Пономарёв Евгений Николаевич. «СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» из опыта работы

«СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» из опыта работы«СЮЖЕТНАЯ  ЛЕПКА» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ПОНОМАРЁВ  ЕВГЕНИЙ  НИКОЛАЕВИЧ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБCУ СО МО  Сергиево- Посадский детский дом - интернат  для умственно - отсталых детей «Березка»
Одной из самых привлекательных, мотивированных потребностей ребенка, является элементарная трудовая деятельность. Труд раскрывает ребенку разнообразные стороны окружающего мира, позволяет овладевать различными формами познания, оказывая существенное влияние на развитие мышления ребенка (Я.З. Неверович, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин).

 

Скачать: «СЮЖЕТНАЯ ЛЕПКА» из опыта работы (полный конспект)

Возможности для интеллектуального развития ребенка, потенциально заложенные в данном виде детской деятельности, приобретают исключительное значение при его недостаточности.
Коррекционной педагогикой накоплен значительный опыт умственного развития проблемного ребенка средствами трудового воспитания, важность которого очерчивалась, прежде всего, необходимостью подготовки этих детей к посильному труду, возможно более успешной их адаптацией в самостоятельной жизни.
Опираясь на фундаментальные психолого-педагогические исследования, специалисты в области дефектологии создали и обосновали программы трудового обучения и воспитания, особое место в которых отводится формированию полноценной структуры трудовой деятельности, рассматриваемой в единстве реализации в ней двух основных «линий развития»: мышления и деятельности. (Л.С. Выготский) (А.П. Розова, Г М. Дульнев, Б.И. Пинский, С.Л. Мирский).
Вместе с тем решение проблемы умственного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием постоянно находится в центре внимания ученых. Благодаря специальным исследованиям в области мышления детей с умственной недостаточностью стало известно, что овладение первоначальными формами мышления происходит у этой категории детей весьма своеобразно и нуждается в систематическом коррекционно-развивающем воздействии (А.А. Катаева, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Г.В. Цикото).
Наиболее эффективными средствами коррекции интеллектуальной сферы признаны различные виды детской деятельности, позволяющие ребенку создавать модель окружающего мира, осваивать все более сложные познавательные задачи внутри них (О.П. Гаврилушкина, Л.П. Носков, Н.Д. Соколова, Н.В. Симонова).
Несмотря на значительные сдвиги в умственном развитии в процессе коррекционного обучения, как отмечают исследователи, весьма существенные недостатки мышления оказываются трудно преодолимыми, решение обозначенной проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, а также выполнять разнообразные бытовые действия.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна.
Решением этих, и ряда многих других, проблем я занимаюсь на занятиях лепкой из пластилина.
Давайте вместе отправимся в

В  МИР  ОБЪЁМНЫХ  ИЗОБРАЖЕНИЙ

Лепка из пластилина - один из популярных видов детского творчества.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготовляется из очищенного и размельчённого порошка глины с добавлением воска, жира и других веществ, препятствующих высыханию. Пластилин остаётся мягким и практически не твердеет и не сохнет, не прилипает к рукам.
Пластилин сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Поделки из этого материала в большой мере  удовлетворяют  любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.  Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для  поделок .

Пластилин имеет широкий спектр цветов.
Стандартный набор содержит от шести до двенадцати цветов.
При работе с пластилином не всегда подходят «чистые» цвета, иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Структура материала такова, что позволяет создавать дополнительные цвета путём смешивания базовых цветов. Пропорции подбирают до получения желаемого результата. Помним об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаем новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получим зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый. Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными. Не стоит смешивать более двух цветов одновременно. При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получаем пластилин нового качества.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочее место.
Дети лепят на партах с горизонтальными крышками. Поверхность рабочего места педагога должна быть видна каждому  ребёнку.
Оборудование:

- доска - это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, - это рабочий инструмент. На доске раскладывают исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой;
- стеки (в лепке так называют нож) различной конфигурации - главный рабочий инструмент. Они должны быть небольшими и лёгкими, прямыми, но прежде всего - безопасными. Обычно прилагаются к набору пластилина.
- полоски картона, цветной картон;
- ручки с колпачками, фломастеры - для моделирования различных углублений;
- зубочистки или заострённые спички - для соединения деталей, моделирования углублений, нанесения рисунка.
Большое значение надо уделять уходу за принадлежностями. После работы очищать стекой пластилин с рабочей доски и, если нужно, с парты.

Работа с пластилином имеет ряд особенностей:
- пластилин имеет различную степень пластичности. Рабочее состояние пластилина - это когда кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Подготовленный пластилин не ломается и не трескается, его можно растянуть или сжать;
- при охлаждении пластилин затвердевает, что позволяет созданному изделию оставаться в заданной форме;
- работа идёт сразу в цвете;
- размеры и возможности материала позволяют осуществлять мелкую пластику;
- все перечисленные качества пластилина способствуют созданию из него объёмных изображений.

В процессе занятий дети обучаются разнообразным приёмам действий с пластилином:
- разминание;
- отщипывание;
- сплющивание;
- "шлёпанье".

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЙ  ЛЕПКОЙ                                                               
- Самое главное - вызвать у ребёнка интерес к лепке.
Для решения этой задачи в кабинете есть постоянно действующая выставка поделок. Вновь приходящие малыши видят к чему им стремиться на примере работ старших детей.
- Познакомить детей со свойствами пластилина ( он может мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости ). С пластилином работать тяжелее, чем с тестом.
- Научить лепить разные фигуры, соединять их в композиции.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость,  развивать  художественный  вкус  и  воображение.
- Формировать  навыки ручного  труда.

ПРИ  ЭТОМ  КАЖДОЕ  ЗАНЯТИЕ  ИМЕЕТ  КОРРЕКЦИОННУЮ  НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Работа с пластилином способствует развитию координации пальцев, силы и подвижности.
Развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Массаж  зоны  нервных окончаний  ладоней  и ногтевых  фаланг пальцев  способствует развитию  внимания, зрительной  и двигательной  памяти, логического  мышления.
Лепка способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности работы с инструментами (стека).                                                                                                                                                               

ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ  В  ПЛАСТИЛИНОВЫЙ  МИР!
По содержанию лепка бывает:
- ПРЕДМЕТНАЯ – вылепливание отдельных предметов, фигурок.
- СЮЖЕТНАЯ – вылепливание целой композиции, предполагающее основу с расположенными на ней фигурками.
- ДЕКОРАТИВНАЯ – лепка на бутылках,  компьютерных дисках, тарелках.

ПРЕДМЕТНАЯ  лепка самая простая.
Дети осваивают навыки лепки шаров, кубиков, пирамид, и более сложных предметов – фигурки людей и животных.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребёнку приёмами, но при этом дополнено новыми, ещё не знакомыми ему элементами.
Предметная лепка базируется на простых геометрических формах – ШАР, ЦИЛИНДР, КОНУС.
И содержит три раздела: 
1.    Выполнение изделий самых простых объёмных форм: шара, конуса, цилиндра.
Основная задача здесь – научить ребёнка видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать её в изделии.
2.    Выполнение более сложных изделий. Исходные формы дорабатываются, усложняются, закрепляются полученные навыки.
3.    Выполнение сложных изделий. Изготовление нескольких новых предметов и охват всех полученных навыков: изготовление всех исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

СЮЖЕТНАЯ лепка является логическим продолжением предметной лепки.
Дети передают сюжетные композиции, в которых предметные образы связаны между собой:
- по смыслу;
- размещению в пространстве;
- по пропорциям;
- по динамике.
Сюжетная лепка включает в себя изображение предметов, людей в определённом взаимодействии.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Занимаясь сюжетной лепкой, ребёнок учится:
- использовать базовые знания предметной лепки;
- изображать композиции из нескольких предметов;
- творчески подходить к решению сюжета;
- использовать свои наблюдения за действиями живых объектов;
- устанавливать предметы в нужном положении;
- дополнять сюжет деталями.

ЗАНЯТИЯ  конечно же дают свои плоды.
Заметны улучшения в работе пальчиков у детей.
Улучшается глазомер.
Появились навыки ориентировки на плоскости.
Увеличивается пассивный и активный словарный запас.
Стало проявляться умение работать в коллективе.
Появляются положительные эмоции в процессе коллективной работы.

Таким образом, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль не только в творческом развитии детей, но и дают хорошие результаты в коррекционной работе.

Просмотров: 711
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Пугачева Ирина Александровна. ООД для детей раннего возраста по художественно — эстетическому развитию (лепка из пластилина) «Бублики-баранки»
  • Светлана Борисовна Гацько. Конспект НОД области Художественное творчество: «Дети на прогулке зимой» (сюжетная лепка)
  • Шолпан Нугуманова. Лепка из пластилина с использованием готовых форм
  • Шолпан Нугуманова. Лепка из пластилина с использованием готовых форм «Страна Смешария»
  • Степанова Алина Николаевна. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей 3 — 4 лет
  • Трушина Ольга Николаевна. Лепка из пластилина 'Черепашки'
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Ирина Петровна Брагина. Лепка из пластилина цветовой растяжкой «Зимняя ночь»
  • Акель Алла Витальевна. У ПРУДА В ПАРКЕ ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПИЧЕК
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Главный Редактор. Делаем пластилин в домашних условиях для детей
  • Ахрамеева Ольга Владимировна. Конспект НОД: Лепка сюжетная, коллективная композиция. Тема: 'У лукоморья дуб зеленый'
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сафронова Ю. В. Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Лепка») для детей подготовительной группы по теме: «Русская народная игрушка», «Дымковский конь».
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Возможности специального оборудования при работе с детьми с ОВЗ, из опыта работы
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Фомина Галина Борисовна. Пластилин в руках ребёнка
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Зинченко Светлана Анатольевна. Конспект непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности (лепка) для детей 1 младшей группы «Колобок»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Тузова Елена Юрьевна. Презентация «Изготовление сенсорного дидактического материала для развития мелкой моторики детей младшего возраста»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь