Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



57 страница


нальная стабильность и реалистическая оценка действительности (С),  

рассудительность и осмотрительность (f~)i упорство и решительность  

IG), склонность к практической реальной деятельности 1/-), уверен-  

 

28>  

 

STR.283  

ность в собственных силах (0~), радикализм (Qi), самоуважение иса-  

-моконтроль (Оз), сдержанность и спокойствие (04").  

Напротив, у экстерналов преобладают такие качества, как эмоцио-  

<нальная неустойчивость (С~), беспечность и небрежность (F),  

склонность к ненормативному поведению (G~), эмоциональное вос-  

.приятие действительности (1), неуверенность в себе (0+), неэффек-  

тивный самоконтроль (0з~), высокая напряженность (04)-  

Опросник СЛК является модифицированным вариантом шкалы Рот-  

тера, которая была создана авторами как одномерный инструмент.  

 

Таблица 13  

 

Факторы i6PFА+?+F~a+H+L~M+  

Корреляция с /-м полюсом ОСЛК,02,39,06,38,37,14,40,12.03  

Факторы 16PF+0-QfQF  

Корреляция с /-м полюсом ОСЛК,00,40,30,17,42,31  

Уровень значимости p<: 0.01.  

Уровень значимости p< 0,05.  

Остальные корреляции незначимы (ноль перед запятой в написании числа корреляций опущен).  

 

Учитывая приведенную выше дискуссию о размерности <шкалы 1-Е->,  

большой интерес представляет факторная структура опросника СЛК.  

Факторизация опросника СЛК проводилась по программе главных  

факторов с последующим вращением по методу <Варимакс> Кайзера.  

Были проанализированы данные 400 испытуемых, а также нескольких  

лодгрупп, выделенных из общей выборки: две случайные выборки по  

150 студентов различных вузов г. Москвы, 100 студентов вуза г. Сверд-  

ловска, а также женская (172 человека) и мужская (145 человек)  

подгруппы. Такая дробная факторизация проводилась для повышения  

достоверности результатов, для выяснения устойчивости факторной  

структуры и ее зависимости от различий в поле респондентов.  

В 1 главный фактор (до вращения) вошли 15 пунктов из 26, со  

вкладом более чем в половину суммарной общности. Второй фактор  

представлен всего 4 пунктами, которые также входят положительными  

составляющими в главную компоненту. Учитывая данные по другим  

одномерным опросникам, этот результат можно интерпретировать как  

подтверждающий гипотезу об одномерности рассматриваемой шкалы.  

- В результате вращения (==400) выделились 3 фактора, объясняю-  

щих 32%, 24 и 21Ї/о суммарной общности соответственно.  

Отличительной особенностью 1 фактора является то, что в него  

вошли пункты, противопоставляющие собственные активные действия  

резению, случаю, удаче. Во всех пунктах встречаются такие обороты,  

как усердная работа, трудолюбивый студент, добросовестно рабо-  

тал, ..., плохо борется, активное участие и т. п., т. е. данные пункты  

выявляют установку на то, можно ли собственными усилиями доби-  

ваться желаемых результатов вопреки противодействию обстоятельств.  

 

STR.284  

В факторы II и III вошли пункты, выявляющие, представление о  

aiHpe с той точки зрения, какую роль в нем играют .везение либо слу-  

чайность, до какой степени они противостоят Человеку и насколько  

<мир вообще может быть управляем. Причем, если фактор II задает  

представление человека о случайности как сводящей на нет его соб-  

ственные планы и усилия, то фактор III - есть представление о везе-  

дии, удаче, также противостоящих человеку, но вносящих положитель-  

.ную составляющую в реализацию его целей и намерений.  

Следует отметить, что выделенные подструктуры не рассматрива-  

.ются как самостоятельные факторы, дающие основание для выделения  

субшкал, они взаимообусловлены и определенным образом структу-  

рируют и наполняют конкретным содержанием главную компоненту.  

Что касается остальных результатов факторизации, то они свиде-  

тельствуют о неплохой устойчивости факторной структуры, относи-  

тельной независимости ее от половых различий, а также удовлетвори-  

тельной репрезентативности.  

Подводя итоги описания опросника СЛК, можно констатировать,  

что шкала в достаточной мере удовлетворяет основным психометриче-  

ским требованиям построения опросников и может с успехом исполь-  

-зоваться в психологической практике.  

Опросчик уровня субъективного контроля (УСК.) " является много-  

-мерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъектив-  

ного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы  

-опросника разработали его исходя из принципа иерархической струк-  

туры системы регуляции деятельности. Из опросника могут быть вы-  

.делены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный  

-к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности  

Ио); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности  

в области достижений Ид и шкала интернальности в области неудач  

Ин), а также четыре ситуационно специфических показателя, харак-  

теризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная  

(шкала Ие), производственная (Ип), межличностных отношений (Им)  

.и отношения к здоровью и болезням (Из).  

Опросник УСК обладает достаточным психометрическим обоснова-  

.нием по критериям надежности и валидности.  

 

9.6. МЕТОДИКА КОСВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ СИСТЕМЫ САМООЦЕНОК  

 

Среди предшественников КИСС следует указать тест самооценки  

Л,ж. Лиггетта (Liggett J., 1959), известный также под названием <Тест  

лиу>. Процедура теста требует попарного сравнения предъявляемых  

-<размытых> фотографий лиц по четырем инструкциям: выбрать <са-  

мого хорошего>, <самого доминирующего>, <самого нервного>, <наибо-  

лее похожего на себя>. По корреляции между двумя выборками можно  

судить о взаимоотношении переменных, например высокая положи-  

тельная корреляция между последним и одним эдз первых трех выборов  

указывает на осознание себя индивидом <хорошим>, <нервным> или  

<доминирующим>. Похожая процедура в дальнейшем использовалась  

в исследованиях нарушения мышления при шизофрении (Bannister D.,  

Francella F., 1966). По классификации проективных методик тесты  

подобного типа условно относятся к методикам эмоционального выбо-  

 

Более подробное описание, а также текст опросника приводятся в ст.: Ба-  

зкин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования субъектив-  

ного контроля.-Психологический журнал, 1984, т. 5, № 3, с. 152-162.  

 

STR.285  

pa (Semeonoff В., 1976), вместе с тем включение психометрической  

процедуры отличает их от традиционных проективных техник.  

Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) соз-  

дана на основе синтеза принципов проективного и психосемантического-  

подходов к диагностике личности. Так, использование косвенной (про-  

ективной) процедуры позволяет избежать феноменов социальной же-  

лательности в самопрезентации, вскрывает не вполне вербализуемые-  

или неосознаваемые аспекты самооценки, однако, как и все традици-  

онные проективные методики, эта процедура сама по себе способна.  

диагносцировать самооценку лишь в самом общем виде. Психосеман-  

тические методы, широко используемые в настоящее время как в на-  

шей стране, так и за рубежом, позволяют исследовать самооценку  

более дифференцированно с учетом ее внутренней структуры и ее связи-  

с самосознанием личности. Различные модификации методики семан-  

тического дифференциала, субъективного шкалирования, техника <ре-  

пертуарных решеток> вводят исследования самооценки в контекст бо-  

лее широкого исследования индивидуального сознания личности, его-  

когнитивной составляющей и эмоционально-ценностного отношения к  

себе.  

Благодаря замене процедуры прямого шкалирования <Я> на кос-  

венную оценку посредством шкалирования схематических изображений  

становится доступной диагностике не демонстрируемая, а подлинно  

переживаемая самооценка. Таким образом, оригинальная методика  

КИСС в сравнении с другими известными приемами диагностики са-  

мооценки обладает рядом преимуществ.  

1. КИСС измеряет не только уровень частных самооценок, но поз-  

воляет реконструировать целостную систему самооценок человека и  

иерархию стоящих за ней ценностей и личностных смыслов.  

2. КИСС дает возможность выявлять самооценку индивида не толь-  

ко в сравнении <Я> с групповыми нормативными стандартами, но так-  

же и на основе субъективно значимых индивидуальных шкал самооце-  

и.ивания.  

3. Кроме частных самооценок методика КПСС способна выявлять.  

глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему  

<Я> - уровень самоприятия.  

Данная методика предназначается для косвенного измерения сис-  

темы самооценок. В качестве стимульного материала используются  

схематические изображения человеческого лица. Из схемы лица исклю-  

чен рот, так как эксперименты показали, что рисунок линии рта можег  

давать систематический сдвиг в восприятии лица по определенным  

параметрам.  

В качестве процедуры используется ранжирование <лиц> по пара  

метрам, задаваемым экспериментатором. Испытуемому предлагается,  

ознакомившись предварительно с набором карточек (10 штук - число,  

большее объема кратковременной памяти, но достаточно небольшое,  

чтобы испытуемый не мог <потеряться в материале>), разложить в  

ряд по степени убывания <приятности>. После чего его просят опи-  

сать первое и последнее изображения. Эти описания фиксируются  

экспериментатором. Затем, смешав карточки, экспериментатор пред-  

лагают испытуемому разложить их по параметрам <ум>, <доброта> и  

т.д. Часть этих параметров стандартна, т. е. предлагается всем ис-  

пытуемым (<ум>, <здоровье>, <доброта>), а другая часть предлагается  

экспериментатором на основе тех качеств, которые испытуемый назвал  

при описании первой и последней карточек. После чего испытуемому  

предлагается разложить карточки по <похожести на себя>.  

 

286  

 

STR.286  

Инструкция испытуемому: <Проверим Ваше воображение. Перед  

Вами десять карточек со схематическими изображениями лиц. Разло-  

жите карточки в ряд, так чтобы слева была та, которая нравится Вам  

<больше всего, справа - меньше всего, а между ними карточки ле-  

жали бы в порядке убывания приятности.  

Опишите человека, чье лицо изображено на карточке, которая  

понравилась Вам больше всего.  

А теперь опишите человека, чье лицо изображено на карточке,  

которая понравилась Вам меньше всего.  

Разложите карточки в ряд так, чтобы слева была та, на которой  

изображено самое умное лицо, справа ~- та, на которой изображено са-  

мое глупое лицо, а между ними карточки лежали в порядке убывания  

<ума> лиц, которые на них изображены, и т. д.>  

 

Обработка результатов  

 

6S(f2  

 

По формуле р=1--- подсчитывается коэффициент ран-  

га (-1)  

 

<говой корреляции между:  

а) ранжировкой <нравится> и ранжировкой по всем параметрам (<ум>,  

<доброта> и т. д.);  

<б) ранжировкой <похожесть на себя> и ранжировками по всем пара-  

метрам;  

в) ранжировкой <нравится> и ранжировкой <похожесть на себя>.  

Предполагается, что:  

.а) первый ряд коэффициентов даст некоторую шкалу ценностей дан-  

ного испытуемого;  

<б) второй ряд коэффициентов даст шкалу реальных самооценок по  

ранжируемым качествам.  

я) последний коэффициент будет характеризовать общую степень при-  

нятия себя.  

Действительно, если провести умственный эксперимент и предполо-  

жить, что какой-то испытуемый разложил по параметру <нравится>  

карточки в следующем порядке:  

12345678910,  

по параметру <доброта> в том же порядке:  

12345678910,  

а по параметру <ум> в противоположном:  

10987654321,  

то естественно сделать предположение о том, что испытуемый ценит  

доброту в гораздо большей степени, чем ум.  

Предположим также, что некто разложил карточки по параметру  

<нравится> в следующем порядке:  

12345678910,  

по параметру <похожесть на себя> - в противоположном:  

10 9 8765432 U  

А другой испытуемый и по параметру <нравится>, и по параметру  

<похожесть на себя> разложил карточки в Одном и том же порядке:  

-<нравится>: 12345678910,  

<похожесть>: 12345678910. .  

Можно предположить, что первый испытуемый <принимает себя>  

.в гораздо меньшей степени, чем второй.  

Продолжая наш умственный эксперимент, предположим, что у ка-  

кого-то испытуемого мы получили следующие ранжировки:  

похожесть>: 123456789 10,  

 

STR.287  

<ум>: 1.23456789 10,  

<доброта>: 10 9 8765432 1. ;  

Такой результат позволяет предположить, что данный испытуе-  

мый оценивает себя по параметру <доброта> иначе, чем по параметру  

<ум>. : -  

Итак, после проведения эксперимента мы получаем в общем виде  

следующие результаты, которые удобно представить в вида графика  

(рис. 39):  

 

степень " принятия сеНя "  

 

ронщироВю  

нравится  

 

ранжирчИш  

похожесть на сеНя "  

 

и проч.  

 

И  

 

, Рис. 39. Схема параметров методики КИСС  

 

На левую вертикаль наносятся коэффициенты, отражающие <цен-  

ность> данного качества для испытуемого (т. е. коэффициент ранговой  

корреляции между ранжировкой <нравится> и ранжировками по каче-  

ствам).  

На правую вертикаль наносятся коэффициенты, отражающие само-  

оценку испытуемого по этим качествам (т. е. коэффициенты корреля-  

ции междуранжировкой <похожесть на себя> и ранжировками по каче-  

ствам). . .  

горизонтальной чертой отмечается общий уровень принятия себя  

для данного испытуемого (т. е. коэффициент корреляции между ран-  

жировками <нравится> и <похожесть на себя>).  

Таким образом, методика  

+1 КИСС, как видно из графика, поз-  

воляет судить не только об общем  

принятии себя и частных само-  

оценках данного испытуемого, но и  

примятиеся о том-, насколько значима данная  

самооценка для принятия себя, на-  

сколько данное качество ценится ис-  

пытуемым (рис. 40).  

Очевидно, что для того, чтобы  

получить наиболее полную инфор-  

-f мацию об определенной группе ис-  

пытуемых, методику можно изме-  

Рис. 40. Графическое изображе ий- нить таким образом, чтобы она от-  

дивадуальной обработки КИСС ражала специфические цели иссле.  

 

Дования данной группы.  

Например, при йЬследовании трудных подростков можно изучить  

сферу <социального Я>, задавая категории типа <Я такой, каким меня  

видят окружающие>, <каким я хотел бы быть> и т. п.  

 

288  

 

 

ум  

 

iaSpama  

здарЛье  

 

e,>мe  

честнасич;  

-1  

 

STR.288  

При исследовании диадических отношений в супружеских парах  

можно предложить жене разложить карточки, <встав на точку зрения  

мужа>, по отношению к самой себе или даже вместо мужа. Это дает  

возможность получить <рефлексивную оценку самооценки>, <отражен-  

ное отношение к себе> и пр.  

 

Оценка валидности и надежности методики КИСС  

 

Оценка констуктной валидности К.ИСС основана на предположе-  

нии о возможности КИСС воспроизведения реальной деятельности, са-  

мооценивания. Доказано, что сравнение схематических изображений  

является основной составляющей процесса самооценивания, так же как  

выбор шкал, по которым происходит ранжирование, отражает реаль-  

ный процесс оценки себя и других людей (Федотова Е. О., 1985). Про-  

верка эмпирической валидности методики КИСС была осуществлена на  

50 испытуемых - 20 психически здоровых лицах и 30 больных невро-  

зом. Сопоставление самооценки здоровых и больных неврозом пока-  

зало значимые различия по параметрам <уровень> и <устойчивость>  

самооценки (р=0,001).  

Надежность процедуры ранжирования по отношению к выбранному  

стимульному материалу проверялась сравнением данных, полученных  

с помощью процедуры ранжирования, и рангов, полученных методом  

парного сравнения для конкретного испытуемого в рамках одной  

экспериментальной серии. Коэффициент ранговой корреляции между  

этими ранжировками в среднем равен 0,8 (граничное значение Для  

10 стимулов равно 0,69). Это означает, что ранжирование является до-  

статочно надежной процедурой для данного набора объектов.  

Данные о валидности и надежности методики подтверждаются так-  

же исследованием самооценки <психических> и <физических> качеств  

у здоровых лиц и лиц с суицидальным .поведением. Ценность и са-  

мооценка физических качеств у суицидентов значительно снижены  

(различия по значимы на 0,001 уровне). Сниженным оказывается у  

них и общий уровень самоприятия: г==0,72 у нормы и г===0,38 - у  

суицидентов (Дорожевец А. Н" 1982).  

Однако вопреки априорным ожиданиям уровень самоприятия ока-  

зывается достаточно высоким у женщин - транссексуалов, стремящих-  

ся к изменению пола хирургическим путем (г=0,43).




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 841
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь