Сергей Макаренко. Информационно-психологические воздействия

сетецентрическая войнаФрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2017.

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий.

Информационно-психологическое воздействие — информационное, психотронное или психофизическое воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма [390].

Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно-психологическому воздействию, которое, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер [390].

В зависимости от преследуемых целей информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется на конкретные сферы индивидуального, группового, массового и общественного сознания [390]:

  • мотивационную (убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания), когда надо оказать влияние на людей для побуждения их определенным действиям;
  • познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление), когда необходимо изменить в нужную сторону представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге — «картину мира» человека;
  • эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы), когда под прицелом находятся внутренние переживания и волевая активность людей;
  • коммуникативную (общение и взаимоотношения, взаимодействие, межличностное восприятие) с целью создания социально-психологического комфорта или дискомфорта, побуждения людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться с помощью различных методов (приемов, форм, методик) и средств, бóльшая часть из которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратились сегодня в сложные технологии воздействия на психику людей, обобщенно называемые в литературе психотехнологиями. Так, например, к психотехнологиям относятся современные информационные технологии воздействия на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание с использованием телевизионной и радиовещательной техники, видео- и аудиопродукции, а также компьютерные технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание [390].

Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя [390]:

  • объекты информационно-психологического воздействия;
  • субъекты, воздействующие на эти объекты;
  • коммуникацию между субъектами и объектами информационно-психологического воздействия;
  • средства и методы информационно-психологического воздействия.

Объекты информационно-психологического воздействия [390]:

  • личность как гражданин, активный социальный субъект, в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения, в том числе: системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации; системы распространения социокультурных ценностей и т. п.;
  • социальные группы и объединения людей как компоненты социальной структуры общества, обладающие групповым сознанием, в том числе политические, профессиональные, национально-этнические, демографические, религиозные, конкретных регионов и другие;
  • органы власти, государственного и военного управления;
  • органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;
  • силовые министерства и ведомства;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая своим общественным сознанием;
  • государство и общество, выступающие как объекты информационно-психологических операций других государств, особенно в период международных конфликтов, кризисов и вооруженных столкновений.

Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом [390]:

  • государственные и правительственные учреждения (в том числе иностранные), правовые и силовые (военные) организации;
  • общественные организации — политические, религиозные, культурные, национально-этнические и т. п. (в том числе зарубежные);
  • учреждения здравоохранения;
  • финансово-экономические, коммерческие и торговые организации (в том числе зарубежные);
  • криминальные структуры (в том числе международные);
  • микрогруппы (по месту работы, учебы, службы, жительства, друзья, семья, случайные знакомые, толпа и т. п.);
  • отдельные субъекты (граждане).

Субъект информационно-психологического воздействия по своему местоположению может быть [390]:

  • внутренним, т. е. принадлежать стране, на объекты которой осуществляется воздействие;
  • внешним (зарубежным).

Внешними субъектами информационно-психологического воздействия могут выступать отдельные государства, их политические, экономические, военные, разведывательные и информационные структуры [390].

Самым главным средством достижения политических целей государствами в недалеком будущем может стать воздействие на психологию противника — индивидуальное, массовое, групповое и общественное сознание с целью разрушения государственных и общественных институтов, провоцирования массовых беспорядков, деградации общества, развала государства [390].

Классификация методов информационно-психологического воздействия [390, 391]
Рис. 5.2. Классификация средств и методов информационно-психологического воздействия [390, 391]

Средства и методы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с точки зрения физической сущности, принципов и механизмов воздействия (рис. 5.2) [390, 391].

Убеждение и суггестивные методы

Убеждение — метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Суггестия или внушение — это процесс неаргументированного информационно-психологического воздействия на сознание человека, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации им содержания сообщаемой информации, с отсутствием активного ее понимания, осмысления, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и жизненные установки определенного поведения.

Информационно-техногенные методы

Пропаганда — распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе с целью формирования у людей определенного мировоззрения — обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Средства и методы предъявления неосознаваемой акустической информации.

Средства и методы предъявления неосознаваемой зрительной информации. Предполагается, что визуальные средства, в отличие от вербальных, позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее), причем это воздействие является более глубоким и долговечным, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека.

Гипнотические методы информационно-психологического воздействия, основанные на выявленном факте, что соответствующими внушениями в гипнотическом состоянии можно программировать человека на выполнение тех или иных действий.

Метод нейролингвистического программирования — особая психотерапевтическая техника, сутью которой являлось кодирование (программирование) человека как вербальными «формулами поведения», так и невербальными (мимика, пантомимика и т. д.) средствами воздействия.

Тренинговые методы информационно-психологического воздействия — методы регуляции психического состояния человека, такие как: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания.

Мистико-эзотерическое внушение.

Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:

  • информационные и технические психотехнологии с использованием телевизионной, вычислительной, радиовещательной техники, аудио-, видео-, печатной и кинопродукции;
  • воздействие через компьютерные видеоигры и Интернет;
  • генераторы специальных излучений;
  • акустические системы с «интеллектуальным» сигналом (включая инфразвук и ультразвук);
  • оптические средства в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;
  • биорезонансная стимуляция работы головного мозга.

Информационно-психологическое воздействие с помощью этих средств и методов достигается по направлению «от техники к человеку» и наиболее широко осуществляется через средства массовой информации.

Психотропные средства информационно-психологического воздействия:

  • психотропные средства;
  • другие биологически активные вещества, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека (в том числе на эмоции и поведение), а также способные переводить его в измененное состояние сознания.

«Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия

Неосознаваемое информационное взаимодействие через органы чувств путем применения методов психофизиологии и сенсорной физиологии человека.

Средства и методы манипуляции сознанием

Специфический вид скрытого информационно-психологического воздействия, направленный на программирование идей, мнений, мотивов, жизненных установок, стереотипов, устремлений, настроений и даже психического состояния людей с целью обеспечения такого их поведения, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Одновременное применение двух и более средств (методов) такого воздействия.

Достаточно подробно применение всех вышеуказанных в классификации средств и методов информационно-психологического воздействия рассмотрено в работе [390].

Выделяют три этапа при информационно-психологическом воздействии [405]:

  • операциональный, когда субъектом осуществляется информационно-психологическое воздействие на объект;
  • процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия объектом;
  • заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием информационно-психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными [405].

Применение информационно-психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности [405]:

  • допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;
  • психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;
  • есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания [405].

Просмотров: 844
Категория: Коммуникация, Психология Другие новости по теме:

  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Виктор Логвинец. Эпоха информационно-психологических операций: Ливия
  • А.В. Манойло. Психологические операции в бизнесе: технологии индивидуального воздействия на участников переговоров
  • Георгий Почепцов. Информационно-коммуникативные процессы в современном обществе
  • Максим Барбашин. Технологии информационного воздействия и социальной вакцинации
  • Зрачки как зеркало души: определение психологического состояния по расширению или сужению зрачков
  • Кинопропаганда. Роль кинематографа в информационно-психологической войне
  • А.В. Манойло. Модель информационно-психологической операции в международных конфликтах
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции в Ираке: война пропаганд
  • Вячеслав Гусаров. Информационно-психологические операции ВС Украины в Республике Ирак
  • В.Вепринцев, А.Манойло, А.Петренко, Д.Фролов. Операции информационно-психологической войны
  • И. Млодик. Любимые родительские воздействия
  • Сергей Зелинский. Современное российское телевидение через призму психологического анализа
  • Георгий Почепцов. От фонового воздействия до партизанской информационной войны Умберто Эко
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • А.В. Юревич, М.А. Юревич. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка
  • Георгий Почепцов. Невидимые информационные воздействия
  • Екатерина Штырбу. Мифы и реальность психологического консультирования в Интернете
  • Ольга Старова. Средства массовой информации как источник агрессии. - Ольга Старова
  • Е.В. Повешенный. Сознание человека
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Харизматические качества. Влияние на людей с помощью харизмы
  • Нaтaлья Аксeновa. Домашняя магия, или Ритуалы современного человека
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь