Случай Анны О. (Берты Паппенгейм)

Категория: По направлениям | Просмотров: 22373



Случай Анны О. (Берты Паппенгейм)
     В 1880—1882 годах Брейер лечил страдающую истерией пациентку. Этот истерический случай, известный из психоаналитической литературы под названием Анны О., является весьма примечательным в том отношении, что Брейер применил к лечению своей пациентки новый метод, основанный на гипнозе. Помимо всего прочего этот метод включал в себя установку на выявление с помощью гипноза истоков возникновения невротических симптомов у молодой девушки. И именно об этом случае Брейер рассказал Фрейду, проявившему особый интерес к особенностям брейеровского лечения истерии.
     Заинтересованный раздвоенностью сознания пациентки, Брейер каждый день посещал ее и однажды оказался свидетелем того, как и что происходило с ней при переходе из одного состояния в другое. Он попросил ее воспроизвести содержание мыслей, занимавших ее в состоянии спутанности сознания. Она начала пересказывать свои фантазии и видения, которые во многом относились к ее положению у постели больного отца. Рассказы о ее фантазиях завершались переходом в нормальное состояние, которое сохранялось в течение многих часов, но затем вновь сменялось спутанностью сознания.
     Постепенно сама пациентка стала рассказывать Брейру о своих переживаниях, о тех фантазиях и галлюцинациях, которые одолевали ее, о том облегчении, которое она испытывала после процесса говорения о своих ощущениях. Как-то во время очередного общения с Брейером девушка рассказала ему о первом проявлении одного из истерических симптомов, и неожиданно для обоих этот симптом исчез.
     К тому времени, когда пациентка активно включилась в процесс говорения, она неожиданно как бы забыла свой родной немецкий язык и стала изъясняться по-английски. Причем, когда ей предлагали прочитать вслух какой-нибудь отрывок из французской или итальянской книги, она машинально читала его не по-немецки, а по-английски. Используя английскую речь, девушка назвала процесс улучшения ее состояния или, точнее говоря, новый метод лечения — «talking cure» (лечение разговором). Обладая чувством юмора, в шутливой форме она придумала еще одно название — «chimney sweeping» (прочистка дымоходов).
     С помощью гипноза Брейер методически начал выявлять аффективные ситуации, предшествующие заболеванию пациентки. Выяснилось, что во время болезни отца, когда она ухаживала за ним, у нее возникали различные желания и мысли, которые ей приходилось подавлять. Со временем на месте подавленных желаний и мыслей возникли симптомы, которые обнаружили свое проявление в истерической форме. Но стоило пациентке в состоянии гипноза воспроизвести ранее имевшую место патогенную ситуацию и свободно проявить свои аффекты, как тут же симптомы исчезали и в дальнейшем не повторялись.
     Однажды в состоянии гипноза пациентка вспомнила сцену, относящуюся к периоду ее детства. В их доме была гувернантка-англичанка, которая не вызывала у нее симпатию. Как-то раз девочка вошла в комнату к этой англичанке и оказалась невольным свидетелем того, как гувернантка поила свою маленькую собачку из стакана. Сама собачка и увиденная сцена были неприятны для девочки, но, будучи вежливой, она ничего не сказала об этом ни гувернантке, ни родителям. Событие детства оказалось вытесненным из сознания, но испытанное девочкой отвращение вылилось в истерический симптом, проявившийся в форме ее неспособности утолять жажду именно таким образом даже тогда, когда очень хотела пить. Воспоминание об этом случае в состоянии гипноза и рассказ о том отвращении, которое она испытывала в детстве, помогло избавиться от истерического симптома. Находясь в гипнотическом состоянии, пациентка попросила попить, и, когда ей дали стакан с водой, она с удовольствием опустошила его. Пробудившись со стаканом воды у рта, она не испытала никаких неудобств и с этого времени могла свободно утолять жажду таким образом.
     Аналогичная картина наблюдалась и в том случае, когда пациентка вспоминала различные эпизоды, связанные с уходом за больным отцом. В частности, она вспомнила, как однажды проснулась ночью в ужасном страхе за своего смертельно больного отца. Ожидая хирурга для операции, девушка сидела у постели отца. Ее правая рука лежала на спинке стула. Усталая от ожидания хирурга и переживаний по поводу предстоящей операции, девушка впала в состояние грез наяву. Она увидела, как со стены по направлению к отцу ползла большая черная змея. Несмотря на свой страх, девушка попыталась отогнать змею от отца, но не смогла это сделать. Находящаяся на спинке стула правая рука онемела, в результате чего она не могла ею даже пошевелить. Ее охватил ужас оттого, что она ничем не может помочь своему отцу. Причем, когда девушка взглянула на свою онемевшую, потерявшую чувствительность руку, она увидела, что ее пальцы превратились в маленьких змей с мертвыми головами. После того, как она очнулась и увидела, что никакой змеи нет, и что это была не более чем галлюцинация, все еще пребывая в страхе, она захотела помолиться, но не могла вспомнить ни одного слова на немецком языке. Ей в голову пришло английское детское стихотворение, и на этом языке она осуществила молитву.
     После того, как в гипнотическом состоянии пациентка рассказала об эпизоде у постели больного отца, сопровождавшемся галлюцинацией о змее и потерей чувствительности руки, невротический симптом оказался устраненным и паралич правой руки исчез.
     Брейер назвал новый метод, использованный им при лечении Анны О. и, фактически, подсказанный ему образованной и интеллигентной пациенткой, «катартическим». Это название происходит от древнегреческого слова катарсис (очищение) и восходит к Аристотелю, считавшему, что в процессе драматического искусства благодаря сопереживанию с происходящими на сцене драматическими событиями у человека может произойти душевное очищение. В случае Анны О. в состоянии гипноза воскрешались выпавшие из памяти воспоминания о травматических событиях жизни и благодаря их воспроизведению в словесной форме путем повторного переживания осуществлялось освобождение (катарсис) от истерических симптомов.
     Но Фрейд столкнулся с этически сложной терапевтической ситуацией, которая с необходимостью подвела его к переосмыслению необходимости использования гипноза в качестве терапевтического средства. Так, однажды он работал с пациенткой, которая легко поддавалась гипнозу и с которой Фрейд, фактически, мог проделывать различные эксперименты.      Ему удалось подвести находящуюся в гипнотическом состоянии пациентку к истокам ее заболевания. Благодаря катартическому методу он освободил ее от тех невротических симптомов, которые приносили ей страдания. Однако, каковы были его удивление и растерянность, когда однажды, пробудившись от гипноза, пациентка бросилась на Фрейда, обвив своими руками его шею. Только благодаря внезапному появлению служанки ему удалось оправиться от вполне понятного замешательства и от неприятных объяснений с пациенткой. Описывая данный эпизод через три десятилетия, Фрейд подчеркнул: «У меня хватило трезвости, чтобы не объяснять этот случай своей личной неотразимостью, и я решил, что теперь полностью понимаю природу мистической стихии, которая таилась за гипнозом. Чтобы исключить ее или, по крайней мере, изолировать, я должен был отказаться от гипноза».
     После почти пятилетнего использования гипноза в своей частной практике Фрейд отказывается от него и выдвигает на передний план новый метод, который пришел на смену катартическому и знаменовал собой возникновение психоанализа.
     Сам Фрейд неоднократно указывал на связь психоанализа с катартическим методом Брейера. Фактически, случай истерии Анны О. послужил отправной точкой для его исследовательской и терапевтической деятельности, приведшей к возникновению психоанализа.
     В 1909 году в лекциях о психоанализе, прочитанных перед американской аудиторией в Кларкском университете в Ворчестере (штат Массачусетс), Фрейд указал на приоритет Брейера в становлении психоанализа. Он говорил буквально следующее: «Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участие в первых начинаниях, когда другой венский врач доктор Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке (1880—1882), я был студентом и держал свои последние экзамены».
     В 1914 году, раскрывая историю психоаналитического движения и воздавая должное катартическому методу Брейера, Фрейд уже говорил о том, что данный метод был предваряющей стадией психоанализа и собственно психоанализ начинается с тех нововведений, которые ему удалось осуществить самому. В дальнейшем Фрейд все больше акцентировал внимание на различиях между катартическим методом Брейера и его собственным психоанализом.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Появление психоанализа
  • Притча «Яд и свекровь»
  • Естественнонаучные истоки возникновения психоанализа
  • Метод сосредоточения
  • Катартический (метод); cathartic therapy; cathartic method
  • Старовойтов В.В. Развитие Эго-психологии в трудах Анны Фрейд
  • Случай Элизабет фон Р. «Методическая уловка» с наложением руки
  • Хуизенга Д.Н. Инцест как травма: психоаналитический случай
  • Отношение Фрейда с Пьером Жане
  • Притча «Старуха и монах»
  • Фрейд Зигмунд - Собрание сочинений в 10 томах. Дополнительный том. Сочинения по технике лечения.
  • Состояние гипноидное; hypnoid state
  • Притча «Жила-была девушка»
  • Притча «Не отказывайтесь»
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Кадлер Х.С. Психодинамическая терапия посттравматического стрессового расстройства
  • Притча «Бессмыслица»
  • Притча «Любовь и сострадание»
  • Притча «Шанс»
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Притча «Любовный перехват»
  • Притча «Собачья привязанность»
  • Притча «Любовь без взаимности»
  • Притча «Не видя лица, не спрашивай правду»
  • Притча «Пути Господни неисповедимы»
  • Притча «Слабости души»
  • Притча «Человек и совесть»
  • Сновидение об инъекции Ирме
  • Самоанализ
  • Притча «Принцесса живой воды»
  • Притча «Богатые, бедные и рай»
  • Притча «Мышепоклонничество»
  • Притча «Слои песка»
  • Притча «Зеркальце»
  • Притча «Без названия»
  • Катарсис; Cathersis; Katharsis
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Как вернуть бывшую девушку
  • Притча «Однажды в автобусе»
  • Притча «Вода»
  • Зона истерогенная; hysterogenic zone
  • Притча «Царь Шлимун»
  • Притча «Чёрное и Белое»
  • Притча «Индийская птичка»
  • Притча «Кусочек счастья»
  • Рот П. Картография ландшафта: уровни интерпретации переноса
  • Притча «Любовь дочери»
  • Притча «Фиалка»
  • Притча «Сколько он ее любил?»
  • Идентификация; Identification; Identifizierang



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь