Конфликт поколений. Почему мы не понимаем друг друга?

Конфликт поколений. Почему мы не понимаем друг друга?

Возможно, вы помните из школьной программы произведение Тургенева «Отцы и дети»? В этом романе автор максимально ярко описал классический конфликт отцов и детей, столкновение «старого» и «нового» мировоззрения. События романа происходят в середине 19 века, и читая роман в нынешнее время все равно многое отзывается, и самое главное это дает понять, что конфликт «отцов» и «детей» не новшество, а некая данность. Отсюда становится понятно, что этот конфликт был, есть, будет и бороться с этим бесполезно. Каждая новая эпоха диктует свои условия, меняются мировоззрения, убеждения, ценности и отношение к жизни вообще и задача родителей быть надежной опорой в этом меняющемся мире.

Родители, которые приходят к психологу, по причине сложных отношений с подростком сталкиваются напрямую с выше упомянутым конфликтом. И вроде бы все понятно, и информации куча, но все равно как в первый раз. Подростковый кризис - это серьезное испытание для семьи: и для родителей, и для ребенка. Главная задача родителя помочь ребенку справится с этим кризисом и стать взрослым.

Подростковый возраст - это некий переходной этап из детства во взрослую жизнь, этот этап неизбежен, и что самое главное, жизненно необходим в становлении личности. И если психолог будет четко следовать запросу родителя, то приведет ли это к хорошему результату? Например:

Родитель: - Мой ребенок перестал меня слушаться, грубит, хамит! С ним невозможно разговаривать!

Психолог: - А чего же Вы хотите?

Родитель: - Я хочу, чтобы он меня слушал и перестал мне грубить! Я хочу снова нормально с ним общаться!

Психолог: - Хорошо! Представьте, что Ваш ребенок послушный и вежливый всегда, как вы представляете его будущее через 5 лет, через 10 лет? Что это за личность, как живет, где работает, чем занимается?

Родитель: ?

Я думаю из этого примера становится понятно, что такой ребенок скорее всего продолжает жить с мамой, и не собирается никуда двигаться. Интересная метафора, представьте птенца, который так и не улетел из гнезда, а продолжает быть маленьким, вежливым хорошеньким птенчиком, который уже с трудом помещается в гнездо, и родители уже не по 1 червячку приносят, а по три, да и не пару-тройку раз в день, а раз так по 10! Абсурд! Правда?

У родителя сложная задача, воспитать и отпустить! А это очень сложно, да и вообще роль родителя не простая.

Так для чего все же родителям понимание сути конфликта отцов и детей? Как мне кажется, чтобы донести те самые общечеловеческие ценности, которые так необходимы для полноценной зрелой личности.

В конце 20 века американские исследователи Нилл Хоув и Джеймс Штраус предложили, так называемую «Теорию поколений», которая очень наглядно демонстрирует суть данного конфликта, а также формирует адекватное отношение к этому явлению.

Исследование проводились с опорой на историю США, поэтому в нашем случае в том контексте, который предложили авторы, будет не совсем уместно, так как события, происходившие в США и в СССР, а потом в СНГ очень индивидуальны. Суть теории очень простая, каждые 18-20 лет поколение сменяется, то есть этот период захватывает определенный пласт исторических событий, влияющих на формирование мировоззрения людей, которые родились в этот промежуток времени. Я приведу пример не всех поколений, а только тех которые актуальны сейчас. Это поколение наших бабушек и дедушек, наших родителей, нас и наших детей, то есть 4 поколения.

1943-1963 Поколение «Беби бумеры» этот период характеризуется всплеском рождаемости, восстановление страны после военных разрушений. Задача этого периода сплотить всех вокруг общей цели. Поэтому основные ценности этого поколения - коллектив, работа, большая цель, важность работы и понимание ее смысла в общегосударственном и мировом контексте, стабильность и предсказуемость. Много про работу и очень мало про удовольствие. Выбора, как такового нет. Основные признаки физическая и эмоциональная выносливость, любовь к физическому труду, постоянство (одна работа на всю жизнь), постоянная занятость чем угодно, высокий порог терпения (надо потерпеть потом будет нормально), поверхностное отношение к здоровью, уважение авторитетов (иногда страх перед авторитетом), технофобия.

Обучение через наставничество «Скажите мне как правильно».

Процесс развития предсказуем и понятен: детский сад, школа, ПТУ – техникум – университет, работа, повышение квалификации или развитие карьеры в том же направлении, пенсия!

Основной страх это потерять точку опоры, иллюзию стабильности. Завод обанкротился – все крах!

Основной девиз жить чтобы работать!

1963-1983 поколение Х. Еще одно название этого поколения «Ребенок с ключом на шее», родители постоянно заняты работой, очень ранняя социализация (в ясли в 1 год это нормально). Период застоя, стабильности, свободы слова. Появляется собственное мнение, индивидуализм. Появляется тема удовольствия. Это тот период когда в СССР начинали «доставать» уникальные товары, мебель, техника, одежда. Появляется тема выбора.

Ценности того поколения индивидуальность, личный успех, готовность меняться (хотя карьеру строят в одном направлении). Работать чтобы жить. В обучении та же история – наставничество.

Основной девиз – хочешь сделать хорошо, сделай это сам.

Страх тот же – потерять стабильность, но появляется опора на себя.

1983-2003 поколение Y. Развал СССР. Появление компьютеров и интернет. Для предыдущих поколений перемены это трагедия, но для поколения Y это обыденность. Главная точка опоры потеряна в виде государства, некоторые увидели в этом полный крах, а некоторые возможность. Это период индивидуального предпринимательства и быстрых карьерных взлетов.

Основные ценности этого поколения - быстрый рост, многозадачность смена направления карьеры (иногда кардинально), ценность удовольствия, гибкость.

Если представитель такого поколения будет беседовать с предыдущими, то будет просто стена непонимания! Может кто вспомнит такие разговоры?

- Как уволился? И что будешь теперь делать? А почему уволился? А может попросишься обратно?

- Как бросил институт!!!? Ты в своем уме!? Юрист это не твое? А что твое? А, ну понятно!

Этот период начала компьютерной революции, как раз в этот период практически у каждого в семье появился компьютер!

И, конечно, появились новые герои, все помнят Брюса Ли, Ван Дама, Рембо:)

Это поколение не готово к длительному росту, например, пришел такой человек на работу, ему предлагают должность инженера 1 категории и перспектива карьеры через 5 лет стать инженером 2 категории, через 10 3 категории, через 20 лет 4 категории, а лет через 30, возможно, станете ведущим инженером! Такой вариант сразу не устраивает, 30 лет сидеть и ждать, что может быть будет, а может быть и не будет! Нужно быстро и понятно!

Основной страх – стабильность, стабильность пугает и вызывает озабоченность. Как-то тихо! Это не к добру!

Это поколение экспериментаторов, представители этого поколения постоянно пробуют новые профессии, новые роли! Не терпят наставничества, бунтуют и сопротивляются!

Авторитет, основанный только на должности, не приемлем. Лидерство, основанное на достижении «Кто ты такой, чтобы я тебя слушал? Если лидер подтверждает свой авторитет достижениями, то легко подчиняются.

В школе с такими детьми проблем было много, авторитет учителя «старой школы» неприемлем, авторитарный стиль пробуют на прочность. Очень хорошо работает позиция уважения и фассилитации.

2003-2023 поколение Z. Это поколение еще формируется, но это формирование такое стремительное, что ни родители, ни учителя не знают, что с этим делом. В некоторых источниках его называют поколение «Домоседы», дети поколения социальных сетей и гаджетов.

Развитие техники в этот период такое стремительное, что, устремив взгляд в прошлое можно обнаружить, что в 2003 году еще были дискеты 3.5 (может кто помнит), но уже появлялись DVD диски с объемом памяти 4.7 Гигабайт, и это казалось просто нереальным прорывом, 256 мегабайт оперативной памяти считалось очень круто, а телефон с камерой — это просто нереально. И спустя каких-то 10-15 лет мы все наблюдаем картину как быстро развивается техника, сенсорные экраны в телефонах, скорость процессоров в несколько раз больше чем у самых крутых компьютеров в 2003 году, фотокамеры которым позавидуют лучшие фотоаппараты того периода, умные телефоны, умные часы, умная бытовая техника? А что стало с людьми?

Потребности в информации нет, ее слишком много. У первых двух поколений информация была особой ценностью, а ее носители считались авторитетами, теперь все знания мира есть у каждого школьника в смартфоне!

Теорема Пифагора? Да запросто! Творчество Пушкина, Достоевского, Толстого? Да пару секунд! Музыка композиторов всех эпох? Ок, Гугл! Siri! Алиса! Помогайте!

И помогут!

Основная ценность этого поколения - это свобода, любой может быть любым. Авторитеты неприемлемы, только на равных. Это как раз то поколение, которое ставит под сомнение пословицу «яйца курицу не учат», до этого все было так, а сейчас? Разве дети не показывали родителям, как пользоваться компьютером и другими гаджетами, разве не регистрировали своих бабушек и дедушек в скайпе и одноклассниках? Оказывается учат:)

Это лидеры своей жизни, жить ради жизни!

Еще их характеризует нелюбовь к физическому труду и непонимание его ценности.

Благодаря интернету можно работать в любой стране мира и из любой точки мира, где есть доступ к интернет. Например, человек находится в Германии, а обслуживает американские сайты или продает товары по всему миру, не имея в наличии ни товара, ни офиса.

Также у людей есть доступ к любым курсам обучения чему угодно благодаря видео хостингам и прочим онлайн сервисам.

Также постепенно исчезает ценность образования в классическом понимании этого слова, что нужно учиться в Университете, получать хорошие оценки и это дает гарантию найти хорошую работу. Поколение Z знает это прекрасно, поэтому для представителей данного поколения характерно после школы забить на все и начать работать, или поступить в университет отучиться год и бросить, поступить на другую специальность, бросить ее - поступить на третью, и т.д.

Ну и конечно, родителей настораживают новые профессии, которые для старших поколений непонятны. У каждого поколения есть свои престижные профессии, у первого поколения авторитеты были инженеры, физики и математики - технари. Найдите старые выпуски передачи «Что? Где? Когда?». Основная масса знатоков — это технари. Далее следующее поколения в основном экономисты, юристы, последующее гуманитарии, а новые - это программисты и прочие компьютерные специальности.

Теперь к сути конфликта, зачем все это знать родителю? Ну, во-первых, для того, чтобы понимать, что вы готовите ребенка не к своему прошлому, а к его будущему, в его реальности нужны новые навыки и новые знания. Да и вообще реальность нового поколения, не такая уж и плохая, почему бы не пользоваться новыми технологиями. Задача научить ребенка использовать все это для себя, не в ущерб всей своей жизни. Если ребенок сидит часами перед компьютером и с телефоном, но при этом учиться в школе, ходит на какие-то секции и гуляет с друзьями, то никакой компьютерной зависимости у него нет, это нормальный представитель своего поколения.

Во-вторых, есть ценности, которые приоритетны у каждого поколения, а есть вечные ценности, которые есть у всех, дружба, любовь, добро, радость, сострадание. Задача родителя донести эти ценности. Эти ценности были всегда в независимости от исторических событий.



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Постабортный синдром. Что это и кто виноват? А главное, как с этим можно (вы)жить?
  • Свекровь - это бывшая невестка. Конфликт поколений. Что делать? Часть 2
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Wake up, Neo: как психология породнилась с буддизмом, что такое майндфулнесс и почему все это научно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь