Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком



9 страница


о чужом <я>, интересовал вопрос, как получается, что для одного  

индивидуума, например для меня, существует другой индивидуум.  

<Несомненно, - пишет Липпс, - я знаю непосредственно только  

о себе. Здесь я говорю умышленно о <себе>, а не о моем <я>. Если  

я говорю о моем <я>,, то я предполагаю чужое <я>. Но как, -  

спрашивает Липпс, - возникает для моего сознания это чужое я?  

Как я узнаю о тех ощущениях, представлениях, мыслях, чувствах,  

которые имеются у другого человека?>29. Критически рассмотрев  

возможные варианты ответов на этот вопрос, Т. Липпс в конце  

концов склоняется к мысли, что у человека, помимо знания об  

объективной надежности своего чувственного восприятия и знания  

о прошлых собственных переживаниях, которые он может вспом-  

нить, имеется еще третий род знания, выражающийся в уверен-  

ности в том, что в определенных условиях воспринимаемые в дру-  

гом человеке физические проявления и жизнь сознания связыва-  

ются аналогично моим.  

 

Существует, говорит Липпс, необходимая связь между моим  

 

внутренним миром и моим телом. Благодаря ей некоторые телес-  

ные состояния и изменения превращаются в жизненные проявле-  

ния сознания. Например, экспрессия, выразительные движения  

суть способы непосредственного проявления сознания. Человек  

ощущает собственные движения, т. е. мышечные изменения, и  

процессы, развертывающиеся в коже. Он ощущает их непосредст-  

венно как вытекающие из внутренних состояний и процессов со-  

знания. Кинестетика, таким образом, является для человека спо-  

собом обнаружения и выражения его сознания. В этих вырази-  

тельных движениях оно существует.  

 

Но это видимое выражение - мимическая <маска>, пантоми-  

мическая картина - важ,но прежде всего не для того, у кого оно  

возникает, а для другого - для стороннего наблюдателя. Благо-  

даря соответствию между мускульным и кожным выражением не-  

посредственно переживаемого и определенным его <оптическим>  

выражением человек, видя <экспрессию> другого, одяовременно  

более или менее полно ощущает кинестетическое выражение пе-  

реживания воспринимаемого субъекта.  

 

Воспринимая и понимая обладающее определенными чувст-  

 

28 Р а г е 1 Ь о I { А. О., .1 и п - N а г 1 СоНаЬогаНогивг С. О.- ТЬе  

 

Рго1ез1ап1, уо1. VII, 1964, N 2, 3.  

 

29 Ь р р в Т. Оаз У;55еп уоп {гетаеп 1сЬеп.- РэусЬо!. ип1ег8исЬип еп,  

 

1907, N. 1, 5. 694.  

 

50  

 

венными признаками тело, которое мы дополнительно обозначаем  

как тело другого индивидуума, особенно воспринимая некоторые  

процессы и изменения в этом теле, мы схватываем нечто, что на-  

зываем в одном случае гневом, в другом-радостью, в третьем-  

печалью и т. д. Чувственное восприятие и это распознавание  

чувственно не воспринимаемого чужого, внутреннего состояния.  

возбуждения происходят в одном неразделимом акте. При вни-  

мательном рассмотрении оказывается, что чувственно восприни-  

маемое, с одной стороны, и внутреннее возбуждение - с другой,.  

являются в себе различными вещами и приходят в акт познания  

из различных источников. Объект чувственного восприятия нахо-  

дится во внешнем мире - это другой человек, внутреннее же воз-  

буждение, обозначаемое как печаль, гнев и прочее, .возникает  

во мне самом. Я его из себя заимствую, хотя приписываю друго-  

му. Мои ощущения, характерные для моих гнева, радости, печали  

восторга, я переживаю непосредственно при восприятии экспрес-  

сии другого. Это оживление во мне деятельностей, характерных  

для гнева, печали, радости и прочего, которые я <вмысливаю>  

в другого, воспринимая его, становится возможным, по мнению  

Липпса, благодаря механизму подражания. При восприятии чу-  

жого выражения я испытываю тенденцию воспроизвести его, и  

у меня актуализируются ощущения, соответствующие этому сос-  

тоянию. Аффект другого выступает для меня в видимом в нем и  

в возникающем во мне мускульно ощущаемом выражении.  

 

Таким образом, заключает цепь своих рассуждений Липпс,  

мое знание о том, что другой индивидуум существует, что у него  

налицо то или другое состояние сознания, основывается на вчувст-  

вовании или совместном действии потребности в подражании и  

потребности в выражении, которые и образуют вчувствование.  

И это вчувствование всегда заключает в себе тенденцию к непо-  

средственному сопереживанию.  

 

Липпс выступил со своим оригинальным объяснением про-  

цесса восприятия и понимания одним человеком другого в начале  

столетия. В последующие годы его теория <проникновения в дру-  

гого>, в которой, как видно из изложенного, ядром был принцип  

моторного подражания, стала применяться его последователями  

непозволительно широко при объяснении любого процесса успеш-  

ного понимания. ,  

 

Многие пытались объяснять понимание одного человека другим  

 

с помощью концепции, согласно которой мы в воображении пере-  

носим себя в чувствования, действия и мысли другого. Однако  

эти последователи Липпса забывали о главном: о важности строго  

экспериментального и всестороннего изучения феномена, который  

был положен в основу теории вчувствования, а без такого изуче-  

ния теория, лишается доказательной силы.  

 

Другой теорией, имеющей хождение среди зарубежных психоло-  

гов при объяснении восприятия и понимания человека человеком,  

является теория заключения. Один из сторонников ее, Д. К. Адаме,  

 

51  

STR.52  

пишет: <Любой чувственный или мыслительный процесс в другом  

организме может быть выведен из структуры, ситуации, истории и  

поведения только тогда, когда подобный чувственный или мысли-  

тельный процесс связывается нами или был связан с подобной  

структурой, ситуацией, историей и поведением в отношении нас  

самих. И вероятность заключения будет пропорциональной степени  

их похожести>30. <Почему мы решили, что ребенок проявляет не-  

доверчивость?> - спрашивают себя сторонники этой теории.  

И отвечают: <Мы судим по аналогии>. Когда мы в детстве в подоб-  

ной ситуации вели себя так, как он ведет себя сейчас, мы прояв-  

ляли недоверчивость. В результате повторения подобных заключе-  

ний по отношению к разным людям у человека формируется обоб-  

щенное знание: данная экспрессивно-динамическая картина пове-  

дения свидетельствует о недоверчивом отношении воспринимаемого  

 

человека к чему-то.  

 

Таких общих знаний о людях у каждого человека постепенно  

накапливается все больше. И всякий раз, когда один человек, вос-  

принимает другого, происходит сопоставление признаков, присущих  

воспринимаемому человеку, с образцами-обобщениями, которые  

имеются в опыте воспринимающего. Выводы в этих случаях де-  

лаются обычным силлогистическим путем. <Если в согласии с моим  

опытом, - говорит сторонник этой теории, - высокие и худощавые  

люди чаще всего имеют церебротонический темперамент, значит,  

у моего нового знакомого, который высок и худ, такой же темпе-  

рамент>. Само заключение определяется апологетами рассматри-  

ваемой теории как познавательный процесс, в котором особенности  

всего класса приписываются индивидууму, рассматриваемому в  

качестве представителя этого класса.  

 

Защитники теории заключения подчеркивают, что она дает воз-  

можность понять, почему люди лучше разбираются в тех, кто подо-  

бен им самим, почему широкий; личный опыт переживаний и дея-  

тельности имеет существенное значение для правильного суждения  

о других людях. Эта теория также объясняет ошибки в понимании  

людьми друг друга, которые возникают из-за того, что восприни-  

мающий может оказаться во власти сложившихся у него на основе  

личного опыта <знаний-стереотипов> о людях и поэтому проглядеть  

индивидуальное своеобразие нового для него человека, увидеть  

подобие там, где его в действительности нет.  

 

Указывая, что при познании человека человеком выделяется  

общее, что роднит воспринимаемого с воспринимающим и с други-  

ми людьми, теория заключения не объясняет, как же один человек  

познает индивидуально неповторимое в личности воспринимаемого  

человека.  

 

Среди теорий, пытающихся объяснить особенности восприятия  

и понимания одного человека другим, определенное место занимает  

теория изоморфизма. Ее сторонники, признавая значение принци-  

 

30 А11рог1 О. V/. РаНегп аш1 егоу1Ь т регзопау. N. У., 1961, р. 525.  

 

.52  

 

пов теорий заключения и вчувствования для процессов восприятия  

и понимания человека человеком, настойчиво подчеркивают обус-  

ловленность познания особенностями, объективно присущими вос-  

принимаемому человеку.  

 

Р. Арнгейм показывает, что значит изоморфизм в восприятии  

и понимании человека человеком с помощью ссылки на пример  

игры актера национального японского театра. Когда этот артист  

хочет, например, изобразить объект, рождающий в нем представ-  

ление о силе, - клюв орла, коготь тигра, он возбуждает в себе  

чувство силы, которую ощущает во всем организме в момент вос-  

произведения схватки. Теория изоморфизма утверждает, что внут-  

реннее чувство силы через удары артиста, через имитацию схват-  

ки, через создаваемый образ будет отражено зрителем так, что  

конечное эстетическое переживание зрителя будет тем же, что и  

оригинальное переживание артиста.  

 

Эта теория указывает также на соответствие образа, форми-  

рующегося в сознании воспринимающего, воспринимаемому образу,  

который как целое очень стоек и сопротивляется какому-либо  

искусственному искажению 31.  

 

Существует еще одна теория з2, с помощью которой сторонники  

ее (Коттрел, Камерон, Сарбин, Розенберг, Хардик и др.) пытают-  

ся объяснить процесс восприятия и понимания человека челове-  

ком. Это так называемая теория ролей. С точки зрения ее созда-  

телей, каждый человек - совокупность ролей. Например, один  

и тот же человек может быть инженером, мужем, отцом, водите-  

лем собственной автомашины, болельщиком на стадионе, садово-  

дом в свободное время и пр. Человек - <ипостась>. Он в себе  

объединяет большее или меньшее количество ролей. Каждая из  

них слагается из отдельных, характерных для нее действий. Все  

действия в совокупности образуют устойчивую систему. Каждая  

из таких систем-ролей формируется в обществе, которое создает,  

так сказать, <эталоны> ролей и обязательные атрибуты их. От-  

дельная личность, поставленная перед необходимостью принять на  

себя новую роль, осваивает действия, ее составляющие, и овладе-  

вает сопутствующими ей атрибутами. У людей, живущих в одном  

обществе, представление о содержании и форме действий носителя  

данной роли может стать и становится столь прочным, что они по  

отдельным компонентам поведения и облика человека с большей  

уверенностью предполагают, носителем какой роли является в  

данном случае этот человек и что он в данной обстановке будет  

делать дальше. Это и неудивительно, поскольку роль рассматри-  

вается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводи-  

мых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодейст-  

вия людей друг с другом. Организация и осуществление индиви-  

дуальных действий личностью Л, говорят сторонники теории ро-  

 

31 АгпЬе;т Р. ТЬе езЫНЬеогу о{ ехргеззюп.-РзусЬо!. геу., 1949, N 56,  

р. 161.  

 

32 Ыпагеу О. (ео.). НашПюоЬ о{ 5ос;а1 р5усЬо1оеу. Ьопйоп, 1959.  

 

53  

STR.54  

лей, есть продукт восприятия и понимания ею личности В. Лич-  

ность В совершает одно или ряд раздельных действий, которые А  

наблюдает и по ним устанавливает роль В. Установив ее, Л далее  

ожидает от В определенных последующих действий и в свою оче-  

редь начинает осуществлять определенные действия, которые были  

им заучены, как соответствующие обоюдному положению его и В.  

Эти действия в совокупности образуют роль А. Внутренне сущест-  

вующая серия обусловленных действий у одного члена социальной  

ситуации, объективируясь, вызывает актуализацию обусловленной  

ими серии взаимосвязанных ответов у другого члена этой ситуа-  

ций.  

 

Роль человека в каждой из ситуаций устанавливается взаимо-  

действующей с ним личностью более или менее осознанно, наме-  

ренно или автоматически. Определив роль другого, общающаяся  

с ним личность, .исходя из преследуемых ею целей, может не  

тотчас ответить или вообще не ответить действиями, полагающи-  

мися по ее роли в ситуации.  

 

Оценивая приемлемость теории ролей для объяснения процесса  

взаимодействия людей, общения их, установления между ними  

взаимопонимания, нельзя пройти мимо правильных положений,,  

которые, несомненно, есть в этой теории. Конечно, каждый чело-  

век, формируясь в обществе как личность, усваивает знания о  

правах и обязанностях не только общегражданских, но и о правах  

и обязанностях лиц определенного возраста, пола, рода занятий  

и пр. У него развивается представление о типичных для них фор-  

мах поведения. Вступив во взаимодействие с другой личностью и  

отнеся ее по каким-то признакам к определенной общественной  

группе, он может на основе знания прав и обязанностей, харак-  

терных для этой группы, сформулировать предположение, что и  

данный человек всеми своими последующими действиями и по-  

ступками не будет отходить от образцов поведения, типичных.  

для этой группы в возникшей ситуации. Вступая во взаимодейст-  

вие с другими, люди на каждом шагу действительно исходят и>  

 

таких предположений.  

 

Однако, трактуя личность только как совокупность ролей, а  

роли - как выработанные в обществе устойчивые ряды действий,  

заученных человеком, сторонники этой теории подравнивают всех  

людей до некоего среднего субъекта. Они зачеркивают индиви-  

дуальность человека, его неповторимо своеобразный опыт труда,  

познания и общения, который не может не сказаться и на том, как  

личность будет понимать и <расшифровывать> <роли> других и  

как она будет понимать и выполнять собственную <роль> в раз-  

личных ситуациях общения и совместной деятельности с другими.  

 

При рассмотрении различных подходов к решению проблемы  

восприятия и понимания человека человеком нельзя пройти мимо  

работ американского психолога Гордона Олпорта. На протяжении  

многих лет он занимался этой проблемой и обратил внимание на  

многие ее важные стороны. Хотя Олпорт не выступает со стройной  

 

54  

 

"теорией, претендующей на освещение всего процесса познания  

человека человеком, он все же пробует с общетеоретических пози-  

ций охватить проблему. Прежде всего ,он подчеркивает, что вос-  

приятие и понимание человека человеком подчиняются тем же  

законам, что и восприятие и понимание человеком любого объекта  

действительности. Но при восприятии человека появляется и новое.  

Другой подобен нам. Он обладает сознанием, он к нам как-то от-  

носится, он воспринимается и понимается нами как личность.  

Олпорт пишет: <Личность, подобно предмету, может быть видима.  

Ее можно касаться, слышать, иногда обонять. Она может быть  

воспринята как совершенно незнакомая или кого-то напоминаю-  

щая; на нее можно смотреть как на привлекательную, интересную,  

таящую опасность. Но в то же время в наше восприятие личности  

входит нечто принципиально новое и сложное. Другой, я знаю,  

более или менее <подобен мне>, он тоже <сам>. У него есть цели  

и мотивы (намного сложнее тех простых типов причинности, кото-  

рые я приписываю другим объектам). Он обычно менее предска-  

зываем, чем другие объекты. У него ко мне трудноуловимое отно-  

шение, которое устанавливается не так, как мои связи с вещами.  

Короче, мы никогда не воспринимаем человека, чтобы в то же  

самое время не видеть в нем, что он есть личность> 33.  

 

Отдавая должное Олпорту, его попыткам объяснить процесс  

познания человека человеком, нельзя все же пройти мимо чисто  

кантианских положение .пронизывающих многие его высказыва-  

ния, относящиеся к решаемой проблеме. Так, хотя Олпорт указы-  

вает, что нельзя руководствоваться субъективным произволом при  

познании человека как субъекта, однако, анализируя процесс вос-  

приятия одним человеком другого, он фактически оставляет в  

стороне живое созерцание и роль чувственных данных и всячески  

подчеркивает значение категорий, которые актуализируются в,  

субъекте познания. Создается впечатление, что по крайней мере  

некоторые из этих категорий, по мнению автора, имеют врожден-  

ный характер. Формулируя свой общий подход к проблеме, Ол-  

порт относит другого человека к <непознаваемому миру вещей в  

себе> и, непомерно преувеличивая роль субъективного момента в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1505
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь