Белоусова Зинаида Игнатьевна » Конфликтология



6 страница


сстл 1.е. ькрепиешигся отношения к опасности, отнюдь еще не побуя  

;1йет челойвка специально искать опасность.  

 

Оянаки кузй!:в"1 и гааке аиоциональяые сгноиения личности, ко-  

гмп являются нй.млкм инициативного почеденял. Э-гот вид экоциона  

Н!й откоиений назовет потребнасти иодобни установками личности.  

Ечренняя структа последних заська слохча. Питребноотноподобные  

ус1яновки №.и." йаяяотся не 1фос-го звкрепчвшимисй отногчетями,  

а целевкыи щюгр?!.;амя, глз н качестве цели вкступа>" само переиздве  

1"> я осушйсгаг.рни огоиелепного стчомнин. Тиня установки обладе  

оспбппсй к са1ятун.;изаннп и я"з у.аютой :я этого в непре-  

"<-г "не:;ярч т1".  

 

1:;. и сиппа"я ия1; птипа" . г: "лц .йиу-яо, :". т отме-;  

виге, явтястсп прячепом :ерр!ъгрог отножния, то пр!!1езок  

 

!<.: 1Ь8ГО-од Н К.  

 

1.1 й.:( й)ак-1  

 

.!10!.ч1иЙ ЯМО.ЮНаШииЙ ,У1аIIОI:1:И МОГУТ СЛУЖИТ) ЛЮООШ.  

"" ;;з.. Пегнязш. иогег вьииться в активное действие против ее  

"""ч лми в св}.511 с воочикноыенпем определенной стимулирующей  

,,дц;;;1. Ненависть инициативно ишет таких ситуаций, где она чожет  

"дор чере реализовать себя. Программность ненависти ярко выраже-  

 

нц;тр1п;ер, п признании, которое А.С.Пушнин вложил в уста Мазепы,  

днпого 11етроч 1: "Тогда, смирясь в бессю1ЬН01л гневе, отметить  

л клятву да.1, носил ее - как мать во чреве младенца носит".  

 

Лобовь также не ситуативно, а постоянно иобухдает человека к  

.деденныи действиям, контактам. Любовь и ненависть входят в качест-  

с одковньк компонентов в главную, ведущую системообразуютуи пол-  

уруктуру психодогического склада личности - ее направленность. Чтоби  

ддть чаловека, надо разобраться в том, что же он по-настоящему  

любит и ненавидит (именно "ненавидит, а не "не любит!").  

 

Одним из базовых компонентов направленности личности является  

система потребностей. Представитель гуманистической теории А.Маслоу  

предлагает классификаций потребностей в соответствии с категориями  

уловлетворения "личных потребностей - психомоматические, питание,  

отдих, занятия, лечение, вера в себя, психологизация, учеба, интро-  

спекция, свобода, автономия, собственный отдых и др.; группа "сверх-  

личностных потребностей, в которой выделяются две соотносящиеся под-  

группы: психосоциальные (межличностные) и психоэкокомические (вне-  

человеческие) . о  

 

К поихосоциальным потребностям А.Маслоу относит: работу, социаль-  

ную приспособляемость, восстановление, защиту, дружбу, сексуальную  

к сеиейную любовь, обучение, социализацию, решение, социальный отдых,  

творчество социального окружения и др.  

 

В соответствии с этими потребностями А.Маслоу выделяет психо-  

экогогические - кров, одежда, физическая годность, восстановление,  

зашита, привязанность, приспособляемость к жизни, отдых в быту, ми-  

ровпглке, убеждение и др.  

 

В качестве примера приведем иерархии человеческих потребностей  

.М5й"(,у.  

 

Ьп.ьбкосгь человека, согласно этой схеме, образуют семь уров-  

ни. аьдший из которых представляет потребность в самоактуализации,  

с1ст,ю:]у]о только у лилей, достигших высокого уровня личностного  

Ритин, а миаший - физиологические (органические) потребности  

""""У человека с тааочшм.  

 

Основнэ роль в мотивации повеления человека играют по А.Масл  

пстребности высшего уровня. Однако они могут стать актуальными лиц  

тогда, когда более или менее полно удовлетворены потребности, рас->1  

положенные на нижележащих уровнях.  

 

Чувства-потребности, непосредственно проявляясь в чувствах-  

переживаниях, помогают людям, не только побуждают к новой деятель-.  

ности, но и регулируют взаимоотношения с другими людьми, с обществ  

Чувства-потребности каждого конкретного человека накладывают решад]  

отпечаток на весь его духовный облик, в огромной степени определят  

вго социальную, человеческую ценность, о  

 

Иерархия человеческих потребностей (А.Масяоу)  

 

/ Потребность  

/ в самоактуали-  

/зации, стремле-  

/ние к реализации  

/своих потребностей  

 

/Эстетические потребно-  

/ста: стремление к гармо-  

/ нии, симметрии, порядку,  

/ красоте  

 

/ Познавательные потребности:  

/ стречление много знать, уметь,  

/ понимать, исследовать  

/_________________________________  

 

/ Потребность уважения (почитания),  

/ стремление к компет,йнтиости, рста-  

/ жении успехов, одобрению, признании  

 

/ Потребности в принаадежности и либви:  

/ стремление принадлежать к общности, нахо-  

/ литься рядом с людьми, -быть признанным и  

/ принятым ими  

 

Потребность в безопасности: стремление чувство-  

вать себя защищенным, избавиться от страха и жиз-  

ненных неудач  

 

Физиологические (органические "трёбности: голод,  

жажда, половое влечение и другие  

 

Ш. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ  

 

проблема классификации конфликтов является достаточно глубокой  

ддцой. Исходя из психологической характеристики конфликта, пони-  

" ц как одновременное действие относительно равных, но противо-  

 

дщд сил, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов и  

" оя поведения, отличают социальные конфликты от межличностных и  

 

щрштнЇ<""  

Если первые имеют обобщенный характер, определяются классовыми,  

 

д,дд1,но-экономическими противоречиями, всей системой обшественных  

едений, то вторые всегда индивидуально и ситуационно неповторимы,  

ависят от конкретных условий взаимодействия, индивидуально-психо-  

ддеских особенностей, эмоционального состояния людей. Каждый из  

участников конфликта видит источник разногласий в другом. На самом  

деле исходные причину могут быть заложены в воспитании определенных  

установок и ценностей, потребностей человека всем обшеством, клас-  

сом, к которому он принадлежит. Социальные противоречия порождают  

имшичностные конфликтные взаимоотношения, реализуются в них.  

 

По своим последствиям различают конфликты - парные и групповые,  

окритае и открытые, разрушительные и созидательные, намеренные и не-  

преднамеренные, вызываемые личностными особенностями или ситуацией  

обшения.  

 

Внутриличностные коняинты - это прежде всего борьба мотивов,  

выбор цели, поведения. Например, выбор профессии, дела, столкнове-  

ние двух несовместимых желаний, симпатий и т.д. Причиной этих конф-  

ликтов может быть также состояние депрессии, одиночества.  

 

Межличностныв конфликты возникают в том случае, когда сталки-  

вается позиции и интересы, взгляды и установки, нормы поведения,  

нвсоаместимые и сушественно значимые для каждой личности, коллекти-  

ва и общества, когда не удовлетворяются или частично удоадетворявт-  

ся самые сокровенные, велшие потребности личностей, наносится ушерб  

ценностям их "Я" или ценностям их близких. Например, ежедневно ре-  

акции газет и журналов пол.учают немало писем, затрагиваюших пробле-  

"ч одиночества, непонятости, отчужденности. Нередко из конкретных  

""нных историй, за каждой из которых стоит трагедия душевного кри-  

а. делается вывод о черствости и бездушии окружающих. Однако мате-  

г > полученные психологами, показывают другое: источником внутри-  

 

>ой"" - Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаи-  

"ношения...К., 1989,  

 

39  

 

.:;.::СТ;10; И01:и;::!":. ;: 1?;?-1!Н; .;.:;11.[.;"11,.; О.Л№"М"..  

"пчй хар5.]:тер, т.е. опроделсинь тип лпчнзст;;, характсризК11:ийея]  

<еоб.гительностьо, постояншм чувством неупорлетпоронности, зашлиен  

Н01 требовательностью другим лздля..  

 

Межличность-ый констяит в острой орме захватывает человскй,  

..боетряет лее протиасречик, несогласия, расходпрля мнений и оцено  

Уаиливаются крайности во взглядах и 1оруа.< пояелечия, исключительн  

повнпаются психическое натрпетае) эмоциональная возбудимость, усц  

"исается тревокнодть. Обостряются чувстаа обиды, ноудоа.четворе!!- 1  

нооти от неприобретенной или лишенной цзнностн, тедоотигнутой цел  

п.чохой оценки. Психическая напряженность участников конфликта вза  

возбуидается и распространяется на все области отношений.-Искажаю  

ся понимание и восприятие мыслей, чувств; поведения других.  

 

Например, весьма частыми бывают школьные конфликты, в котОры  

вовлечены не только педагоги и учашиеся, но и родители.  

 

На большой перемене в седьмом классе, где находилась учитель  

ница, работавшая в школе первый год, вошла разгневанная мама Юры.  

и стала ультимативно предъявлять требования молодой учительнице  

что она неправильно и несправедливо ставит оценки ее сыну, с кот  

рым родители дома тщательно занимаются ежедневно. Учительница пи  

лась несколько раз спокойно объяснить, почему Юра получает невыс  

оценки. Мама обвинила педагога в некомпетентности и стала унижат  

достоинство специалиста и человека. Свидетелями этой сцены явид  

лежурные ребята.  

 

В подобных ситуациях люди стремятся рационализировать свое  

ведение, отношение к себе и другим, то есть оправдаться прежде ~  

го в собственных глазах, психологически защитишь благополучие,  

ность своего "Я". В противнике они нахилят средоточие наиболее  

осушлаемых пороков, а также проецирупт друг на друга раз возник  

нередко искаженные, односторонние представления-стереотипы. Ли"  

не-боснованние, крайние обобщения и преувеличения. Сутаения о  

тивнике нередко категоричны, поверхностны или случайны.  

 

Взаимное недоверие, предубежденность приводит к. тому, что  

такты иетау людьми нарушаются. Каждый прислушивается лИшь к.со  

венным ломьслпи, переживаниям. В этом случае наблюдается сниже.Й  

"мпатни, т.е. спобности, как говорится, влезть в чуткую шкубЛ  

троурстворат, понять дороо в пруг01., ос:"ес с соперником. 06  

о:"!рет?я ог;"н1пт""-1Ып.я, "> .4? патяя: препугалывайтся"  

 

ддтцос1и, страдания недруга, наносимый ему вред. Речь идет главнда  

поч об отрицательном воздействии противоречий на личности, их  

 

ни из них мешают совместному 061;. ому пелу, внаимопонимании и  

 

,т-с",-!аст"у, подавляют активность личности. Доуие помогают людям  

с  

 

."::<:?., "ООНЛЧЭУЯ их волю, ра.зум г чувстаа нэ решение принципиап;  

 

1~>, ьпросов, побкдапт к развитию пторового псчуплогического  

 

" кэ;;лактиве, к поиску ков путея решения пробл>.!. Они по-  

:ум понять лруг друга, отсеяв второстепенное, случайное  

 

:1-опласиях, уничтожить взаимные прелубемения, мзникшие  

.".<"РКЯ, неприязнь; способствуют здоровому соперничеству, рез-  

":р,"1о[ принципиздьной самокритики и критики. Такид конфликты  

 

теп созидательными, полокительными.  

"пкткая ситуация содержит субъектов -юэможного коншикта я  

.-"". Чобы ко1ф1Икт нтал развиваться; необхолкм инцкняент.  

.. - л: сторон начинает действовать, ущемляя интересы яругой  

стор- "ли противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из  

потеч.-"1ьнс1о перехолит в ак1уадьньй и далее может раэвН!ат1.-"я как  

прямо" :.-и опосредованный, конструктивный стайтоизирушпий ипл неконст  

рукт1вг.. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может  

гестйт;:. "ак отдельное лицо (внутриличносткьй конфликт), так и два  

или н";-ы:о лиц (мелиичностнь-й конфликт). В зависимости от конф-  

ликтней туа.ци выделяются межгрупповые кон.чикты, медорганизацион-  

пые кьц-лкть, классовые конфликты, межгосударственные конфликты.  

Внутрг.чностпые конфлиить, как правшю, бывают поротлениом амбива-  

лентнга стреулений субъекта (например, в теории психоанализа З.Фрей-  

да это протизоречие мещду желаниями Оно (Ид) и Сверх - Я ("упер-эго).  

 

Неконструктивный межличностный нонфликт возникает тог.тта, когда  

.ОШ1Н из оппонентов прибегает : нравственно опутааеки методах борь-  

бы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и уни-  

яая е,: глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив-  

ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями,  

Решение проблемы становится невозмояным, разрушаются межличностные  

отноп-;ник.  

 

Конструктивным межличностный конфликт может быть лишь тогда,  

"Їа оппоненты не выхолят за рамки деловых аргументов и отнопйний.  

том могут наблюдаться различные стратегии повеления.  

Американские исследователи Р.Блейк и Дж.Моутон выделяют сопер-  

ство (противоборство), сопровождающейся открытой борьбой за свои  

 

41  

 

ется  

 

тенденция к установлению позитивно  

 

Р.1ЧЛН .ЦТ и пользу  

 

китаре;:..!, попе1)пиче"и- ыищайленное на поиск решения, удовлетво-  

ряо11его ипйрес. ВР-! "роп, компромисс-урегулирование разногласий  

через эзаичъе уч:..-. мйбсчиние, заклйчаатееся в стремлении выйти  

из конфликтной сIТ.1, че рая ее, не уступая своего, но не  

настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противо-  

речия, поступало, г:...! интересами.  

 

Сообщенное выцаепие эгй" стратегий поведения характеризуется  

как корпоративность и напористость. В межгрупповых конфликтах в ка-  

честве субъектов И1>.-11")т "рупак, преалеяующие цели, несовместимые  

с целями противостояли группы. Развитие конфликта обычно идет в ело  

дуюшей последоват-л1ностл; а) юстепенное усиление участников конф-  

ликта за счет введения все более активных сил, а также за счет нако  

л?ния опыта борьбы; б) унеличьние количества проблемных ситуаций и  

углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной  

активности участников, изменение характера конфликта в сторону его  

ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоцио-1  

нальной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодейстрия,  

которая может оказать как мобилизуишео, так и дезорганизующее влияй  

на поведение участников конфликта; д) изменение отношения к фоблем  

ной ситуации и конфпикта в целом.  

 

Конфликт продуктивный (конструктивный) - это конфликт, позитив  

влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психо-  

логических процессов и служащий источником самоусовершенствования  

и саморазвития личчо"ти. Исследования Л.Козера, М.Дойча и др. пока  

зали, что при опрс меленных условиях межгрупповой конфликт может вы  

поднять интегратипнуй функцию, сплачивать членов группы, стимули-  

ровать эффективный м-а гз проблемной ситуации. В научных коллекя  

вах конфликты, обусл.вл-шие предметно-познавательной деятельность  

их членов, создают им1ел<ктуально-эмоциональную напряженность, ко  

торая сопутстЕует столкнонию различных представлений и стратегий  

исследовательского пи.де:). ., что способствует поиску продуктивнЯ  

решений проблем.  

 

Межгрупповая 1а"к,мт"..к. происходиг, когда устанавливаются  

различия метлу собственной . другой группачи. Нередко этот .процесс]  

приобретае? ярко вуракинут ч>чоу>"9 окргику, свойственную межгр  

новому восприятию в цеясм. ).::1е;:еннь условиях чежгрупповые  

различия могут искусственно ""ркивать" и прец.еличиваться.  

Наиболее распространеннум ре штатом М1-оупповс< ляг-криминащи  

 

/;"  

 

ртренной группы, хотя достаточно часты и приборы обратно! "снлен.-  

ц11и, т.е. установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой  

"ибо Другой группы. В своих кра ":. выражениях первая тенг.енци мо-  

т приводить к возникновению напряженности и вр.аж.себности в ме--труп-  

дов];-х отношениях, вторая - к ослаблению внуигрупповых связей, ле-  

рдльвация ччутрягрупповь ценностей, дестабилизации и дезинтеграции  

группы как таковой. Следует различать межгрупповую дискриминацию кк  

ддихологическое явление, в основе которого гжат когнитивные (позяч-  

вата<ьные) механизмы установления тождества и различия, и межгруп-  

повую дискриминацию как социальное явление, которое, вопреки .утвержде-  

ниям ряда зарубежных авторов, обуславлийается не психологическими,  

а социальными, экономическими, политическими и другими факторами.  

 

Организационный конфликт - это столкновение противоположно  

направленных организационных позиций индивидов или групп безотноситель  

но к целям Друг друга. Как правило, организационный конфликт возника-  

ет в ситуации, когда необходимо резко изменить привычный тип деятель-  

ности, перейти к новым организационным структурам, конверсии и т.п.  

Действия субъектов организационного конфликта регламентированы сло-  

жившимися нормами, отражают логику развития организации и носят вне-  

личностный, леперсонифицированный характер. Основными элементами  

организационного конфликта являются: организационная проблемная си-  

туация, "первый" участник (воспринимавший данную ситуацию как пре-  

пятствие для достижения задач должностной позиции) и "второй" участ-  

ник (воспринимающий ее как ситуацию, благоприятствующую решению за-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 677
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь