"О бедном гусаре замолвите слово" или слово в защиту конкуренции

Может быть это только мой субъективный взгляд, но я часто стала сталкиваться с тем, что даже в психологическом сообществе конкуренцию не любят, ну или по крайней мере не одобряют. "Ты конкурируешь" или "она очень конкурирующая" чаще всего звучит неодобрительно. "Она просто с тобой конкурирует" как вариант утешения. Также я встречала высказывания что "уверенные в себе люди не конкурируют. Конкуренция - это от неуверенности".
Многие из тех, кого я знаю, пугаются ситуации конкуренции. И, собственно, не безосновательно. Чаще всего мы слово конкуренция воспринимаем как схватку не на жизнь, а на смерть. Схватку, где один победитель, а второй - побежденный. Где используется любое оружие, включая прицельные удары по слабым местам, подлость, коварство и предательство. Где первому нужно быть циничным, жестоким и подлым, а второй оказывается слабым, униженным и беспомощным. 
И мне бы хотелось сказать пару слов в защиту конкуренции. Не той, которая черная и грязная и насмерть, а той, которая задумана природой. Посмотрите на всех молодых детенышей - волчат, львят, щенков, котят - в определенном возрасте они почти постоянно устраивают игры, больше похожие на стычки или битвы. Они играют друг с другом, они играют со взрослыми, они играют с игрушками. И это не просто игры. Каждый детеныш-подросток в этих играх учится - нападать, защищаться, охотиться. В играх с ровесниками - проверяет насколько он быстр, ловок и силён. В играх со старшими - где границы дозволенного. 
Что отличает эти игры - они добровольны. В них не наносится серьёзных травм. В них удары и укусы лишь обозначаются. Игра прекращается если один из игроков подаёт сигнал "мне больно". 
Примерно ту же модель я вижу в любительском спорте. Где каждый стремится стать лучше и выиграть, но если проиграл - честно признает победу другого и спросит или задумается "а как он это сделал? А как я могу это сделать? А как мне стать лучше?" 
И мне кажется что это и есть модель здоровой конкуренции. Где мы скорее партнеры, чем противники. Где вступая во взаимодействие друг с другом мы можем обнаружить свои сильные и слабые стороны, найти новые удачные приёмы, узнать свой размер и свои силы. 
И как для животных-детенышей, так и для начинающих гештальт-терапевтов, да и для любых учащихся или начинающих это важный и нужный этап - познания себя и своего места в сообществе.
Главное всё таки помнить о правилах и не устраивать битвы "не на жизнь, а насмерть".


Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Где взять силы, или Как сохранить жизненные ресурсы
  • Жизнь – это вихрь в потоке энтропии или у всего есть конец.
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • «Ни-че-го я не хочу…» Потеря смысла или где брать силы на жизнь.
  • Психология везучих людей: как они это делают?
  • О бедном родителе замолвите слово или что мы несем в отношения с нашими детьми из своего детства
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Вдруг он(а) мне изменяет, или Ревность это хорошо или плохо?
  • Да мне всё равно, как ты это сделаешь!
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Как пережить тяжёлые времена? Где брать силы на жизнь.
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Там, где есть вина, нет места для ответственности
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Паническая атака или «Я чуть не сдохла, а они мне про какую-то голову»
  • Это просто нужно пережить…или переждать
  • Безграничные отношения или где есть ад на земле
  • Сказать человеку в глаза всю правду - это больше, чем долг – это удовольствие
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Чувства - это самое главное или может нет?
  • Как и где найти свое Дело
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • "А где же благодарность?" - спрашивает мама, а вы не понимаете - за что!?
  • Ресурс: где его найти и как восполнить
  • Моя вторая половинка - где и как её найти?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь