Сознание (в психологическом смысле); the attribute (или the fact) of being conscious

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь психоаналитических терминов | Просмотров: 1154



Сознание (в психологическом смысле)

A) Нем.: Bewusstheit. — Франц.: conscience (psychologique). — Англ.: the attribute (или the fact) of being conscious. — Исп.: el estar consciente. — Итал.: consapevolezza. — Португ.: о estar consciente.

B) Нем.: Bewusstsein. — Англ.: consciousness. — Исп.: conciencia psicologica. — Итал.: coschienza. — Португ.: consciencia psicologica.

А) В описательном смысле слова: качество актуальности, характеризующее наличные восприятия (внешние и внутренние) в общей совокупности психических явлений.

Б) Согласно метапсихологической теории Фрейда, сознание есть функция определенной системы — Восприятие-Сознание (Вс-Сз).

С точки зрения топики, система Восприятие-Сознание находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира, а это, в свою очередь, означает, что удовольствие — неудовольствие возникает одновременно с оживлением мнесических следов. Воспрнятие-Сознание Фрейд часто считал функцией системы предсознательного, или, точнее, Предсозиаиия-Сознания (Псз-Сз).

С точки зрения функциональной, система Восприятие-Сознание противоположна бессознательному и предсознательному как системам мнесических следов: в Восприятии-Сознании следы возбуждении остаются ненадолго.

С точки зрения экономический, система Восприятие-Сознание отличается тем, что располагает свободно перемещающейся энергией и может нагружать ею тот или иной элемент (механизм внимания).

Сознание играет важную роль в динамике конфликтов (сознательное избегание неприятного, более тонкое регулирование принципа удовольствия) и в динамике лечения (границы и функции осознания); однако, в ходе защитного конфликта не может считаться одним из его полюсов (а).

• Хотя психоаналитическая теория и отказалась от определения психики через сознание, из этого не следует, что сознание стало в ней несущественным феноменом. Фрейд высмеивал такие попытки принизить сознание, иногда делавшиеся в психологии: "Крайняя тенденция, представленная, например, американским бихевиоризмом, исходит из возможности построить психологию, пренебрегши этим фундаментальным фактом!" (1а).

Фрейд считал сознание фактом индивидуального опыта, доступным непосредственной интуиции, и не пытался дать ему какое-то другое определение. Речь идет об "уникальном факте, не поддающемся никакому объяснению и описанию [...]. Однако, когда говорят о сознании, каждый по собственному опыту знает, о чем идет речь" (1b).

В этом утверждении два смысла: сознание дает нам лишь неполную картину наших психических процессов, большей частью бессознательных; однако, нам вовсе не безразлично, сознательно или бессознательно то или иное явление, — нам нужна теория, которая бы определяла место и роль сознания.

Уже в первой метапсихологической теории Фрейда содержатся два важных утверждения: с одной стороны, Фрейд уподобляет сознание восприятию и видит его сущность в способности воспринимать чувственные качества. С другой стороны, он доверяет эту функцию Восприятия-Сознания отдельной системе (системе w или W), не зависимой от других психических механизмов и управляемой чисто количественными принципами: " Сознание дает на то, что мы называем качествами, т.е. разнообразные ощущения различия, причем само различие этих ощущений определяется отношениями с внешним миром. Внутри этой области различия находятся ряды сходных явлений, но в ней нет качеств в собственном смысле слова" (2а).

Первое из этих утверждений сохраняет свою силу для всего творчества Фрейда: "Сознание — это субъективный аспект той части физических процессов в нервной системе, которая связана с восприятием..." (2b). Согласно этому утверждению, именно восприятие, точнее — восприятие внешнего мира, играет главную роль в сознании: " Доступ к сознанию связан, прежде всего, с восприятием внешнего мира нашими органами чувств" (1с). В теории испытания реальности* важно отметить синонимичность выражений: признак качества, признак восприятия и признак реальности (2с). Поначалу "между восприятием и внешней реальностью существовало равенство " (1d). Сознание психических явлений неотделимо от восприятия качеств: сознание есть не что иное, как "... чувственный орган восприятия психических качеств" (3а). Сознание воспринимает состояния напряжения, связанные с влечениями, и состояния разрядки возбуждения, выступающие в виде качеств удовольствия — неудовольствия. Однако, наиболее сложно осознание того, что Фрейд называл "мыслительными процессами", понимая под этим как оживление воспоминаний, так и рассуждение, а в более общем смысле слова — любой процесс, предполагающий игру "представлений"*. На протяжении всего своего творчества Фрейд придерживался теории, утверждающей зависимость осознания мыслительных процессов от их ассоциаций со "словесными остатками" (Wortreste) (см.: Представление предметное и представление словесное). Поскольку ввод в действие этих остатков предполагает новое восприятие, вспоминаемые слова, по крайней мере, поначалу, произносятся вновь (2d), и сознание укореняется в той точке, из которой энергетическая сверхнагрузка* может распространяться во все стороны: "Для того чтобы обладать качественной определенностью, мыслительные процессы у человека должны быть связаны со словесными воспоминаниями, качественные остатки которых достаточны для привлечения сознательного внимания, в результате чего мысль получает новую нагрузку, способную к перемещениям" (Зb).

Эта связь между сознанием и восприятием побуждает Фрейда соединить их, чаще всего в рамках одной системы, которую в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1885) он называл системой w, а начиная с метапсихологаческих работ 1915 г. стал называть системой Восприятие-Сознание (Вс — Сз). Выделение одной системы среди других систем, в которых записаны мнесические следы* (Псз и Сз), логически выводится из идеи, ранее развитой Брейером в "Теоретических размышлениях" (Theoretisches, 1895): "Один и тот же орган не может выполнять взаимопротиворечивые функции", а именно, быстро восстанавливать предыдущее состояние (statu ante), для того, чтобы можно было воспринимать новые впечатления, и накапливать впечатления, для того, чтобы можно было воспроизводить их (4). Позже Фрейд дополнит эту мысль формулой, направленной на объяснение "неумопостигаемости" появления сознания: "... оно возникает в системе восприятия на месте устойчивых следов" (5а).

*

Определить топику* сознания нелегко: хотя в "Наброске" Фрейд помещал ее на "верхних этажах системы", однако вскоре тесная связь сознания с восприятием заставила Фрейда сдвинуть ее на границу между внешним миром и мнесическими системами: "Психический аппарат восприятия включает в себя два уровня: внешний, или слой защиты от избытка внешних возбуждений, и внутренний — поверхность, принимающую возбуждения, или систему Bс — Сз" (5b) (см.: Защитный слой от возбуждений). Это пограничное положение задает будущее место Я; в "Я и Оно" (Das Ich und das Es, 1923) Фрейд трактовал систему Bс — Сз как "ядро Я" (6а): это часть Оно, измененная прямым воздействием внешнего мира при посредстве Вс—Сз, а в некотором смысле — продолжение процесса поверхностной дифференциации" (6b) (см.: Я).

С точки зрения экономической*, сознание непрестанно ставило перед Фрейдом проблему. В самом деле, сознание — это явление, порожденное восприятием чувственных качеств, но ведь и количественные феномены — напряжения и расслабления — могут быть осознаны лишь в виде тех или иных качеств. С другой стороны, однако, такая неразрывно связанная с сознанием функция, как внимание (большее или меньшее сосредоточение) или же процесс осознания (Bewusstwerden), столь важный в психоаналитическом лечении, требуют истолкования в понятиях экономики. Фрейд высказал предположение, что энергия внимания, которая может стать, к примеру, "сверхнагрузкой" восприятия, —это энергия, порождаемая Я (“Набросок”) или же системой Вс (“Толкование сновидений”) и направляемая определенными качественными признаками сознания: " Биологический механизм внимания действует и применительно к Я: как только реальность знаком обнаруживает себя, так нагрузка присутствующего в данный момент восприятия должна превратиться в сверхнагрузку" (2е).

Сосредоточив внимание на мыслительных процессах, можно управлять ими более тонко, нежели это способен делать принцип удовольствия в одиночку: "Мы видим, что восприятие посредством органов чувств — это результат сосредоточения нагрузки внимания на тех путях, по которым распространяется получаемое извне чувственное возбуждение: качественное возбуждение системы восприятия действует как регулятор разгрузки подвижных количеств психической энергии. Ту же самую функцию мы можем приписать и высшему органу чувств — сознанию. Восприятие новых качеств заставляет его направлять подвижные количества энергии, единицы нагрузки в других направлениях, должным образом их распределяя" (3с) (см.: Энергия свободная — энергия связанная; Сверхнагрузка).

Наконец, с точки зрения динамики*, отметим некоторое изменение во взглядах Фрейда по вопросу о роли сознания в защитных процессах и о действенности лечения. Не пытаясь проследить здесь все эти изменения, укажем лишь на некоторые из них:

1) в раннем психоанализе вытеснение, например, рассматривалось как намеренное отвержение на уровне, близком к вниманию: "Расщепление сознания в случае приобретенной истерии — это [...] намеренное действие, нередко осуществляемое актом свободной воли..." (7).

Как известно, возрастание интереса к бессознательным аспектам защиты и сопротивлениям привело Фрейда к переосмыслению понятия Я и построению второй теории психического аппарата.

2) Важным этапом этих изменений были метапсихологические сочинения (1915), в которых Фрейд утверждал: "...осознанность, единственный признак психических процессов, данный нам прямо и непосредственно, ни в коей мере не способен стать критерием различения между системами" (8а). Все это не означает отказа Фрейда от мысли, что сознание есть признак системы, ее обособившийся "орган": дело в том, что доступа в сознание еще недостаточно для определения места того или иного содержания в системах предсознательного или бессознательного: "Стремясь к метапсихологическому пониманию психики, мы не должны приписывать особого значения симптому "осознанности" (8b, б).

3) В теории психоаналитической терапии проблематика осознания и его действенности неизменно была главной темой размышлений. Укажем здесь лишь на соотносительную значимость и сложное взаимодействие различных факторов лечения: воспоминания и конструкции, повторения в трансфере и проработки, наконец, истолкования — которое не ограничивается общением на уровне сознания, но влечет за собой перестройку всей психики. Психоаналитическое лечение опирается на воздействие Сз на Бсз и в любом случае свидетельствует о том, что эта задача сложна, но не безнадежна" (8с). Вместе с тем Фрейд все настойчивее подчеркивал, что сообщить больному толкование той или иной бессознательной фантазии*, даже и вполне точное, совершенно недостаточно для общей перестройки его психики и поведения: "Если сообщить больному некогда вытесненное им и вычисленное нами представление, это поначалу ничего не изменит в его психическом состоянии. Прежде всего, это не устранит вытеснения и не уничтожит его результатов..." (8d).

Осознание само по себе не приводит к включению вытесненного в систему предсознательного: его необходимо дополнить устранением сопротивлений, мешающих системам предсознательного и бессознательного сообщаться между собой, и установлением все более тесной связи между бессознательными мнесическими следами и их словесным выражением. Лишь в результате этой работы соотносятся "услышанное и пережитое, совершенно различные по своей психической природе, даже при полном сходстве их содержаний" (8е). Именно проработка* обеспечивает, в конечном счете, доступ психических содержаний в предсознательное.

а) Прилагательное bewusst означает "сознательный" в двояком смысле: активном (осознающий нечто) и пассивном (качество, присущее объекту сознания). В немецком языке существует целый ряд существительных с корнем bewusst. Bewusstheit — это качество объекта сознания, свойство осознанности. Bewusstsein — это сознание как психологическая реальность; это скорее деятельность, функция сознавания. Моральное сознание обозначается словом das Gewissen. Das Bewusste — осознанное — это скорее тип содержания, отличный от предсознательных и бессознательных содержаний. Das Bewusstwerden — осознание того или иного представления. Das Bewusstmachen — факт осознания определенного содержания.

б) Заметим по этому поводу, что все обозначения систем в первой теории психического аппарата строятся вокруг сознания: бессознательное, предсознательное, сознание.

(1) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 79, n.; S.E., XXIII, 157, n.; франц., 18, n. — b) G.W., XVII, 79; S.E., XXIII, 157; франц., 18. — с) G.W., XVII, 83; S.E., XXIII, 161; франц., 24. — d) G.W., XVII, 84; S.E., XXIII, 162; франц., 25.

(2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1897 — 1902. — а) Нем., 393; англ., 369; франц., 328. — b) Нем., 396; англ., 373; франц., 331. — с) Cf. Нем., 373—466; англ., 348—445; франц., 307 —396. — d) Cf. Нем., 443 —444; англ., 421 — 422; франц., 375 — 376. — е) Нем., 451; англ., 428 — 429; франц., 382.

(3) Freud (S.). Die Traumdeutung, 1900. — a) G.W., II —III, 620; S.E., V, 615; франц., 500. — b) G.W., II —III, 622; S.E., V, 617; франц., 502. — с) G.W., II —III, 621; S.E., V, 616; франц., 501.

(4) Breuer (J.). Teoretisches. In: Studien uber Hysterie, 1895. Нем., 164; S.E., II, 188 — 189; n.; франц., 149 — 150, n.

(5) Freud (S.). Notiz uber den "Wunderblock", 1925. — a) G.W., XIV, 4—5; S.E., XIX, 228. — b) G.W., XIV, 6; S.E., XIX, 230.

(6) Freud (S.). a) G.W., XIII, 251; S.E., XIX, 24; франц., 178. — b) G.W., XIII, 252; S.E., XIX, 25; франц., 179.

(7) Freud (S.). Studien uber Hysterie, 1895. G.W, I, 182; S.E., II, 123; франц., 96.

(8) Freud (S.). Das Unbewusste, 1915. — a) G.W., X, 291; S.E., XIV, 192; франц., 139. — b) G.W., X, 291; S.E., XIV, 192; франц., 139. — с) G.W., X, 275; S.E., XIV, 175 — 176; франц., 110.

Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.  Словарь по психоанализу




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Восприятие-сознание (вс-сз); perception-consciousness
  • Замещение; substitute
  • Аллоэротизм
  • Интериоризация
  • Бегство в болезнь
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Инстанция; instancia
  • Сверхнагрузка; hypercathexis
  • Деформация (сна); distortion
  • Амнезия инфантильная
  • Догенитальный; pregenital
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Влечение к агрессии
  • Влечение к разрушению
  • Аппарат психический
  • Возврат вытесненного
  • Давление (влечений); pressure
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Цензура; censorship
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Выбор невроза; choice of neurosis
  • Подавление; suppression
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Отросток бессознательного; derivative of the unconscious
  • Подсознательное, подсознание; subconscious, subconsciousness
  • Эгоизм; egoism
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Иннервация
  • Афанизис
  • Символ мнесический; mnemic symbol
  • Воображаемое; imaginary
  • Разгрузка; withdrawal of cathexis
  • Представление предметное, представление словесное; thing presentation, word presentation
  • Автопластический — аллопластический; autoplastique — alloplastique
  • Эрогенность; erogeneity или erogenicity
  • Застой либидинальный; damming up of the libido
  • Метапсихология; metapsychology
  • Импульс влечения; instinctual impulse
  • Беспомощности (состояние)
  • Разрядка; discharge
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Истерия неотреагированная; retention hysteria
  • Влечения к жизни
  • Испуг; fright
  • Противонагрузка; anticathexis
  • Выбор объекта по примыканию; anaclitic type of object-choice
  • Идеализация; idealisacion
  • Воспоминание маскирующее; screen-memory
  • Вязкость либидо; adhesiveness of the libido



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь