Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.

Механизм развенчания базовых иллюзий можно сравнить с понятием психической травмы.
Для лучшего понимания вопроса предлагаю познакомиться с основными понятиями, которые будут использоваться в статье.
 
Давайте посмотрим  на понятие травматического стресса, как на боль, которую испытывает человек при столкновении с агрессором, наносящим  раны. Последствие травматического стресса – различные негативные эмоции от разрушения Иллюзий и столкновения с Реальностью. Это – гнев, печаль, страх, ужас и т.д.
 
Агрессором, в данном контексте, может быть как человек, совершивший насилие, по отношению к нашей личности, так и жизненные обстоятельства, хочется сказать, непреодолимой силы. То есть такие, с которыми человек не смог справиться. Например – смерть кого то из близких, несчастный случай, измена, развод, расставание.  В таких ситуациях мы, люди, сталкиваемся со своей беспомощностью лицом к лицу. На качество дальнейшей жизни человека большое влияние имеют выводы, которые он  сделает, столкнувшись с этими обстоятельствами.
 
Агрессор разрушает иллюзии, нанося травму личности. И здесь либо личность меняется, переходя на новый этап развития, либо остается на том же этапе, заменяя одни иллюзии на другие.
 
Иллюзии мы будет рассматривать как способ инфантильной психологической защиты, необходимой ребенку, но мешающей уже взрослому человеку.
О личности, которая остается на том же этапе и как такую личность можно распознать, будет написано в статье «Травмированная личность, или человек с контейнером». 

Инфантильность - это отказ от зрелости, как способности воспринимать мир в соответствии с Принципом реальности, а значит и от возможности его менять, в соответствии со своими желаниями, использую силу воли и  намерения.
У каждого психически здорового человека есть та часть себя, которая «знает» правду. Самообман, или инфантильная позиция при столкновении с Реальностью приводит к напряжению, стрессу. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим. «Правильному» реагированию на острый стресс мы обучаемся на курсе по «Эффективному преодолению стрессом».
 
Не каждый травматический стресс может привести к патологическим изменениям личности (я использую понятие патология как эквивалент понятию «заблуждение», «застревание», «остановка в развитии»). Это происходит тогда, когда при разрушении одних иллюзий, человек выстраивает другие, вместо того, чтобы видеть реальное положение вещей.
 
З. Фрейд ввел понятия «либидо» – жизненной энергии направленной на созидание, творчество и «мортидо» – энергии направленной на разрушение (преодоление препятствий на пути достижения цели). И та и другая имеет в своей основе реализацию инстинкта самосохранения. Реализация инстинкта самосохранения приводит к ощущению состояния безопасности, комфорта, гармонии. Я говорю о состоянии, потому что реально избежать всех опасностей в жизни неподвластно человеку. Все что он может сделать – это вызвать ощущение, состояние, чувство безопасности. Ощущение безопасности мы  пытаемся воссоздать любым способом. Кто-то сверхконтролем, кто-то воссозданием детско-родительских отношений, кто-то магией в виде оберегов и т.д. Любые средства подкрепляются верой, что теперь я в безопасности.
 
Психологические защиты помогают нам поддерживать ощущение безопасности.
Причиной психологической травмы по Дж.Ялому считается разрушение базовых инфантильных иллюзий.
 
Их три: иллюзия собственного бессмертия, иллюзия справедливости и иллюзия простоты устройства мира.
 
Иллюзия бессмертия проявляется в следующих убеждениях: «Со мной ничего не может случиться», «Другие могут  умереть, но со мной этого не произойдет» и т.д.
 Примерно в 3-4 года ребенок проявляет интерес к теме смерти, спрашивая родителей, не умрут ли они? Что происходит, когда человек умирает? Не умрет ли он сам? Родителям не стоит бояться таких вопросов и избегать темы смерти в разговоре с ребенком. Нужно  понятным для ребенка способом (в виде образов, сказок, метафор) постараться объяснить тему смерти. Таким образом, мы помогаем ребенку справиться со страхом смерти, но позже, в более взрослом возрасте, мы неизбежно столкнемся с этой темой и тогда нужно принять реальность такой, какая она есть. Принять тот факт, что если есть проблемы со здоровьем, то нужно лечиться, а не закрывать глаза на болезнь, игнорируя болезненные симптомы. Что с каждым годом мы стареем, и со временем ничто не будет иметь для нас значения. А отведенное нам время нужно использовать, чтобы потом, оглядываясь назад на свою жизнь, чувствовать удовлетворение и покой, а не страх и разочарование. Что алкоголизм, наркомания, увлечения экстремальными видами спорта, беспорядочные половые связи – это такой же иллюзорный способ справиться со страхом смерти, как детские игры в прятки или «Йо-Йо». Это как будто бы я могу управлять смертью. Мы не учитываем тот факт, что в жизни сталкиваемся с выжившими. После белой горячки, после восхождения на Эверест. Наблюдаем обаяние «дон жуанов». Мы не видим умерших. А их намного больше. На самом деле жутко находиться возле подножья гор, видя бесконечные лампадки и кресты, видеть ужасающую статистику смертей от пьянства и наркотиков, количество больных СПИДом тоже впечатляет. Хотя, конечно, перечисленные образы жизни имеют и другие причины и интерпретации. Реалии таковы, что любую проблему нужно решать, в меру своих сил. С одной стороны, признать, что есть обстоятельства, на которые мы никак не можем повлиять, с другой – предпринимать конкретные действия в сторону решения проблемы, находящиеся в зоне ваших возможностей.
 
Иллюзия справедливости очень похожа на любую волшебную сказку, где добро всегда побеждает. Там герой или героиня добрые, послушные терпеливые. Они не проявляют агрессию, отдают последнее и в итоге получают заслуженную награду. Но реальность такова, что даже если ты будешь послушной(ным) девочкой (мальчиком) и делать все как учила мама, то, независимо от того как ты себя ведешь, с тобой будут случаться РАЗНЫЕ ВЕЩИ – и плохие и хорошие. И добро к тебе приходит не потому что ты перевел(ла) старушку через дорогу или покормил(ла) дворняжку, а потому что в жизни есть ВСЕ: и «добро» и «зло» и ты не можешь это контролировать своим хорошим поведением.
Делая что-либо, вы это просто делаете, для того, чтобы сохранять свой образ себя, оставаться собой, НО ЭТО АБСОЛЮТНО НЕ ГАРАНТИРУЕТ задуманный вами результат. Возможно, приняв этот факт – вы получите что-то гораздо большее, чем рассчитывали.
«Для ребенка это открытие — часто настоящее потрясение. Ведь на самом деле оно обесценивает все усилия: действительно, зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком и т.д., если это не даст защищенности от неприятностей».*
 
 «Разрушение базовых иллюзий — момент болезненный для любого. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя и удобных, но все же иллюзий в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен (а он не хорош и не плох, он такой, какой он есть), или же строит другие иллюзии, помогающие ему воссоздать и укрепить убеждение собственном бессмертии. Часто такую роль выполняет религия».*
 
В. Франкл  австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря, в своей книге «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере» писал, что признаком, что человек сдался, сломался как личность, было то, что он переставал чистить зубы. Именно привычка соблюдать навыки личной гигиены, сохраняли связь с жизнью.
 
«Так, многое из того, что мы делаем, мы должны стараться делать при любых условиях, даже если это не имеет никакой цели и мы ничего не получим взамен. Но, делая это, мы остаемся людьми».*
 
Третья базовая иллюзия — иллюзия простоты устройства мира.
У меня были пациенты, да и еще будут, я уверена, которые говорят: Все в жизни  просто: или «Ок» или «не Ок». Или хорошо или плохо. Немаловажный нюанс, который заставляет таких пациентов страдать и обращаться к психотерапевту тот, что «Ок» - практически неосуществим. Это о перфекционизме.
 
 В Черно-белом мире нет эмоций и чувств, в той полноте, в которой они представлены в Реальном мире. Жить в мире, где все сложно и не однозначно, каждый раз, по-новому делать для себя  эту сортировку на «хорошо» или «плохо». Принимать любой исход событий, учитывая влияние внешних обстоятельств, некоторые из которых невозможно предвидеть - это о подвижности своих убеждений, о принятии разных сторон одного и того же человека, а не деление людей на плохих и хороших. Соответственно - это и о принятии своих «грешных сторон». Наверное, это и есть высший пилотаж качества жизни. Но такая свобода выбора и ответственность за свой выбор вначале вызывает страх.
 
Как поется в песне рок группы «Агата Кристи»:
 
«Непонятная свобода обручем сдавила грудь,
И не ясно, что мне делать: или плыть или тонуть,
Корабли без капитана, капитан без корабля.
Надо заново придумать некий смысл бытия..».
 
 «Чем более зрелой становится личность, тем больше человек начинает соглашаться с фразой, которую часто можно услышать от много повидавших людей: "В жизни все очень сложно, чем больше живу, тем меньше понимаю"*.
 
Справившись с иллюзиями, человек становится более зрелой личностью, лучше понимающий других, себя, ощущающий полноту жизни. На мой взгляд, бесценной информацией для понимания жизни такой, какая она есть будет книга «Бегущая с волками» К.П.Эстес.
 
В следующей статье «Травмированная личность или человек с контейнером» я опишу как проявляются эти иллюзии в жизни взрослого человека и как складываются отношения человека, заменившего одни иллюзии на другие.
  
Черепанова Е. М. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку».
Иллюстрация:  «Истинный творец»,  художник Виктория Белова



Просмотров: 704
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Границы в жизни и психотерапии. Что это и зачем?
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Невроз и невротическая личность. Что это означает?
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Сказать человеку в глаза всю правду - это больше, чем долг – это удовольствие
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • 4 составляющих психологической совместимости в отношениях ( что нужно учитывать при выборе спутника жизни).
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь