Бодалев А.А. » Психология общения



34 страница


форм общения и развития контактов между людьми, с. 115.  

 

, <> . ,рд" д д также: Мясищев В.Н. Проблема отношений человека  

и ее место в психологии.- Вопросы психологии, 1957, №5.  

 

237  

STR.238  

Причины, определяющие наличие или отсутствие соот-  

ветствия между отношением и обращением у участников  

общения, В.Н. Мясищев видел не только в личностных свой-  

ствах каждого из общающихся в отдельности, но и в обсто-  

ятельствах общения и, в частности, как теперь принято  

говорить, в характере малой группы, которую образуют  

общающиеся люди. Вот что он писал по этому поводу: <В  

условиях свободного взаимодействия могут проявляться ис-  

тинные отношения, но в условиях тормозящих или подав-  

ляющих, в условиях несвободы и зависимости одного  

человека от другого отношения во взаимодействии непро-  

являются, а скрываются и маскируются... В характере вза-  

имодействия сказываются отношения - это понятно, но  

этот характер зависит не только от отношений, а и от внеш-  

них обстоятельств и положения взаимодействующих>.  

 

Отношения к разным сторонам действительности у чело-  

века обычно не бывают одинаковыми, неодинаковы они и к  

различным людям, и это обстоятельство также, по мнению  

В.Н. Мясищева, не может не сказываться на характере  

практикуемых человеком способов обращения с людьми.  

Формулируя это свое утверждение, он писал: <...по отноше-  

нию к различным объектам один и тот же человек может  

проявлять противоположные качества. Игнорировать это  

может только формалистическая психология, а в жизни  

такая противоречивость встречается очень нередко. Так,  

самоотверженная и нежная по отношению к своим детям  

мать (или отец) может быть черствой и жестокой с други-  

ми>. Возвращаясь к: этой же мысли в другой своей работе,  

он говорил: <...противоположность таких проявлений, как  

грубость или нежность, не является имманентным свойст-  

вом характера, а определяется любовью и уважением к  

одним, враждой и пренебрежением к другим>  

 

Большое место в работах В.Н. Мясищева отведено выяс-  

нению того, как влияет отношение к человеку на проявле-  

ния ума, чувств, воли, всех основных свойств личности у  

обращающихся с этим человеком людей. Так, например, он  

 

Мящищев В.Н. Личность и неврозы. Д., 1960, с. 216  

 

Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психические особенное! и человека. Л.,  

1957, т. I, с. 123  

 

Мясищев В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков мар-  

ксизма-ленинизма на отношения человека.- Ученые записки ЛГУ,  

1955, №203, с. 97.  

 

238  

 

пишет: <Как противоположно проявляется темперамент во  

взаимоотношении с любимым или нелюбимым объектом!  

Бесконечное терпение матери к ребенку, врача к больному  

является мерой их любви или сознанием долга, а не его  

темперамента. Наоборот, мы постоянно наблюдаем, как  

люди, обнаруживая нетерпеливость (а подчас и непонятли-  

вость) , выражают этим нежелание сдержаться или понять,  

которое в свою очередь проистекает из отрицательного или  

враждебного отношения к лицу, с которым они имеют дело.  

Нетерпение является мерой антипатии, чрезмерного инте-  

реса или отсутствия его> .  

 

Далее, в трудах В.Н. Мясищева, которые имеют непос-  

редственное отношение к психологии общения, был подвер-  

гнут обстоятельному обсуждению вопрос о факторах,  

которые обусловливают формирование у человека тех или  

иных отношений, более или менее четко проявляющихся в  

способах обращения, которые человек повседневно демон-  

стрирует, строя свои контакты с окружающими его людьми.  

Упоминая в связи с этим о значении врожденной основы в  

формировании у человека отношения к людям, он специ-  

ально и настойчиво подчеркивал роль способов поведения,  

в которых это отношение выражается, впечатлений и пере-  

живаний, которые человек накапливает в ходе своего вза-  

имодействия с окружающими людьми и характер которых  

определяется не только реальным поведением этих людей,  

но и поступками по отношению к ним самого человека.  

 

Так, в работе <Проблема отношений человека и ее место  

в психологии> он писал: <Взаимоотношение играет сущест-  

венную роль в характере процесса взаимодействия и в свою  

очередь представляет результат взаимодействия. Те пере-  

живания, которые возникают в процессе взаимодействия,  

укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения>. В  

более поздней работе он эту же самую мысль выразил не-  

сколько по-иному: <...обращение, мягкое или жесткое, да-  

же жестокое, подавляющее или одобряющее, грубое или  

мягкое, сухое или ласковое, формирует и отношение, по-  

требность или боязнь общения> .  

 

Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 168  

" Там же, с. 216  

 

См.: Социально-психологические и лингвистические характеристики  

форм общения и развитие контактов между людьми, с. 115  

 

239  

 

1  

STR.240  

Но, являясь объектом и результатом отношений, завя-  

зывающихся в общении, личность, не уставал напоминать  

В.Н. Мясищев, одновременно выступает в этом общении и  

в качестве субъекта определенных отношений. И, хотя че-  

ловек может это и не осознавать, от него самого в большой  

мере зависит характер поведения по отношению к нему  

окружающих его людей, а значит, характер его пережива-  

ний от общения с людьми и те оценки, которые он этим  

людям дает.  

 

Останавливаясь на содержательных и формальных ха-  

рактеристиках оценок, которые человек дает людям, с ко-  

торыми он по разным поводам взаимодействует, и на  

переживаниях, которые он при этом испытывает, В.Н. Мя-  

сищев всегда проводил мысль, что в этих оценках и пере-  

живаниях, как правило, выражаются не только особенности  

тех, кто оказался объектом этих оценок и поводом для пе-  

реживаний, но в них непременно и постоянно отражается и  

личность самого оценивающего.  

 

В них, в этихоценках и переживаний, проявляется уро-  

вень развития человека как представителя определенного  

народа, общественного класса, группы, как члена опреде-  

ленного коллектива. В них выступают также его граждан-  

ская и психологическая зрелость, его профессия,  

сформированные у него нравственно-эстетические требо-  

вания к людям. И вместе с тем всегда несут печать того  

неповторимого пути, который прошел человек, формируясь  

как совершенно конкретная личность.  

 

Прослеживая направления влияния прошлого опыта че-  

ловека на поведение его в различных ситуациях взаимодей-  

ствия с другими людьми, В.Н. Мясищев не прошел мимо и  

такой важной для психологии общения проблемы, как вы-  

яснение различий в содержательных и формальных харак-  

теристиках коммуникативной деятельности людей,  

зависящих от возраста этих людей.  

 

Во многих своих работах В.Н. Мясищев описывал и  

сравнивал особенности отражения других людей, отноше-  

ния к ним и обращения с ними у ребенка - преддошколь-  

 

См.: Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т.  

1,с. 100, 119-129  

 

См., например: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45-51, 62-66,  

214-218.  

 

240  

 

ника, дошкольника, школьника - и взрослого человека. И  

снова с предельной убедительностью во всех этих работах  

он раскрывал зависимости, которые существуют между  

тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям,  

вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт познания  

труда и общения успел у него к этому времени накопиться.  

И в этом случае наибольшее внимание читателя привлека-  

ется к системе условий, образующих ту социально-психо-  

логическую ситуацию развития человека как личности,  

которая прежде всего определяет содержание, уровень,  

структуру, а также форму выражения отношений человека  

к тем людям, которые составляют для него как более дале-  

кое, так и более близкое окружение.  

 

Описывая и систематизируя основные социально-психо-  

логические ситуации, имеющие личностно формирующее  

значение, В.Н. Мясищев подверг особенно тщательному  

рассмотрению условия, которые усиливают или, наоборот,  

ослабляют эффект психологического воздействия участни-  

ков общения друг на друга. Так, он специально рассмотрел  

причины, которые увеличивают или ослабляют результат  

словесного воздействия одного человека на другого.  

 

<Слово,- подчеркивает он,- оказывается мощнейшим  

физиологическим фактором, способным, как показывают  

биотоки, изменять до патологической степени деятельность  

мозга. Это действие слова связано с его смысловым содер-  

жанием. При этом, если общий смысл слова обусловлен  

общей историей развития человека и его языка и представ-  

ляет, согласно Марксу, "практическое... и действенное со-  

знание", то его индивидуальное значение, вплоть до его  

физиологического действия как возбудителя, обусловлено  

индивидуальной историей исследуемого, историей его от-  

ношений и переживаний>.  

 

Развивая мысли И.П. Павлова, К.И. Платонова и дру-  

гих своих предшественников о значении слова в регулиро-  

вании поведения человека и протекании всех его  

психических процессов, а также в характере изменений,  

которые оно производит как в его высшей нервной деятель-  

ности, так и вообще в работе всех без исключения систем  

организма, использовав, кроме того, обширный эмпириче-  

 

См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 45, 238  

 

Там же, с. 96  

 

241  

STR.242  

ский материал, В.Н. Мясищев сумел очень четко и аргумен-  

тирование показать, что слово, имея общий смысл для той  

или иной группы людей, имеет еще всегда у каждого чело-  

века индивидуальный не только психологический, но и фи-  

зиологический контекст, связанный с его индивидуальной  

значимостью для человека. А эта значимость в свою очередь  

определяется местом, которое в прошлом опыте того или  

иного человека заняли предметы, лица и обстоятельства,  

символизируемые данными словами, и тем, следовательно,  

каково к каждомуиз них отношениеинтересующего нас  

субъекта.  

 

Говоря о податливости человека по отношению к тем или  

иным словесным воздействием со стороны других людей и  

отмечаЙ1ри этом значение таких характеристик личности,  

как присущие ей степень внушаемости или способность к  

переубеждению, В.Н. Мясищев, проанализировав и обоб-  

щив множество ситуаций общения, сформулировал убеди-  

тельнейшим образом звучащий вывод, что эта  

податливость <представляет собой не столько интеллекту-  

ально характерологическую стойкую особенность челове-  

ка, сколько результат динамического взаимоотношения  

людей>. Так, выясняя условия успешности словесного  

воздействия врача на больного, выступая как врач-психо-  

терапевт, на примере своего опыта лечения больных невро-  

зом он сумел блестяще доказать, что в терапии общения,  

каковой в этом случае оказывается взаимодействие врача с  

больным, успешный результат больше, чем при любом дру-  

гом виде лечения, зависит от доверия, любви и уважения  

больного к врачу.  

 

Выступая против излишне суженного истолкования про-  

цесса общения, сводящего его, как это имеет место в рабо-  

тах некоторых авторов, лишь к речевой деятельности, В.Н.  

Мясищев, сопоставляя особенности, типичные для общения  

учителя и ученика, начальника и подчиненного, врача и  

больного, родителей и ребенка, и на уровне естественного  

эксперимента, и на уровне научного анализа будничных  

ситуаций общения, сумел показать, что содержательные,  

 

См. там,же, с. 92-96  

 

Там же, с. 228  

 

См.: Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 319, 378-379  

 

242  

 

выразительные и действенные элементы общения заключа-  

ются не только в речи и не только в мимике и в пантомими-  

ке, но и в воспроизведении у каждого участника общения в  

связи с обращенной к нему речью огромного множества  

ассоциированных связей, насыщенных более или менее  

осознаваемыми образами и непременно пронизанных более  

или менее сильными эмоциями.  

 

Говоря о различных аспектах психологии общения, ко-  

торые неизменно привлекали к себе внимание В.Н. Мяси-  

щева и в освещение которых он внес оригинальный вклад,  

нельзя не упомянуть о его попытках понять, каким образом  

общение может воздействовать на те или иные характери-  

стики психических процессов, психических состояний и  

свойств человека, существенно их изменять и перестраи-  

вать.  

 

Основная идея, которую он всегда старался подкрепить  

анализом фактов, взятых из жизни, заключалась в том, что  

такие фундаментальные потребности человека, как потреб-  

ность в труде и потребность в общении, а также такие его  

личностные свойства, как характер и, в определенной сте-  

пени, склонности и способности, активно проявляются и  

развиваются не столько в одностороннем воздействии чело-  

века на природу, на вещи и предметы, сколько в двухсто-  

роннем взаимодействии людей, накладывающем  

неизгладимый отпечаток на все стороны формирующейся  

личности.  

 

В значительной мере объяснению конкретных механиз-  

мов развития личностных характеристик в общении он по-  

святил многие страницы написанных им глав для  

двухтомника <Психические особенности человека>.  

 

И еще основательнее он обсуждает эту проблему в ряде  

 

статей, объединенных им в сборнике <Личность и невро-  

 

 

зы>  

 

В своем стремлении постичь механизмы влияния обще-  

ния на психику В.Н. Мясищев не ограничился выяснением  

его роли в становлении характера человека и образующих  

 

См.: там же, с.377  

 

Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека, т. I, II  

 

Мясищев В.Н. Личность и неврозы, с. 66-69, 109, 156-159, 165,  

189,207-217 и др.  

 

243  

STR.244  

его ядро отношений. Одновременно он пытался решить и  

несравненно более трудную научную задачу - вскрыть за-  

висимости между общением и психическими процессами  

участвующих в общении людей.  

 

Исследуя эти зависимости на примере больных невроза-  

ми, он ярко описал социально-психологические и диффе-  

ренциально-психологические механизмы воздействия  

условий общения на активность, продуктивность и динами-  

ку перцептивных, интеллектуальных, мнемических, ат-  

тенционных и эмоциональных процессов человека. Ход его  

рассуждений был таким: при возникновении отклонений во  

внутренней субъективной основе общения, какой являются  

отношения, у человека появляется более или менее сильное  

и устойчивое состояние внутреннего напряжения, которое  

у разных людей хотя и не одинаково, но тем не менее обя-  

зательно влияет на их восприятие и память, на их мышле-  

ние и внимание и на их аффективно-волевую сферу.  

 

В этой краткой работе мы перечислили направления раз-  

думий В.Н.Мясищева по поводу наиболее актуальных про-  

блем психологии общения, идущие, главным образом, в  

русле общей психологии. Не меньшие, а пожалуй, большие  

усилия в освещении многих теоретических и прикладных  

аспектов этой хотя и огромной, но пока недостаточно раз-  

работанной психологической наукой области были пред-  

приняты им с позиции медицинской психологии. Но эта  

часть научного наследия В.Н. Мясищева заслуживает спе-  

циального внимания и требует особого рассмотрения.  

 

Мы закончили рассмотрение основных психологических  

характеристик общения, а также тех факторов, которые эти  

особенности определяют. И сейчас, подводя итог изложен-  

ному, попытаемся сформулировать принципы, практиче-  

ская реализация которых делает общения людей  

по-настоящему личностно комфортным.  

 

Во-первых, это общение обязательно на равных, когда  

один участник не стремится подмять под себя другого, но и  

сам не жертвует ни на йоту чувством собственного достоин-  

ства. Во-вторых, это общение, проникнутое чувством гу-  

манности и доброжелательности участников друг к другу.  

 

См. там же, с. 58, 66, 92 ..  

 

244  

 

В-третьих, это диалогическое общение, в котором у каждо-  

го человека непременно присутствует установка на проник-  

новение в существо позиций, точек зрения партнеров на  

проблемы, на разрешение которых и направлено их взаи-  

модействие. Таким образом, оно имеет целью достижение  

взаимопонимания. В-четвертых, это общение, в котором  

его участники стремятся и умеют уходить от стереотипов  

при оценивании друг друга и стараются постичь своеобра-  

зие партнера. В-пятых, это общение, в котором постоянно  

присутствует стремление и умение людей объективно оце-  

нивать характер своего вклада в общение, а также то, как  

оценивают их самих и их действия партнеры. В-шестых,  

это общение, в котором взаимодействующие лица всегда  

вносят элемент творчества. Они корректируют свое поведе-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1730
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь