Шмундяк Владимир Леонидович. Светофор не панацея!

Светофор не панацея!Статистика вещь неумолимая. За 2008 год по данным ДОБДД МВД РФ общее количество ДТП составили 218 322 случаев, в которых погибло 29 936 и получили ранения 270 883 человека. Наезды на пешеходов составили 82 508, погибло 10 692 и 77 378 получили ранения. Доля погибших пешеходов составила 36,1% в общем массиве пострадавших, доля раненных - 28,7%. Каждый шестой (17,3%) наезд на пешехода совершен на пешеходных переходах, в 14 271 ДТП погибли 929 и получили ранения 14 387.

Казалось бы обычная ситуация: 4-х полосная проезжая часть, пешеходный переход, зеленый сигнал светофора. Можно смело переходить дорогу, ничего не опасаясь, в Правилах дорожного движения в п. 4.4 сформулированы обязанности пешехода на регулируемых пешеходных переходах: , в п. 6.1 есть четкое определение зеленого сигнала светофора: , что делает большинство сознательных граждан нашей страны.

Соответствует ли написанное в Правилах дорожного движения реальной дорожной обстановке? Действительно ли безопасен для нашей жизни уверенный переход дороги по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора? Вот некоторые из ситуаций, в которых пешеходы даже на зеленый сигнал светофора не гарантированы от ДТП:

  • - при приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части (ст.4.7 ПДД РФ введённые с 1 января 2006 г.);

  • - увеличение тормозного пути из-за погодных условий;

  • - техническая неисправность автомобиля;

  • - состояние улично-дорожной сети;

  • - самочувствие и состояние здоровья водителя;

  • - нарушение ПДД;

  • - алкогольное или наркотическое опьянение водителя;

  • -завершение маневра водителем.

  • Да, еще издалека, слышны звуковые сигналы и видны проблесковые маячки, но горит зеленый, и, оценивая расстояние до транспортного средства, пешеход решает, что он то уж точно успеет перейти дорогу, ведь он опаздывает и спешит. А как оценить скорость приближающегося автомобиля? Успеет водитель не просто увидеть пешехода, но и затормозить, остановиться? Кто будет виноват в случившемся ДТП?

В рекламных роликах автомобили останавливаются быстро. Возможно ли это в реальной жизни, на мокрой дороге, в гололед? Любой водитель ответит на это вопрос отрицательно. При меняющихся погодных условиях, на различного типа дорожных покрытиях, при удовлетворительном техническом состоянии автомобиля и определенной скорости, транспортному средству необходимо время для того, чтобы остановится. Испытаниями установлено, что тормозной путь увеличивается во столько раз, во сколько раз ухудшается сцепление шины с дорогой. Существенное влияние на величину тормозного пути оказывает и время реакции водителя, которое колеблется от 0,5 до 1-2 секунд, а также время срабатывания тормозной системы 0,2-0,6 секунд. Если вспомнить, что современные автомобили за одну лишь секунду проходят 28 метров, при скорости 60 км/ч, то станет ясно, какое влияние оказывает фактор времени на величину тормозного пути. Будет ли это время у пешехода, чтобы избежать ДТП?

Во время движения может произойти поломка транспортного средства. Исследования, проводимые за рубежом, показывают, что от 30 до 50% транспортных средств эксплуатируются с неисправными и неотрегулированными тормозами, рулевым управлением, фарами и другими механизмами, непосредственно влияющими на безопасность движения. Статистика показывает, что больше половины всех дорожно-транспортных происшествий по причине технического состояния транспортного средства происходит из-за неисправностей именно в тормозной системе. Происшествия, связанные с техническими неисправностями тормозной системы транспортных средств, всегда отличаются большим количеством погибших или раненых. Обстоятельства, при которых происходят дорожные происшествия, очень разнообразны и часто вызываются сразу несколькими причинами. Приведу пример: автомобиль Chevrolet, управляемый водителем К., двигался по улице; при подъезде к переходу, где находились пешеходы, К. решил затормозить. Однако автомобиль продолжал движение, выехал на переход и нанес тяжелые увечья нескольким пешеходам.

При осмотре автомобиля обнаружено вытекание тормозной жидкости из тормозного цилиндра левого переднего колеса. После разборки тормозного механизма оказалось, что уплотнительный резиновый колпак цилиндра имел кольцевой разрыв. Во время движения автомобиля по грязной дороге через этот разрыв на рабочую поверхность тормозного цилиндра попали частички грунта (песка), что привело к потери герметичности и вытеканию жидкости. А накануне автомобиль прошел техническое обслуживание.

Может ли быть уверенным пешеход, что все автомобили, подъезжающие к переходу, исправны и остановятся?

Не только техническое состояние транспортных средств, но и состояние улично-дорожной сети оставляет желать лучшего, как для водителей, так и для пешеходов. В 2008 году, каждому пятому наезду на пешеходов (18,4%) на пешеходных переходах сопутствовали недостатки в транспортно-эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети. Всего зарегистрировано 2 625 таких происшествий, в которых погибли 167 и получили ранения 2667 человек. С отсутствием или плохой различимостью горизонтальной дорожной разметки на пешеходных переходах связаны 6,9% всех наездов на пешеходов на данных объектах улично-дорожной сети (991ДТП). Недостаточное или неисправное освещение пешеходных переходов сопутствовало совершению 342 ДТП рассматриваемой причины. Отсутствие дорожных знаков явилось сопутствующим фактором при 111 ДТП, неровное покрытие - 68, неисправность светофоров - 42 происшествий.

Водитель, который завершает маневр, из-за находящегося в полосах движения транспорта может не увидеть, пешехода, решившего закончить несвоевременно начатый переход проезжей части на уже мигающий зеленый сигнал светофора. Не успеть затормозить или сделать это слишком поздно, а пешеход, в свою очередь, с уверенностью, что его обязаны пропустить все транспортные средства, спешит по переходу. Неправильные действия при выполнении маневров являются частыми причинами столкновения и наездов на людей, особенно на загородных дорогах, где скорость движения транспорта высока.

Как часто причинами ДТП становится неудовлетворительное состояние здоровья или плохое самочувствие водителя? Снижение внимания и реакции водителей вследствие переутомления или под влиянием внешних факторов, вызывающих изменение психологического состояния организма, происходит из-за:

  • - недостаточной стабильности рабочих качеств во времени, утомляемости, голода;

  • - природной ограниченности скорости реакции;

  • - ограничения объема воспринимаемой информации и ограничения скорости переработки ее;

  • - эмоциональных срывов, нарушающих алгоритм поведения;

  • - отсутствия у водителей автоматического алгоритма действий в аварийных ситуациях.

Скорость реакции уставшего человека сильно снижена, да и заснуть за рулем недолго. Возможность возникновения аварийной ситуации повышается в 5 раз. Есть опасность для пешехода, если водитель уснул за рулем? Не найдя цифр отечественной статистики, приведу зарубежный пример. В США ежегодно более 100 тысяч автомобильных аварий происходят из-за того, что водители засыпают за рулем.

А может водитель и умереть, подъезжая к пешеходному переходу. Приведу несколько примеров из средств массовой информации: в Сургутском районе (Ханты-Мансийский автономный округ) 48-летний водитель автомобиля "Татра" умер прямо за рулем своего грузовика, у него была ишемическая болезнь сердца (<СИА-Пресс» в станице Суворовской (Ставропольский край), произошло ДТП, водитель умер за рулем, причиной смерти стала сердечная недостаточность(<Ставропольская правда», в Подмосковье в ДТП погиб сотрудник отряда милиции специального назначения при ГУВД Московской области, авария произошла в результате смерти милиционера за рулем смерть наступила из-за сердечной недостаточности (<Газета.ру» 42-летний судья умер за рулем от сердечной недостаточности, ДТП случилось в центре Москвы (<Российская газета); в Петропавловске-Камчатском водитель рейсового автобуса умер за рулем, по предварительным данным, у водителя случился сердечный приступ(24news.ru). В момент смерти водителя за рулем именно Вы можете находиться на дороге.

Каждое пятое ДТП с участием пешехода, случается именно на пешеходном переходе, когда сами пешеходы, думают, что находясь на проезжей части, на пешеходном переходе они в полной безопасности и гарантированы от ДТП.

Все ли водители сознательны и не нарушают ПДД? Если бы это было так, то дорожно-транспортных происшествий было бы гораздо меньше.

Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного или наркотического опьянения. Однако одна треть всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине управления автомобилем в нетрезвом виде. В среднем по стране удельный вес таких происшествий составил 7,4%.

Водитель автобазы Ч., управляя автомобилем-самосвалом Nissan с прицепом, груженым песком, в нетрезвом виде заснул за рулем; автомобиль потерял управление, в результате произошло ДТП; в итоге пострадали люди.

При слове этикет и культура каждый из нас в первую очередь будет ассоциировать эти слова с поведением в быту, за столом, поведением в общественном транспорте, но лишь немногим придет в голову ассоциация - культура поведения на дороге. Как часто мы задумываемся, можем ли мы назвать себя культурным пешеходом, культурным водителем?

Вопросы. Много вопросов о правилах поведения на дороге. Если читатель этой статьи, ответит на них, для себя, то выходя на пешеходный переход, на зеленый сигнал светофора, он не один раз повернет голову, посмотрит внимательно на дорогу, убедится в безопасном переходе через проезжую часть.

Знания Правил дорожного движения вытесняются житейской премудростью, надеждой на быстроту собственной реакции, своей уверенностью, что водитель должен уступить дорогу. Но желание жить полноценной жизнью, а не в инвалидной коляске, вырастить своих детей с чувством ответственности за собственную безопасность, стоит того, чтобы не торопиться при переходе дороги. Количество ДТП, связанных с нарушением Правил дорожного движения самими пешеходами составило 38 858, в происшествиях погибли 6 270 и были ранены 34401 человек.

Нельзя полагаться на то, что кто-то другой научит наших детей грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Прежде всего, важен собственный пример. Дети склонны учиться в первую очередь у родителей, ведь именно папа и мама являются для ребенка основным примером.

Психологи не зря говорят, что все мы - родом из детства. И правда, детство - это та пора в жизни человека, когда он узнает и усваивает большое количество информации, прежде всего той, которая помогает ему жить в социуме. Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Чем старше мы становимся, тем труднее нам воспринимать новые факты. Поэтому, чем раньше ребенок узнает о важности правил поведения на улице и дороге, тем выше будет уровень его безопасности.

Взрослый, скажем, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у ребенка, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. И после этого, зачастую, никакие учителя не изменят его впечатления о соблюдении Правил дорожного движения.

А если родители всегда поступают на дороге правильно, то и ребенку становиться понятно, как надо поступать, чтобы соответствовать нормам и правилам общества. Родители на то и родители, чтобы играть главнейшую роль в процессе воспитания детей. А начинается он с личного примера, когда взрослые с ребенком не пренебрегают светофором, переходят улицу по пешеходному переходу, внимательно ведут себя на проезжей части.

Обучение детей безопасному поведению на дороге достаточно сложный процесс. Необходимо не просто знать, как донести информацию до ребенка, но и понимать какую! На данный момент в педагогике недостаточное количество работ, посвященных организационно-педагогическим условиям повышения эффективности профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми. Имеющиеся исследования и труды раскрывают либо отдельные стороны предупреждения дорожно-транспортных происшествий либо обучают ПДД с неточностями и ошибками.

Мною было исследовано более 30 учебных пособий и художественных книг по ПДД. Остановлюсь только на одном из элементов обучения - правилах перехода регулируемого перекрестка. Так вот во всех изданиях авторы предлагают начинать переход сразу после того, как зажегся зеленый сигнал светофора.

С. Михалков

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
Пешеходам путь открыт!

В. Кожевников

Красный свет вам скажет: "Нет" -
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит:
"Проходите", - говорит

Как уже говорилось ранее, данный совет категорически противоречит действительности. Наезды на пешеходов по-прежнему остаются основным видом ДТП.

В исследованных учебно-методических пособиях используются произведения, написанные в основном в 70-е годы прошлого века. В процентном соотношении более 48% используемой литературы выпущено до 2000 года. Это прекрасные стихи. Но ведь, то, что было приемлемо в транспортной ситуации прежних лет, абсолютно неприемлемо в наши дни. Вот и получается, что начиная обучение ребенка, мы сразу делаем это не грамотно, а любая ошибка может стоить жизни.

Обидно сознавать, что большая часть составителей и авторов, не удосуживаясь взять в руки Правила дорожного движения, переписывают из устаревшей литературы стихи и загадки, не задумываясь о последствиях.

В соответствии с ПДД желтый сигнал также как и красный запрещающий, а не , как советуют практически все современные составители.

К сожалению, в Правилах дорожного движения, кроме как в статье 6.5, более не сказано ничего для пешеходов. Формально всё правильно. Но выше приведенные примеры и цифры указывают именно на то, что переход дороги на зеленый сигнал светофора не безопасен.

У проблемы безопасности пешеходов на дороге и обучения детей правильному поведению в дорожных ситуациях много составляющих. Однако задача нас взрослых осознавать всю меру ответственности, как за свою жизнь, так и за жизнь и благополучие своих детей. Учить детей так, чтобы они не повторяли наших ошибок, и быть может сегодня, подходя к пешеходному переходу и, затратив на переход на 20 секунд больше, мы гарантируем себе долгую, здоровую и счастливую жизнь завтра.

Автор: Шмундяк В.Л.,
Просмотров: 678
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хробостова Ирина. Мероприятие, посвященное Дню памяти жертв ДТП. 'Путешествие в город Правил дорожного движения'
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Капитонова Светлана Витальевна. АКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОДИТЕЛЬ, ТЫ ТОЖЕ РОДИТЕЛЬ»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Плетнева Ирина Сергеевна. Сценарий агитбригады по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы «Школа пешеходных наук»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Вавилина Дина Петровна. Открытое занятие по правилам дорожного движения в старшей группе «Незнайка в клубе маленьких пешеходов»
  • Коковкина Галина Егоровна. Развлечение по безопасности дорожного движения «За рулем с Бабой — Ягой».
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Шафигуллина Лилия Газинуровна. Конспект занятия по ПДД в средней группе «В гости к Медведю или правила движения от Маши»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна. «Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь