Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья.

 

Н. Н. Авдеева, Н. П. Князева, Р. Б. Стеркина определяют безопасное поведение как поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [2]. Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно- общественные отношения реализуются при посредстве предметных) [6].

Необходимость формирования знаний о безопасном поведении в дошкольных учреждениях находит отражение в законодательных, нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Концепции дошкольного воспитания», «ФГОС ДО».

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Современные представления о сущности безопасности и подходах к ее формированию, принципы организации процесса в данном направлении отражены в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО) [1].

В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Проблема формирования основ безопасного поведения детально исследована в современных работах в области дошкольной педагогики: разработаны содержательные и технологические аспекты организации педагогического процесса; издается методическая специальная детская литература в данной инновационной области. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, А. И. Садретдинова, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

Так А. И. Садретдинова отражает в своих исследованиях формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий [7]. А. Т. Смирнов раскрывает общие вопросы, касающиеся основ безопасности жизнедеятельности [8]. Т. Г. Хромцова освещает тонкости воспитания безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Также немалое количество работ посвящено обучению основам безопасной жизнедеятельности, раскрытию методических аспектов в вопросах формирования безопасного поведения в быту, природе, на дороге и пр. [9].

Среди научно-методической литературы можно отметить работу авторов Н. Авдеевой, О. Князевой, Р. Стеркиной, предлагающих комплексную программу для детских садов по формированию представлений у дошкольников разных возрастных групп основ безопасного поведения [2]. Коллективная работа представлена из основных разделов, входящих в понятие безопасности, разработаны специальные рабочие тетради для дошкольников.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Обучение детей правилам безопасного поведения, по мнению Н. Н. Поддъякова [5], должно проходить на всех этапах жизни человека, а начинать его необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни в родном краю.

Проблема безопасного детского поведения в природе актуальна, но не достаточно практически разработана. Взрослые оценивают ее важность, но в то же время не владеют необходимыми способностями формировать безопасное поведение у детей в природе. Природа источник опасностей, но в то же самое время она и источник информации для ребенка.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования остро встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка в безопасном поведении, в том числе и в природе. В исследованиях М. В. Антроповой, Т. Л. Богиной, Т. М. Бондаренко, С. А. Ганата, О. А. Кулановского, Т. В. Кучера, В. М. Мельникова, С. В. Петериной, Л. Т. Ямпольского процесс формирования безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста занимает важное место, подчеркивается его особое значение в процессе экологического воспитания.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, К. Белая, В. Зимонина и др.).

Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [4].

К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [3].

Таким образом, формирование опыта безопасного поведения в природе ребенка старшего дошкольного возраста должно строиться поэтапно, начиная с ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности в природе. Избежать формализации поможет использование специально подобранных дидактических игр, содействующих активному усвоению каждым ребенком знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384).
  2. Авдеева Н. Н. Безопасность: учебное пособие / Н. Н. Авдеева, Н. П. Князева, Р. Б. Стеркина. – Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 136 с.
  3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – Москва: Просвещение, 2004. – 94 с.
  4. Григорович Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2003. – 480 с.
  5. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. – Москва: Педагогика, 1977. – 272 с.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург.: Питер, 2002. – 720 с.
  7. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С.98–106.
  8. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — М.: Просвещение, 2007. – 375 с.
  9. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2015. – 188 с.
Просмотров: 1083
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Детский сад. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Сюкова Наталья Евгеньевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Влейская Людмила Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Наталья Курченко. Мастер-класс на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности»
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Сидорова Ирина Ивановна и Закутняя Татьяна Николаевна. Статья «Формирование основ собственной безопасности у детей старшего дошкольного возраста по ФГОС»
  • Микова Юлия Валерьевна. Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Страна Светофория».
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Кукина Елена Дмитриевна. Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах»
  • Салимова Елена Юрьевна. Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
  • Егорова Гульнара Саломовна. Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
  • Павленко Наталья Викторовна. «Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Элеменкина Арина Михайловна. Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасности жизни в игровой деятельности
  • Кременская Елена Геннадиевна, Живайкина Ольга Сергеевна. Спортивно–познавательный праздник по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Осторожно — огонь»
  • Ченцова Ольга Николаевна. Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Мещерякова Ольга Александровна. Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
  • Зинина И. С. Абраменкова И. В.. Отчёт по годовой задаче «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасного и здорового образа жизнедеятельности»
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Остапова Надежда Валентиновна. Методическая разработка по формированию основ безопасности для детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь