Анастази А. » Психологическое тестирование



57 страница


ных уровней, включенных в национальную выборку стандартизации,  

и для более ограниченной выборки людей пожилого возраста, состоя-  

щей из 475 человек в возрасте от 60 лет и старше (J.E. Doppelt,  

W.L. Wallace, 1955).  

Как видно из рисунка, показатели достигают пика в возрасте от 20  

до 34 лет, а потом медленно снижа-  

ются до возраста 60 лет. После 60 лет  

IQ резко падает. Стандартное IQ на-  

ходят соотнесением суммарного шка-  

лированного показателя индивида с  

нормой его возрастной группы. Та-  

ким образом,, если индивид проявля-  

ет возрастное снижение выполнения  

теста, соответствующее возрастному  

снижению в нормативной выборке,  

его IQ будет оставаться постоянным.  

Такой подход строится на допуще-  

нии, что нормой для тестируемой  

способности индивида является ее  

снижение с возраста чуть старше 30  

лет.  

Два факта из данных стандарти-  

зации шкалы Векслера имект отно-  

шение к интерпретации возрастных  

изменений. Во-первых, поскольку вы-  

борка стандартизации является нор-  

мативной выборкой, в ней должны  

быть отражены качества всех возра-  

стных групп населения (A. Anastasi,  

1956). Вследствие роста образова-  

тельного уровня населения в целом  

группы более старшего возраста в  

 

299 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ вопросы ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА  

 

каждый момент времени будут находиться по сравнению с группами моло-  

дых людей на более низком уровне образования. Эти различия по уровню  

образования ясно отражены в выборке стандартизации WAIS, в которой  

максимум лет обучения в учебных заведениях приходится на возрастной  

уровень 20-34 лет, а образовательный уровень постоянно снижается для  

более старших возрастных групп. Эти возрастные различия в количестве  

образования неизбежны, если выборка стандартизации репрезентативна  

населению страны в момент, когда устанавливались нормы. Тем самым  

различия в образовании усложняют интерпретацию наблюдаемого сниже-  

ния показателей: более старшие возрастные группы из выборки стандарти-  

зации могут хуже выполнить данный тест не потому, что они старше, а по-  

тому, что они менее образованы по сравнению с более молодыми группа-  

ми.  

Во-вторых, из сравнения WAIS с тестом Векслера - Бельвью, стан-  

дартизированного примерно 15 годами раньше, видно, что в выборке  

стандартизации теста Векслера-Бельвью улучшение показателей прекра-  

щается в более раннем по сравнению с выборкой WAIS возрасте, со-  

ответственно раньше начинается и снижение. Проверкой распределения  

образования в двух выборках было установлено, что изменения воз-  

растных кривых идут параллельно изменениям в образовании, проис-  

шедшим за это эремя в стране. Участники выборки стандартизации  

WAIS в среднем образованнее представителей соответствующей возраст-  

ной группы из выборки Векслера-Бельвью, так как последние обучались  

15 годами ранее.  

Результаты, полученные на выборке стандартизации шкал Векслера,  

типичны для всех исследований возрастных изменений интеллекта  

взрослых. Сравнения по поперечным срезам, когда люди разных возра-  

стов исследуются в одно и то же время, вероятно, должны давать кажу-  

щееся возрастное снижение, поскольку изменения в культурном уровне  

совмещаются с возрастным фактором. Количество официально получен-  

ного образования лишь одна из многих переменных, по которым могут  

различаться возрастные группы. Другие культурные изменения связаны  

с тем, что произошло в нашем обществе в течение второй половины на-  

шего века; эти изменения делают жизненный опыт 20-летних и 70-летних  

совершенно несравнимым. Несомненно, что изменения в средствах ком-  

муникации, таких, как радио и телевидение, и в легкости передвижения  

намного увеличивают уровень осведомленности, сказывающийся на раз-  

витии индивида. Улучшение питания и медицинской помощи косвенно  

также может влиять на развитие поведения индивида.  

Лонгитюдные исследования, основанные на повторном тестирова-  

нии одних и тех же людей в период от 5 до 40 лет, в большинстве слу-  

чаев выявили противоположную тенденцию: с возрастом показатели уве-  

личивались. Часть этих исследований проводилась с группами высокоин-  

теллектуальных людей, таких, как выпускники колледжей или индивиды,  

получившие высокий IQ (N.Bayley, M.H.Oden, 1955; R.B.Burns, 1966;  

D.P. Campbell, 1965; J.D. Nisbet, 1957; W.A. Owens, 1953; 1966). По этой  

причине некоторые из писавших утверждали, что подобные результаты  

можно отнести только к людям с высоким интеллектуальным или обра-  

зовательным уровнем и они неприменимы ко всей популяции. Однако  

сходные данные были получены и в лонгитюдных исследованиях обыч-  

ных людей (D.C.Charles, S.T.James, 1964; C.Eisdorfer, 1963;  

---- - i --Л7:-. in-iA. о т тл>т T Rhimftnkrantz.  

 

300 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

W.R.Wilkin, 1968) и умственно отсталых взрослых (W.R. Bailer,  

D.C. Charles, E.L. Miller, 1967; A. Bell, J. Zubek, 1960; D.C. Charles, 1953).  

Ни исследования по поперечным срезам, ни лонгитюдные исследова-  

ния сами по себе не позволяют делать окончательные выводы относи-  

тельно наблюдаемых возрастных изменений. Блестящий анализ методо-  

логических трудностей каждого из подходов с разбором идеального  

эксперимента дается в ряде публикаций (P.B.Baltes, 1968; A. R. Buss,  

1973; A.D. Damon, 1965; L.R. Goulet, P.B. Baltes, 1970; R.G. Kuhlen, 1963;  

J.R. Nesselroade, H.W. Reese, 1973; K.W. Schaie, 1965). По существу, для  

того чтобы исключить влияние культурных изменений, нужно совме-  

стить лонгитюдный подход с исследованием по поперечным срезам.  

С одной стороны, возрастные различия в уровне образования могут при-  

вести к фиктивному возрастному снижению выполнения тестов в иссле-  

дованиях по поперечным срезам, а с другой-по мере того как индивид  

становится старше, он сам подвергается действию культурных измене-  

ний, могущих улучшить выполнение им интеллектуальных тестов.  

В некоторых работах приводятся данные, позволяющие осуществить  

по крайней мере частичный анализ факторов, влияющих на возрастное  

изменение выполнения теста. В. Оуэнс (W.A. Owens, 1966) через 40 лет  

провел повторное тестирование бывших первокурсников университета  

штата Айова, а Д. Кэмпбелл (D. P. Campbell, 1965) через 25 лет сделал то  

же самое с бывшими первокурсниками университета штата Миннесота.  

Кроме того, он протестировал учившихся в это время первокурсников  

соответствующих колледжей. Эти исследования позволили сравнить по  

многим параметрам результаты двух групп, тестированных в одном  

и том же возрасте с интервалом в 25 и 40 лет, и выполнение теста груп-  

пами, тестированными в разные моменты времени. В обеих работах со-  

общается, что повторно тестировавшиеся группы улучшили свои резуль-  

таты по сравнению с более ранним выполнением теста, но их  

выполнение примерно равнялось выполнению теста более молодой груп-  

пой, впервые тестированной в более позднее время. Эти результаты оз-  

начали, что культурные изменения и другие факторы гораздо сильнее,  

чем возраст сам по себе, влияют на повышение и снижение показателей,  

полученных с помощью в чем-то ограниченных экспериментов.  

Еще одно особенно продуманное исследование также было построе-  

но на объединении двух методов (K.W. Schaie, C.R. Strother, 1968). Спе-  

циально подобранную батарею тестов предъявили случайной выборке  

из 500 человек. Популяция, из которой была взята эта выборка, состояла  

примерно из 18000 обладателей медицинских страховок и была доста-  

точно репрезентативной для населения больших городов США. Выборка  

включала по 25 мужчин и 25 женщин для каждого возрастного уровня  

от 20 до 70 лет с интервалом в 5 лет. 7 лет спустя испытуемым, чье ме-  

сто жительства удалось установить (их оказалось 302 человека), снова  

предъявили те же тесты. Эта выборка была пропорциональна первона-  

чальной в возрастном отношении по количеству представленных в ней  

мужчин и женщин и социоэкономическому уровню.  

Построение этого исследования позволило осуществить два типа  

сравнений: 1) сравнение по поперечным срезам разных возрастных групп  

 

Тест элементарных умственных способностей Американской ассоциации научных  

исследований и тест на устойчивость поведения Шайе.  

 

301  

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА  

 

25 30 35 40 45 SO 65 60  

Возраст  

 

Возрэстные изменения по тесту на пространство  

 

25 30 35 40 45 50 55 60 65 70  

Возраст  

 

Возрастные изменения по тесту на мышление  

60  

 

Возрастные изменения по числовому тесту  

 

25 30 35 40 45 50 55 60,65  

Возраст  

 

30354045505560  

Возраст  

 

Рис. 48. Различия в интеллекте вэрослых, выявленные методом поперечных срезов и  

понгитюдным исследованием (К. W. Schoie, С. R. Strother, 1968, р. 675, 676).  

С рсмрешения Американской психологической ассоциации  

 

от 20 до 70 лет, тестированных в одно и то же время, 2) лонгитюдное  

сравнение испытуемых из тех же самых групп, повторно тестированных  

спустя 7 лет. Результаты сравнений по поперечным срезам дали по всем  

тестам значимые различия между поколениями. Другими словами, ро-  

дившиеся и воспитывавшиеся в более позднее время выполняли тесты  

лучше, чем те, кто родился и воспитывался раньше. Вместе с тем лонги-  

тюдные сравнения выявили, что средние показатели индивидов при по-  

вторном тестировании или возрастают, или остаются неизменными. За-  

метное исключение составляли два высокоскоростных теста, выполнение  

которых после 7-летнего интервала было значительно хуже.  

Разрица в результатах, полученных методом поперечных срезов  

и лонгитюдным методом, хорошо видна на рис. 48, иллюстрирующем  

тенденции изменения показателей по 4 тестам. Сходные данные были  

получены при дополнительном тестировании через 7 лет 161 участника  

первого тестирования (K.W. Schaie, G. Labouvie-Vief, 1974) и подтверди-  

лись в исследовании, построенном на совсем иных методических принци-  

пах: в 1956, 1963 и 1973 гг. тестировали три независимые разновоз-  

растные выборки из одной популяции (K.W. Schaie, G.V. Labouvie,  

В. U.Buech, 1973).  

В общем, результаты правильно проведенных исследований интел-  

лекта взрослых наводят на мысль о том, что его снижение, формально  

 

" Эти тесты по своему содержанию весьма похожи на тесты интеллекта. Из 4 приве-  

--" ->""в только тест на мышление дал незначимую (р < 0,05) корреляцию с возра-  

.--.._ "" "пммтю с поперечным срезом,  

 

302 ТЕСТЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  

 

связываемое с возрастом, в действительности есть результат различий  

между поколениями или сообществами людей и, вероятно, есть проявле-  

ние изменения уровня культуры общества в целом. Подлинное снижение  

способностей, по-видимому, происходит уже после того, как возраст че-  

ловека значительно превысил 60 лет. Более того, всякое обобщение  

данных по возрастному снижению или различиям в тех или иных сооб-  

ществах следует классифицировать как признак весьма широкой измен-  

чивости любых индивидуальных качеств. Индивидуальные различия вну-  

три любого возрастного уровня намного превосходят разницу между  

возрастными уровнями, вследствие чего распределение показателей  

у представителей разных возрастов заметно перекрывает друг друга. Это  

означает, что можно указать достаточное число людей старшего поколе-  

ния, чье выполнение тестов ничем не отличается от выполнения их мо-  

лодых современников. Кроме того, лучшие результаты старших по воз-  

расту людей превосходят самые низкие результаты более молодых  

испытуемых, а совпадение результатов не ограничивается смежными воз-  

растными уровнями; диапазоны выполнения перекрываются даже тогда,  

когда сравниваются результаты крайних групп. Так, некоторые 80-летние  

могут выполнить тест лучше некоторых 20-летних. Здесь же следует ска-  

зать, что возрастные изменения у каждого индивида начинаются различ-  

но. Так, .в возрасте от 50 до 60 лет некоторые люди могут ухудшить вы-  

полнение теста, некоторые будут выполнять его по-прежнему,  

а некоторые выполнят его лучше. Величина изменений, будет ли это сни-  

жение или увеличение, у разных индивидов также разная. Интенсивное  

изучение лиц старшего возраста, перешедших в седьмое, восьмое и девя-  

тое десятилетия своей жизни, показывает, что на функционировании ин-  

теллекта скорее отражается состояние здоровья индивида, чем его фак-  

тический возраст (J.E. Birren, 1968; Е. Palmore, 1970).  

Сущность интеллекта взрослых. С точки зрения периодов жиз-  

ни людей тестирование главным образом ориентировано на школьный  

возраст и на учащихся колледжа. Тесты для этих возрастных групп мож-  

но строить на обширном опыте организации учебных программ. Боль-  

шая часть интеллектуальных тестов измеряет, насколько присущи инди-  

виду интеллектуальные навыки, которыми овладевают при обучении  

в школе, а они, в свою очередь, могут предсказать, насколько хорошо он  

подготовлен к получению образования на следующем уровне. Тесты для  

взрослых, в том числе шкалы Векслера, строятся в основном на общем  

для многих опыте школьного образования. По мере того как индивид  

становится старше, опыт обучения становится для него все более дале-  

ким прошлым, а собственный жизненный опыт может все меньше со-  

ответствовать такого типа оценкам интеллектуального функционирова-  

ния. Занятия взрослых различаются гораздо больше, чем школьников.  

Кумулятивный опыт взрослого может поэтому у разных людей стимули-  

ровать различное развитие способностей. Поскольку тесты интеллекта  

тесно связаны со способностями к обучению, не удивительно, что лон-  

гитюдные исследования взрослых дают заметные увеличения показате-  

лей у тех индивидов, кто дольше продолжал свое образование  

(D.P.Campbell, 1965; K.Hamqvist, 1968; T.Husen, 1951; I.Lorge, 1945;  

W.A. Owens, 1953). Точно так же люди, род занятий которых достаточно  

<академичен> и связан с использованием вербальных и счетных способ-  

ностей, по-видимому, должны с годами сохранять или даже улучшать  

свои показатели по интеллектуальным тестам, в то время как v люпся  

 

303  

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА  

 

в чьих профессиях преобладают механические действия или межлич-  

ностные контакты, такие показатели могут с годами ухудшаться. Пред-  

варительные данные, подтверждающие эту гипотезу, приводит М. Уиль-  

яме (М. Williams, 1960), сравнивший выполнение 100 индивидами  

в возрасте от 65 до 90 с лишним лет серии вербальных и невербальных  

тестов. Такое сравнение выявило поразительное соответствие между про-  

фессией индивида и его относительным выполнением двух.. типов задач.  

При лонгитюдном изучении взрослых также была установлена далеко не  

случайная взаимосвязь между изменениями суммарного IQ и некоторы-  

ми видами биографических опросников (D.C.Charles, S.T.James, 1964;  

W.A. Owens, 1966).  

Время и среда, предъявляя к деятельности человека те или иные тре-  

бования, благоприятствуют развитию вполне конкретных навыков. На  

протяжении жизни эти требования меняются, и их характер различен для  

дошкольников, школьников, взрослых разных специальностей и удалив-  

шихся от дел стариков. Интересной иллюстрацией последствий этого  

факта в тестировании интеллекта является исследование Дж. Демминга  

и С. Пресси (J. A. Demming, S. L. Pressey, 1957), проанализировавших ти-  

пичные профессиональные обязанности взрослых людей. В анализ вклю-  

чались обзор читаемого материала, ежедневно осуществляемая деятель-  

ность и типы решаемых проблем. На основе данных анализа исследова-  

тели подготовили предварительные варианты 20 тестов для старших  

возрастов. В тестах основной акцент делался на объеме практической ин-  

формации, особенностях суждений и социального восприятия. Резуль-  

таты трех из этих тестов, проведенных вместе со стандартными вер-  

бальными и невербальными тестами на выборках разных возрастных  

уровней, показали, что в новых тестах лица более старшего возраста  

превосходили более молодых, а для традиционных тестов сохранялось  

обратное соотношение. Все эти типы исследований подтверждают, что  

увеличение или снижение тестовых показателей взрослого во многом за-  

висит от того, какой опыт приобрел индивид за эти годы, и от взаимо-  

связи между этим опытом и функциями, испытываемыми с помощью  

тестов.  

 

ПРОБЛЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 992
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь