Винегрет и принцип "Здесь-и-сейчас"

Автор статьи: Ахметов Данир

Есть две истории, которые хочется рассказать. Одна про то, как я забыл, что такое винегрет. Вторая про понимание принципа "здесь и сейчас" в гештальт-терапии - обновленное понимание, более сложное и непонятное, запутывающее и бесполезное. 
Первую я уже в общем-то рассказал. Я забыл, что такое винегрет. Думал о салатах и заметил, что слово винегрет помню, что это название салата осознаю. Но форму, цвет, состав овощей и сущность этого салата припомнить не могу. 
Стало страшно. А потом я снова вспомнил всё. 
Вместе с винегретом я вспомнил и то, что хотел регулярно вести рубрику "Сложно о простом" - писать тексты, вносящие неясность в понимание более или менее известных и не требующих объяснений психологических явлений/концепций. 
Намерение это я почему-то позабыл когда-то, а теперь вместе с салатом оно всплыло. 
И вот теперь переходим ко второй истории, к сеансу "Сложно о простом" про принцип "здесь и сейчас" в гештальт-терапии. Историей это является только в очень широком смысле. В таком смысле, в котором всё является историей. 

ПРИНЦИП "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС" В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ 

Принцип "Здесь и сейчас" в гештальт-терапии реализует в области психотерапии конкретно-исторический подход из теории познания. 
Есть абстрактно исторический подход, согласно которому для понимания явления, нужно исследовать его историю. Т.е. смотреть, что там было чуть раньше. И еще чуть раньше. И еще чуть раньше. Изучение причин. Затем причин причин. Затем причин причин причин. И последовательный исследователь в итоге обнаруживает, что главная причина, например, вашего невроза - происхождение вселенной из большого взрыва. Оно запустило цепь событий, приведшее в итоге к вашему неврозу. 
Схожим с абстрактно историческим является и дурносистемный подход. Он предполагает, что каждый элемент обусловлен системой, в которую он включен. Для его понимания нужно изучить эту систему и то, как она его определяет. Но эта система в свою очередь является элементом более широкой системы. Соответственно, нужно изучить, как более широкая система определяет систему-элемент. Но и более широкая система является элементом еще более широкой системы. И так далее, в дурную бесконечность. Чтобы понять что-то про ваш невроз, нужно добраться до самой широкой системы, т.е. до границ бесконечности. 
А теперь про подход здорового человека, про конкретно-исторический подход. 
Он предполагает относительную самостоятельность систем. Относительная самостоятельность системы заключается в том, что она воспроизводит себя и развивается из себя самой. Т.е. она не имеет внешних причин в строгом смысле этого слова. Она сама порождает свои причины и тем самым себя воспроизводит. Как это так может получиться? 
Когда-то какие-то условия породили систему. Ее не было и вот она возникла. Она отличается от породивших ее условий. Если бы не отличалась, то нельзя было бы и сказать, что появилась новая система. А раз она отличается, то и функционирует она иначе, по новым, своим закономерностям. 
Старые условия породили новую систему и возникнув, она стала жить по своим законам, а не по законам породивших ее условий. 
Чтобы продолжать жить, системе нужно себя воспроизводить. Воспроизводить свою основу. Воспроизводить условия, которые ее порождают - воспроизводят. И вот система, воспроизводит условия, которые необходимы, для ее порождения, т.е. воспроизводит причины себя. А если не воспроизводит - то и не живет дальше, не воспроизводится. 
Теперь важный момент: 
систему первоначально породили какие-то условия. Но как выделить, какие именно из всех условий, существовавших в момент порождения системы - необходимы для ее порождения, не случайны? 
Так вот - система, воспроизводя себя, как раз и воспроизводит именно необходимые для своего воспроизводства/порождения условия/причины. А остальные с течением времени отваливаются, не воспроизводятся, как неважные, случайные. 
Та ситуация "здесь и сейчас", которую мы исследуем в гештальт-терапии - это система, которая несет с собой, в себе все свои причины, все условия, необходимые для воспроизводства себя. То из прошлого, что важно для воспроизводства, скажем невроза, имеется здесь и сейчас. Остальное - осталось в прошлом, отвалилось. 
Невроз, как система, возник из каких-то детских условий, но не из всех-всех условий детства, а из каких-то определенных. И эти условия мы увидим здесь и сейчас воспроизведенными в необходимой форме. 

Надеюсь, я внес неясность и смог хоть сколько-то изгнать из темы "здесь и сейчас" стесняющую широких по натуре людей понятность.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • Что значит жить "здесь и сейчас"?
  • Род, большая Душа, бессознательное семейной системы...Влияние на жизнь "здесь и сейчас".
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Магия аргентинского танго. Про "Здесь и Сейчас"
  • Две стороны принципа "здесь и сейчас"
  • "здесь и сейчас" как инструмент диагностики
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Почему идея “здесь и сейчас” так важна в гештальт терапии?
  • Синхрония в моменте "здесь и сейчас" — то, с чем я сегодня в резонансе
  • Медитация "Сердце розы. Оставаться здесь и сейчас."
  • Работа с МАК. Техника "Здесь и сейчас"
  • "Делать Своё Дело Здесь и Сейчас"
  • Освещения группового процесса "здесь и сейчас"
  • Цикл опыта ч.1 (из статьи Джозефа Мельника и Сони Невис "Диагностика в Здесь-и-Сейчас")
  • Техника "Возврат в здесь-и-сейчас"
  • Я буду "Здесь и сейчас"
  • Живи "здесь и сейчас"
  • Быть "здесь и сейчас"
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Использование в гештальт-терапии «здесь и сейчас»
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что нужно для счастья? История про "неправильную " счастливую жизнь.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из "Что сейчас происходит?"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Легко сказать: "вот сейчас как изменюсь, и человек меня полюбит!"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь