Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-ego

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1029



Я-удовольствие—я-реальность

Нем.: Lust-Ich — Real-Ich. — Франц.: moi-plaisir — moi-realite. — Англ.: pleasure-ego — reality-ego. — Исп.: yo placer — yo realidad. — Итал.: io-piacere — io realta. — Португ.: ego-prazer — ego-realidade.

• Термины, которыми Фрейд обозначает становление отношений субъекта к внешнему миру и его доступа к реальности. Эти термины всегда противопоставляются друг другу, но понимаются при этом столь различно, что дать их однозначное определение не представляется возможным, причем из-за перекрещивания значений невозможно вычленить и нескольких различных определений.

• Противопоставление между Я-удовольствием и Я-реальностью было развито Фрейдом преимущественно в работах "О двух принципах функционирования психики" (Formulierungen uber die zwei Prinzipien des psychischen Geschehens, 1911), "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915), "Отрицание" (Die Verneinung, 1925). Прежде всего отметим, что эти тексты, написанные в различные периоды творчества Фрейда, тесно связаны друг с другом: переход от первой топики ко второй не вызывает никаких изменений в определении Я.

1) В работе "О двух принципах функционирования психики" противоречие между Я-удовольствием и Я-реальностью связано с противоречием между принципом удовольствия* и принципом реальности*. Здесь Фрейд использовал понятия Я-удовольствие и Я-реальность для описания эволюции влечений Я*. Влечения, которые поначалу соотносились с принципом удовольствия, постепенно все больше подчиняются принципу реальности, хотя этот процесс идет медленнее в случае сексуальных влечений (которые вообще трудно поддаются "обучению"), нежели в случае влечений Я. "Подобно тому, как удел Я-удовольствия — испытывать желания, стремиться к удовольствию и избегать неудовольствия, так удел Я-реальности — стремиться к полезному и защищаться от вредного" (1). Отметим, что Я здесь в сущности рассматривается под углом зрения влечений, призванных снабжать его энергией; Я-удовольствие и Я-реальность — это не две различные формы Я, но скорее два способа функционирования влечений Я: сообразно принципу удовольствия и сообразно принципу реальности.

2) Во "Влечениях и судьбах влечений" во главу угла ставится также возникновение этих двух принципов, однако речь не идет ни об их сорасчленении, ни об эволюции влечений Я, но скорее о возникновении самого противопоставления между субъектом (Я) и объектом (внешний мир) в связи с противопоставлением между удовольствием и неудовольствием.

На этом пути Фрейд выделяет два этапа: на первом субъект "...сливается с тем, что ему приятно, а внешний мир — с тем, что ему безразлично" (2а); на втором этапе субъект и внешний мир (приятное) вместе противопоставляются тому, что неприятно. На первом этапе субъект выступал как Я-реальность, на втором — как Я-удовольствие: последовательность терминов здесь обратна той, что мы видим в "Двух принципах функционирования психики", причем и сами термины (в особенности, Я-реальность) понимаются иначе: противопоставление между Я-реальностью и Я-удовольствием здесь возникает раньше принципа реальности, так что переход от Я-реальности к Я-удовольствию "...направляется принципом удовольствия" (2b).

Фрейд пользовался выражением "изначальная Я-реальность", поскольку "...оно отличает внутреннее от внешнего посредством надежного объективного критерия (2с), и это можно понять так: изначально объективная позиция состоит в том, что субъект, испытывая чувства удовольствия и неудовольствия, не пытается представить их как свойства внешнего мира, который сам по себе нейтрален.

Как же строится Я-удовольствие? Субъект, как и внешний мир, расщеплен на приятную и неприятную части. На этой основе происходит новое расчленение, в результате которого сам субъект сливается с тем, что ему приятно, а мир — с тем, что неприятно. Это расчленение происходит путем интроекции* той части объектов внешнего мира, которые порождают удовольствие, и проекции* (выноса вовне) всего того, что причиняет неудовольствие. Вследствие этой новой позиции субъекта Я-удовольствие предстает в "очищенном" от всего неприятного виде.

Таким образом, во "Влечениях и судьбах влечений" понятие Я-удовольствие означает не только Я, управляемое принципом неудовольствие—удовольствие, но и Я, отождествляемое с приятным в противоположность неприятному. В этом случае здесь опять-таки противополагаются два этапа эволюции Я, только на этот раз они определены изменениями границ и содержания Я.

3) В "Отрицании" Фрейд по-прежнему пользовался разграничением между Я-удовольствием и Я-реальностью, развивая тот же подход, что и во "Влечениях и судьбах влечений": как строится противоположность между субъектом и внешним миром? Само выражение "изначальная Я-реальность" больше не используется, хотя Фрейд вряд ли отказался от этой мысли: ведь он по-прежнему считал, что субъект изначально имеет доступ к объективной реальности: "С самого начала представление выступает как ручательство за реальность представленных предметов" (Зb).

На втором этапе Я-удовольствие описывается в тех же понятиях, что и во "Влечениях и судьбах влечений": "Изначальное Я-удовольствие [...] стремится включить в себя все хорошее и выбросить из себя все плохое. Поначалу плохое, чуждое Я и находящееся вне Я для него тождественны" (Зb).

"Я-реальность в окончательной форме" должна была бы соответствовать третьему этапу, на котором субъект стремится найти реальный объект, соответствующий его представлению об объекте, ранее приносившем удовольствие и затем утраченном (см.: Опыт удовлетворения); именно на это опирается испытание реальности*.

Этот переход от Я-удовольствия к Я-реальности зависит, как это показано в работе "О двух принципах функционирования психики", от установления принципа реальности.

*

Противоположность между Я-удовольствием и Я-реальностью никогда не включалась в метапсихологические взгляды Фрейда и, особенно, в его теорию Я как инстанции психического аппарата. Если бы это удалось сделать, это позволило бы разрешить многие трудности психоаналитической теории Я. В самом деле:

1) взгляды Фрейда на эволюцию Я-удовольствия— Я-реальности представляют собой попытку наметить момент перехода (быть может, мифического) или скорее путь развития от биопсихологического индивида (сходного, как мы полагаем, с изначальной Я-реальностью, о которой говорит Фрейд) к Я как отдельной инстанции.

2) По Фрейду, механизмом такого перехода служат простейшие психические операции интроекции и проекции, посредством которых создаются границы Я, предполагающие расчленение внутреннего и внешнего.

3) Помимо того, заслуга фрейдовского подхода в том, что он развеял обременительную для психоаналитической теории путаницу вокруг таких понятий, как "первичный нарциссизм"*, в котором нередко видели некое изначальное состояние, во время которого индивид не имел никакого, пусть даже самого ограниченного, доступа к внешнему миру.

(1) Freud (S.). G.W., VIII, 235; S.E., XII, 223.

(2) Freud (S.). a) G.W., X, 227; S.E., XIV, 135; франц., 57. — b) G.W., X, 228; S.E., XIV, 135—136; франц., 58. — с) G.W., X, 228; S.E., XIV, 135—136; франц., 58.

(3) Freud (S.). a) G.W., XIV, 14; S.E., XIX, 237; франц., 176. — b) G.W., XIV, 13; S.E., XIX, 237; франц., 175—176.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влечения к самосохранению
  • Интериоризация
  • Влечение к агрессии
  • Давление (влечений); pressure
  • Догенитальный; pregenital
  • Бегство в болезнь
  • Влечение к разрушению
  • Аллоэротизм
  • Интроекция; introjection
  • Замещение; substitute
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Влечения к жизни
  • Принцип реальности; principle of reality
  • Реальность психическая; psychical reality
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Я-либидо — объектное либидо; ego-libido — object-libido
  • Принцип удовольствия; pleasure principle
  • Интерес или Я-интерес; interest; ego interest
  • Танатос; Thanatos
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Нежность; tenderness
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Деформация (сна); distortion
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Аутоэротизм; Autoerotism; Autoerotomanie
  • Аппарат психический
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Влечения Я
  • Возврат вытесненного
  • Активность—пассивность
  • Пара противоположностей; pair of opposites
  • Опыт удовлетворения; experience of satisfaction
  • Инстанция; instancia
  • Идеализация; idealisacion
  • Испуг; fright
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Влечение частичное
  • Фрустрация; frustration
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Амнезия инфантильная
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Амбивалентность
  • Принцип нирваны; Nirvana principle
  • Метапсихология; metapsychology
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Истерия неотреагированная; retention hysteria
  • Эгоизм; egoism
  • Отказ (от реальности); disavowal (или denial)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь