могла оставить равнодушным. 

Г-н К. родился в 1941 году, семья жила в деревне. Отец - алкоголик, мать медикаментозависимая. В семье было много детей. Проблемы с позвоночником были у пациента с детства из-за страшных побоев. По словам его матери, она била его, начиная с 7-ми месячного возраста чем попало, тем, что под руку подвернется. Била по спине, по голове. В 14 лет пациент не выдержал и применил грубую силу, чтобы ее унять. С тех пор она его не трогала. 

В семье был лишь один человек, которому пациент был безмерно благодарен - это был дедушка. Он часто разговаривал с мальчиком, брал его с собой в лес, учил любить и понимать природу. К нему г-н К. мог обратиться за помощью и поддержкой. Именно дедушка привил ему интерес и любовь к знаниям.

Парень закончил профессиональное училище, хотел учиться дальше, но на это не было денег. Начал работать, женился, появился первый ребенок. Но идею об учебе он не оставил. Ему пришлось 5 лет отслужить в армии, чтобы заработать на учебу, он закончил институт по специальности "Машиностроение". Работал инженером, потом начальником отдела. С женой очень повезло, отношения в семье всегда были теплые, жена его во всем поддерживала. Вырастили троих детей. Отношений с родительской семьей почти не было, а если контакты и возникали, то только отрицательные. Из всех своих многочисленных братьев и сестер, только он один был благополучен, судьбы остальных складывались печально и трагично.

Г-н К. говорил: "Я сделал себя сам". Так оно и было, но призраки прошлого не оставляли его. Его чрезвычайно травматичное детство проявляло себя преимущественно в психосоматике. Иногда вырывался на свободу его подавленный гнев и отражался на отношениях с детьми, что очень огорчало пациента. Запросом на терапию было: придти к миру с самим собой и своим прошлым. Еще пациенту очень хотелось снова встать на ноги, чтобы облегчить жизнь жены. 

Терапия была краткая, всего 8 встреч. Основные направления: работа с эмоциями, с телесными ощущениями, принятием себя и текущей ситуации. Рисунки тела показывали динамику изменений, они были приведены в статье "Схема тела и ее отображение в рисунке человека". 

                        Судьба человека

Для работы с травмой была использована методика ПИТТ (Психодинамическая имагинативная травматерапия). Было предложено вспомнить и нарисовать сцену из детства, связанную со слабо травматичным событием. Поскольку времени для проработки было мало, за серьезные проблемы браться было рисковано. Сюжетом рисунка стало воспоминание послевоенного времени.

Деревня была занята советскими войсками. Женщинам деревни в наказание за какую-то провинность было приказано доить коров на берегу пруда и надоенное молоко сливать в пруд. За женщинами надзирали солдаты. Пациент, будучи в возрасте 4-5 лет побежал к своей матери, за что получил прикладом в висок и потерял сознание. Сами же солдаты отвезли его в свой госпиталь и там ему оказали медицинскую помощь. 

                    

Меня поразило, что это событие пациент определил, как слабо травматичное. Возникает вопрос, как же выглядели для него сильно травматичные события? 

На рисунке он - лежащий, без лица, ноги, как одна конечность. Присутствует солдат, замахнувшийся оружием, коровы и ведро. Матери, как объекта его устремлений, на рисунке вообще нет. Видимо, она и не воспринималась, как человек, который может защитить. 

Была предложена имагинативная техника: мысленно "забрать" ребенка из ситуации опасности и беззащитности и переместить в ресурсное место, где малыш чувствовал бы себя хорошо. Таким местом оказался сарай, в котором его дедушка сушил табак.



Там они  уютно сидели вместе и беседовали. Несовершенство рисовальной техники не помешало пациенту полностью окунуться в атмосферу любви и принятия, почувствовать себя достойным этой любви. Погружение было таким полным, что он даже почувствовал запах сушащегося табака. Ему удалось идентифицировать себя с ребенком, сидящим на стуле, пережить волну смешанных чувств по отошению к нему: печаль, горечь, любовь и жалость. Отсюда родилось желание защищать и поддерживать этого ребенка. С этого момента начались сдвиги по принятию себя. Г-н К. стал учиться относиться к себе более бережно и с любовью. К сожалению, состояние его здоровья было таково, что надеяться на улучшения было трудно, но его душевное равновесие стало выравниваться. 

На последней встрече перед выпиской г-н К. рассказывал мне, что он будет делать дома. Оказывается, он был большим фанатом игрушечных железных дорог. А это может быть очень сложная конструкция с ландшафтами, мостами и тоннелями, техническими сооружениями и множеством мелких деталей. С каким смаком он описывал, какие именно изменения внесет он в одну из своих железных дорог! Эта радость не наигравшегося в детстве ребенка была очень трогательна. 

Эта судьба - удивительный пример того, как можно стать Человеком вопреки всему.

Статью можно отнести к теме "Война глазами немецких детей".



Просмотров: 335
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • Мне всегда было его жалко, но я его не любила
  • Мне всегда было его жалко, но я не испытывала любви к нему
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Я его слепила из того, что было....
  • Я его слепила из того, что было
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Я его слепила из того, что было. Расстановки из теста
  • Просто представь, что его не было в твоей жизни
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Сахарный диабет! А так ли было сладко до его появления?
  • "Как было бы, если было бы..."
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Как его разлюбить (а был ли мальчик?)
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь