Ковба Богданна Васильевна. Закаливание детей в ДОУ

Закаливание детей в ДОУЗакаливание детей в ДОУ

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры.

Закаливание детей в дошкольных учреждениях, помимо специальных закаливающих процедур, предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.

 

Процедуры закаливания должны дополняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая устраняет риск перегревания ребенка и обеспечивает тонизирующее влияние изменений температуры окружающей среды. Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температуры воздушной среды в помещениях, где находятся дети. При часто рекомендуемой «комфортной» температуре окружающего воздуха (+24... +25 °С) механизмы терморегуляции не испытывают какого-либо заметного напряжения и не тренируются. Количество вырабатываемого организмом тепла в этих условиях, особенно при ограниченной подвижности ребенка, оказывается эквивалентным или несколько превышающим теплоотдачу, т. е. нет стимула для тренировки механизмов, поддерживающих температурный гомеостаз. Возможность стабилизировать температурный гомеостаз возникает при температурах вне зоны «комфорта».

Температуру воздуха следует постоянно контролировать по находящемуся в помещении термометру и поддерживать на нужном уровне (+20 °С — в группах детей ясельного и младшего дошкольного возраста, +18 °С — в группах среднего и старшего возраста), что обеспечивается регулярным односторонним проветриванием (открытие фрамуг) и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы. Туалетная и умывальная комнаты проветриваются в отсутствии детей.

Сквозное проветривание до температуры +16... +14°С и ниже в течение 5-6 минут проводят 4-5 раз в отсутствие детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20-30 мин. Детей укладывают спать в проветренной спальне; после засыпания фрамуги вновь открывают, снижая температуру на 2-4 °С.

Следующим обязательным условием эффективного закаливания является наличие у детей одежды, которая должна соответствовать погоде на данное время дня. Практика показывает, что следует неукоснительно и постоянно бороться с распространенным и стойким предрас-судком о пользе значительно утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. В такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижаются теплообмен и теплоизоляционные свойства одежды, т. е. создаются условия для развития респираторного заболевания. Чем больше ребенок перегревается из-за лишней одежды, тем выше риск возникновения острого респираторного заболевания.

Физиологическими исследованиями доказано, что излишняя одежда формирует большой градиент температур между кожей и внешней средой. При этом не возникают необходимые сосудосуживающие реакции. Кроме того, в условиях перегрева, вследствие сохраняющегося интенсивного кровотока в коже и подкожной клетчатке, понижаются их теплоизолирующие свойства. В то же время в теплой одежде теплоотдача во внешнюю среду постепенно увеличивается и неизбежно (без ощущения холода) развивается охлаждение организма, которое может быть весьма выраженным. При этом компенсация таких усиленных теплопотерь за счет мобилизации термогенеза запаздывает. В таких случаях выделение тепла начинается лишь при значительном снижении температуры тела (внутренних сред организма) до 35, 5 °С и ниже, т. е. тогда, когда "возбуждаются глубокие терморецепторы.

Дети при закаливании должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы), фланелевое платье или рубашка, на ногах — колготки, носки, гольфы и тапочки. По мере закаливания все чаще используется одежда в один слой.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки с продолжительностью до 4-5 часов в день. Их обязательной составной частью является подвижная игра с повышенным двигательным режимом при преобладании упражнений циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игра с мячом). Интенсивность нагрузок средняя. Допускается легкая испарина у детей. Прогулки необходимы в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя (при наличии веранды прогулки проводятся и в такую погоду).

Детей до 3 лет выводят на прогулки при температуре до -15 °С. Дети более старшего возраста могут гулять и при температуре до -20... -22 °С. Во время прогулки персонал внимательно наблюдает за детьми во избежание переохлаждения или перегревания. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей, тем самым поддерживая активный двигательный режим. Важно не допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей. Поэтому при охлаждениях в мокрой среде возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую дыхательных путей в виде кашля, насморка, чихания и т. д. Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как пеленание, переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

В целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильном их выполнении могут дать определенный закаливающий эффект.

Просмотров: 613
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гафиуллина Светлана Владимировна. Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста тема: 'Измерение температуры'
  • Дроздова Ольга Михайловна. Воздушные процедуры для закаливания детей.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Павел Пискарев. Закаливание детей старшего дошкольного возраста
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Конспект занятия «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста со свойствами воздуха»
  • Перницкая Валентина Геннадьевна. Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
  • Данилова Ольга Анатольевна. Закаливание детей в домашних условиях
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Ширай Татьяна. Организованная совместная изобразительная деятельность «Спорт в любую погоду» для детей старшего возраста
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Екатерина Алехина. «Нетрадиционные технологии оздоровления детей. Закаливание детей в холодный период»
  • Козлова Елена Анатольевна, Сова Татьяна Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воздуха» для детей подготовительной к школе группы
  • Матковская Ирина Михайловна. Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Семенова Оксана Борисовна. Использование прогулки в целях развития движений детей
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Карнаева Елена Александровна. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА «Воздух и его свойства»
  • Наталья Николаевна Хурс. Безопасность ребенка в ДОУ детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь