Иванова Нина Николаевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПОЧЕМУ ОПАДАЮТ И ШУРШАТ ЛИСТЬЯ?»

Иванова Нина Николаевна воспитатель МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида» г. Минусинск Красноярский край

Цель: Формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  1. Развивать умение выявлять причинно – следственные связи.
  2. Способствовать приобретению навыков исследования строения лист и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  3. Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. 4. Воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.

Оборудование: картонная дорожка с сухими листьями, «лужицы» с листьями, коробка с отдельными разноцветными и разными по форме листьями, веточки с черешками, кусочки белой ткани, деревянные кубики, зеленые листики комнатного растения, лупы по количеству детей.

 

Предварительная работа: чтение стихов советских поэтов об осени, рассматривание картинок с изображением ранней, золотой и поздней осени, беседа о осенних явлениях в природе.

Словарная работа: кромка, черенок.

Проблемная ситуация: Почему опали и почему шуршат листья?

Ход занятия

-Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и вдруг увидела Колобка, который бегал по оставшимся на снегу опавшим листьям и сам себе задавал вопрос: «Почему опали листья и почему они шуршат?» Я пригласила Колобка к нам, сюда, чтобы мы, все вместе, смогли это выяснить. (Появляется Колобок).

(Проблемная ситуация): — Ребята, а вы можете сказать Колобку, почему опали, и почему шуршат листья? (ответы детей).

1. Воспитатель: — Колобок, мы с детьми приглашаем тебя погулять с нами по осеннему лесу. Вначале мы пойдем по этой тропинке. Идите вслед за мной и Колобком (дети шагают по искусственно созданной дорожке с осенними листьями). — Ребята, вы слышите что-нибудь в тишине леса? (ответы, если нет, то предлагаю одному ребенку еще раз пройти по дорожке, чтобы дети послушали шелест и шуршание листьев).

–Почему шуршат листья? (ответы детей) — А в этой стороне был дождь (показываю на другую тропинку). Видите, лужицы еще не просохли. (Дети шагают по искусственно созданным лужицам с мокрою листвой).

- А здесь вы слышите шелест и шуршание листьев? (нет). Почему листья не шуршат? (они намокли).

2. ОПЫТ: «ЧТО ЛУЧШЕ ПРОПУСКАЕТ ВОДУ – ЗЕМЛЯ ИЛИ ГЛИНА?»

- Ребята, а почему в одном и том же месте одну тропинку промочил дождь, но воды на тропинке уже нет, а на другой тропинке – есть? (ответы детей).

- Давайте проведем опыт: возьмем землю с обеих тропинок, заполним ею разные емкости и посмотрим, что будет. Аня, ты будешь дождиком, полей землю в обеих чашечках. Что случилось? Почему в одной чашечке вода просочилась очень быстро, а в другой нет? (ответы детей). Правильно. В одной чашке лесная почва – земля, а в другой – глина. Глина плохо пропускает воду.

- Ребята, Колобок спрашивает: «Почему осенью листья желтеют, краснеют и опадают?» (ответы детей).

-Ребята, вообще-то листья обычно бывают зеленого цвета, благодаря зеленому веществу, которое в них находится. Это вещество называется хлорофилл.

3. ОПЫТ: «ПОЧЕМУ ЛИСТ ЗЕЛЕНЫЙ?».

- Возьмите листок и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. – Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна). Это и есть зеленое вещество — хлорофилл, который окрашивает лист в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими: (дети называют — коричневыми, желтыми, красными). Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные. А сейчас мы немного разомнемся.

4. ФИЗМИНУТКА: «МЫ ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ». Мы листики осенние, на ветках мы сидели (покачивание руками над головой) Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели (руки в стороны, маховые движения с поворотами вокруг себя)

И на землю тихо сели (приседание на корточки) Ветер снова набежал и листочки все поднял (встать, руки в стороны) Закружились, полетели (маховые движения с поворотом туловища) И на землю снова сели (приседание). Ой, смотрите, ребята, по нашему листочку карабкается паучок.

5. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «ПАУЧОК»

Вот идет по крыше смелый паучок (шагают большой и указательный пальцы) Маленькие ножки, тысячи топ – топ Ярко светит солнце или дождик льет, (показ пальцев в виде солнца, постукивание) К нам идет по крыше отважный паучок. (пальцы шагают, соприкасаясь друг с другом).

Воспитатель: — Осень – красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево. Благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как поступает питание от корней к листочкам. Корни берут из земли питательные вещества и воду. По стволу они поднимаются к веткам, а от веток – к листочкам. Возьмите веточки. Посмотрите — часть, которая соединяет ветку с листочком, называется черенком. Повторите — черенок.

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИСТА С ПОМОЩЬЮ ЛУПЫ. По черенку поступает питание к листочку. Рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки?! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и, вы убедитесь в этом. Рассмотрите нижнюю поверхность листа. Край листа называется кромкой. Повторим это слово – кромка. Рассмотрите кромку у своего листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажи, Стас, какая верхушка у твоего листа? У тебя, Аня? Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму. Теперь, вы точно знаете, почему опадают листья? (ответы детей).

7. ЭКСПЕРИМЕНТ: «КАК ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ». — Ребята, на прогулках мы с вами не раз замечали, что листья падают с деревьев по –разному. Давайте проведем эксперимент для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно и какой листик красивее всех кружится. Возьмите по 1 листочку и поиграйте с ними, понаблюдайте за их падением: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? — Какие сделаем выводы? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее вниз и больше кружатся.

ИТОГ: Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего? О чем бы вы хотели еще узнать, какие опыты провести?

Просмотров: 627
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Плуталова Татьяна Владимировна. Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»
  • Джабраилова Дагмара Аларбиевна. Конспект НОД для младшей группы 'Осенние листья'
  • Думоян Лилит Самвеловна. Конспект в 1 младшей группе (рисование) Тема: «Осенние листья».
  • Раденко Елена Александровна. Интегрированное мероприятие в средней группе на тему: 'Осенние листья'
  • Юркова Елена Александровна. Конспект художественно – эстетического интегрированного занятия «Осенние листья» (старшая возрастная группа).
  • Сценарий Осеннего бала - Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья
  • Лисовец Т. А. Конспект занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Ирина МИХАЙЛОВА.. Почему дети боятся?
  • Колесникова Екатерина Андреевна. Почему кусаются дети?
  • Зерцова Юлия Николаевна. Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать?
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Резе Ольга Ивановна. «Почему вулкан называют вулканом и отчего он «огнём дышит»?
  • Наталия Владимировна Стивкина. Конспект ННОД Экспериментальная деятельность 'Почему земля кормит'
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Корелина Наталья Сергеевна. Занятие для детей старшего дошкольниого возраста по экологическому развитию - Следом за каплей. Почему идут дожди.
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Машкова Дина Наилевна. Почему важно знакомить дошкольников с правилами дорожного движения?
  • Иризбаева Ирина Александровна. Детский исследовательский проект «Почему заяц зимой белый?»
  • Сахарова Екатерина Петровна. «Почему нужно обучать детей пению с раннего возраста?»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Кулешова Марина Александровна. Конспект развлечения в подготовительной группе для детей ЗПР «Почему светофор зелёный?»
  • Малика Алатаева. Конспект НОД «Почему растаяла снегурочка?» Свойства воды.
  • Ерофеева Светлана Николаевна. Почему ребёнку нужна игра?
  • Мельникова Татьяна Валентиновна. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ» для детей от 5 до 7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь