"Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"

Беседовала сегодня с одной мамой. Она рассуждала, что может быть лучше для ребенка, и задавалась вопросом, стоит ли переводить сына из одного кружка в другой, спрашивала совета.

Я предложила поинтересоваться, чего хочет сам ребенок. Мама ответила, что это бессмысленно, он маленький, желания каждый день меняются, поэтому нельзя на них ориентироваться – взрослый должен принимать решения за малыша.

Здесь я честно зависла на некоторое время. Потому что в словах мамы есть логика и смысл. Действительно, до совершеннолетия ребенка большинство важных решений за него принимают именно родители: в какой садик отдать, в какой школе учиться, куда отправить отдыхать, какие способности развивать. И перекладывать эту ответственность на ребенка странно.

Но что же делать с его желаниями? И как родитель может принимать решения, на что ему ориентироваться при выборе, если желания ребенка так изменчивы? Есть несколько способов.

1. Родитель планирует судьбу ребенка исключительно из своих собственных соображений, просто по праву более умного, зрелого и опытного.

Например, мама считает, что дочка обязана в совершенстве владеть английским языком, потому что именно это поможет ей в будущем получить работу за границей и успешно выйти замуж за наследника Марка Цукерберга. Мама злится на капризы и слезы пятилетней дочери перед каждым занятием с репетитором, воспринимает их как лень и непослушание. Просто малышка еще не понимает, что это делается для ее же блага. Потом будет матери руки целовать, за то, что не отпускала гулять, пока неправильные глаголы не вызубрит.

Если заглянуть в будущее, то лет через 15 эта девочка будет слабо понимать, чего хочет, что ей нравится. В лучшем случае она будет безынициативно ждать указаний мамы, мужа, начальника, что ей делать, в худшем – протестовать и саботировать любое предложение заняться делом.

2. Родитель постоянно спрашивает ребенка, что тот хочет, и следует исключительно порывам ребенка.

Захотело сегодня чадо рисовать как Дисней – отдали в творческую мастерскую. Насмотрелся сынишка Черепашек Ниндзя – записали на каратэ. Проиграл в соревнованиях, стыдно перед ребятами появляться – перестали водить в клуб, нечего ребенка травмировать. Здесь родитель вообще не противиться желаниям ребенка, никак на него не воздействует, дает полную свободу. Наверно, ребенок вырастит самодостаточным, ведь мама с папой его никак не ущемляли.

Как бы ни так. Вырастит, скорее всего, импульсивный парень, который бросает институты после первого семестра, берется за важный проект и не отвечает потом на звонки, впадает в состояние аффекта от того, что в Шоколаднице его заказ перепутали.

3. Родитель интересуется желаниями ребенка, прислушивается к ним и принимает решение исходя из здравого смысла.

Что я называю здравым смыслом? С одной стороны, слышать и уважать желания малыша, с другой – регулировать их по обстановке, и тем самым показывать модель, которую ребенок начнет воспроизводить в своей взрослой жизни.

Возьму пример с английским. Если пятилетний ребенок не хочет учить язык, ему он сложно дается и вызывает только скандалы в семье, может, стоит задать вопрос, кому нужен язык больше: дочке или маме? Что ужасного случится, если дочка не будет в пять лет владеть английским? Что маме важнее: лелеять планы, что ее ребенок станет миссис Цукерберг, или душевное спокойствие ребенка и мир в семье? А если дочка не станет работать в Америке, а уедет в Сибирь и выйдет замуж за чукчу, то что?

А вот другой пример, с секцией каратэ. Сын с удовольствием ходил туда несколько месяцев, а как только проиграл в соревнованиях, плачет и отказывается. Можно предположить и расспросить ребенка, что изменилось. Может, ему больно чувствовать себя побежденным, возможно другой мальчик обозвал его лузером и слабаком. Тогда задача родителя – не поддерживать сиюминутное желание бросить спорт, а помочь ребенку пережить разочарование, обиду, крушение надежд. Этот навык будет полезен в будущем, научит справляться с неудачами, соотносить свои желания и возможности. И он не появляется сам собой – только взрослый может научить ребенка такой модели поведения.

Этот способ обхождения с желаниями ребенка не так прост, как может показаться на первый взгляд. Иногда родители, которые сами имеют сложности с пониманием и регуляцией своих желаний, могут испытывать трудности и с детскими хотелками. Чаще всего это две модели поведения, описанные выше: ориентация только на пользу, разум и целесообразность, либо только на чувства и сиюминутные желания. И то, и другое – крайности, как правило, оторванные от контекста ситуации.

В этом случае взрослому имеет смысл разбираться сначала с собой, возможно, с помощью психолога. Когда родитель свободно находит баланс между "должно" и "хочу" в своей жизни, то и с детками особых сложностей в этом вопросе не возникает.




Просмотров: 642
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Что делать, если партнер не исполняет ваши желания
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь